15.07.2021
Отчет об итогах деятельности Экспертной группы по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску за первое полугодие 2021 г.
В рамках Экспертной группы работают тематические рабочие подгруппы:
— По экспертизе инициатив, связанных с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
— По экспертизе инициатив, связанных с противодействием неправомерным бизнес практикам на финансовом рынке и предотвращением конфликта интересов;
— По экспертизе инициатив, связанных с развитием функции комплаенс и внутреннего контроля;
— По экспертизе инициатив, связанных с применением норм международного права и экстерриториального права иностранных юрисдикций к российским финансовым организациям.
— По типологиям сомнительных операций.
— По вопросам межгосударственного обмена финансовой информацией для налоговых целей
— По вопросам внутреннего контроля в страховых организациях
— По вопросам санкционного комплаенс
— По концепции комплаенс-функций в финансовых организациях
В отчетном периоде состоялось 6 заседаний Экспертной группы по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску (далее – Экспертная группа).
1. 8.02.2021 Заседание Рабочей подгруппы по вопросам межгосударственного обмена финансовой информацией для налоговых целей (проводилось онлайн).
На заседании обсуждались:
1) особенности отчетной компании 2021 г., распространенные ошибки при представлении отчетности, влияние изменений в Постановлении Правительства РФ от 16 июня 2018 г. № 693 на порядок запроса информации у клиентов;
2) свод предложений организаций финансового рынка в отношении комплаенс-стратегии ФНС России по автоматическому обмену финансовой информации для налоговых целей;
3) проблемы дифференциации способа подтверждения получения от ОФР корректных промышленных данных для отчетности;
4) практика разработки внутренних процедур по CRS (крупного банка, регионального банка, профессионального участника рынка ценных бумаг и страховой компании);
5) бенчмарк по реализации FATCA и CRS в организациях финансового рынка.
По второму вопросу приняты решения:
Председателю Экспертной группы до 12 февраля 2021г. направить в ФНС России результаты Опроса по комплаенс-стратегии ФНС России;
08.02.2021 Итоги опроса финансовых организаций — членов Рабочей подгруппы по комплаенс-стратегии направлены в ФНС России
Председателю Экспертной группы в течении месяца совместно с НСФР провести опрос участников рабочей подгруппы по Чек-листу ФНС России и доложить его результаты на следующем заседании Рабочей подгруппы;
23.04.2021Результаты Опроса направлены в ФНС России
Председателю экспертной группы совместно с НСФР до 1 марта 2021 года подготовить письмо в адрес ФНС России с предложениями по регламентации формы уведомления ФНС России о переносе сроков отчетности отдельного ОФР, в следствии обстоятельств непреодолимой силы, в т. ч. чрезвычайных ситуаций на основе примера использования формы Службы внутренних доходов США – о переносе сроков отчетности, используемой в рамках законодательства FATCA (форма Форма 8809-I(«Запрос на продление срока отправки Формы 8966»): https://www.irs.gov/pub/irs-access/f8809i_accessible.pdf)
По четвертому вопросу принято решение до 1 марта 2021г. НСФР на основе предложений участников Рабочей подгруппы готовить проект такой рекомендации, которая будет представлена на обсуждение Рабочей подгруппы на одном из ближайших заседаний.
2. 15.02.2021 Заседание Рабочей подгруппы по вопросам внутреннего контроля в страховых организациях (проводилось онлайн).
На заседании обсуждались:
1) законопроект № 1104357–7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации» в части регулирования вопросов идентификации (упрощенной идентификации) клиентов страховых компаний и страховых брокеров, разработанного в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
2) перечень приоритетов работы Рабочей подгруппы на 2021 г.
По первому вопросу принято решение поручить НСФР до 25 февраля 2021г. подготовить заключение на законопроект, с учетом состоявшегося обсуждения, и направить его в адрес Минэкономразвития России, Банка России, Росфинмониторинга. Комитета по финансовому рынку Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.
По второму вопросу принято решение поручить Председателю Экспертной группы запросить у участников Рабочей подгруппы мнение ранжированию приоритетов Рабочей подгруппы на 2021 год, участникам рабочей подгруппы — направить свои предложения по ранжированию приоритетов до 25.02.2021 (заполнив таблицу с приоритетами работы Рабочей подгруппы на 2021 год).
3. 4.03.2021 Заседание Рабочей подгруппы по вопросам санкционного комплаенс (проводилось онлайн).
На заседании обсуждались:
1) законопроект № 996800–7 и его доработка ко 2-му чтению;
2) обсуждение мер, направленных на обеспечение бесперебойности и безопасности передачи финансовых сообщений как по внутрироссийским операциям, так и по международным расчетам, необходимых для минимизации и предотвращению рисков угрозы отключения банков РФ от SWIFT;
3) последние разъяснения OFAC в части обхода санкционных режимов «Поправка Бермана», новый механизм поиска по критериям нестрогих псевдонимов, актуальные тенденции в сфере санкционных рисков.
По третьему вопросу приняты решения:
поручить НСФР подготовить проект обновленных рекомендаций по ответам на запросы иностранных банков-корреспондентов, согласовать их участниками Экспертной группы и направить в Банк России с предложениями о разработке мер, направленных на снижение рисков блокировки корреспондентских светов российских банков вследствие невыполнения требований иностранных юрисдикций о раскрытии информации;
рекомендовать кредитным организациям для снижение возможности негативных последствий в случае закрытия корреспондентских счетов российских банках в иностранных юрисдикциях или блокировки доступа российским банкам международной системы СФИФТ использовать систему СПФС, а также рекомендовать подключать к этой системе иностранных банков-корреспондентов.
4. 15.04.2021 Заседание Рабочей подгруппы по вопросам межгосударственного обмена финансовой информацией для налоговых целей (проводилось онлайн).
На заседании обсуждались:
1) рекомендации ФНС России в преддверии отчетной кампании 2021 года;
2) проект методических рекомендаций о внутренних документах ОФР по выполнению обязательств по автоматическому обмену финансовой информацией для налоговых целей;
3) проблема дифференциации способа подтверждения получения от ОФР корректных промышленных данных для отчетности;
4) практика применения процедур организации финансового рынка при отказе клиентов в представлении сведений о своем налоговом резидентстве;
5) опыт работы с клиентами, рожденными в США;
6) пример использования SWIFT KYC Registry для целей CRS;
7) практика идентификации выгодоприобретателей для целей CRS.
По второму вопросу приняты решения:
о концептуальном одобрении Рекомендаций «О внутренних документах организаций финансового рынка по выполнению обязательств по автоматическому обмену финансовой информации для налоговых целей»;
поручить Председателю экспертной группы совместно с НСФР подготовить финальную редакцию Рекомендаций с проведенной юридико-технической корректировкой текста и до 20 мая 2021 года направить финальную редакцию Рекомендаций в ФНС России, а также опубликовать ее на сайте НСФР;
поручить Председателю Экспертной группы совместно со специалистами НСФР направить результаты Опроса в ФНС России до 29 апреля 2021г.
По третьему вопросу были приняты решения:
участникам рабочей подгруппы направить до 20 мая 2021г. Председателю Экспертной группы предложения по доработке ПО Налогоплательщик ЮЛ, в части введения предупреждения о тестовых данных в отчетном файле при подписании транспортного контейнера (ТК);
председателю экспертной группы совместно со специалистами НСФР подготовить на основе предложений участников экспертной группы письмо в адрес ФНС России до 27 мая 2021г.
По четвертому вопросу были приняты решения:
участникам рабочей подгруппы направить до 20 мая 2021г. Председателю Экспертной группы предложения об упрощении расторжения договоров валютных счетов с клиентами – отказниками;
председателю экспертной группы совместно со специалистами НСФР подготовить на основе предложений участников экспертной группы письмо в адрес Банка России до 27 мая 2021г.
По пятому вопросу были приняты решения:
участникам рабочей подгруппы направить до 20 мая 2021г. Председателю Экспертной группы предложения по запросу в МИД России о способах подтверждения рождения лица в дипломатической семье на территории иностранного государства;
председателю экспертной группы совместно со специалистами НСФР подготовить на основе предложений участников экспертной группы письмо в адрес Банка России до 27 мая 2021г.
5. 22.04.2021 Заседание Рабочей подгруппы по вопросам внутреннего контроля в страховых организациях (проводилось онлайн).
На заседании обсуждались:
1) законопроект «О внесении изменений в федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части законодательного закрепления возможности хозяйственных обществ страховать за свой счет имущественную ответственность членов органов управления, а также иных лиц;
2) электронное урегулирование убытков и Законопроект № 987674–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части расширения сферы обмена информацией и документами в электронной форме между сторонами договора страхования), а также необходимость иных изменений действующего законодательства в страховании жизни и имущественном страховании;
3) практические проблемы ПОДФТ и предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства:
порядок определения выгодоприобретателя для страхования жизни;
процедуры обновления сведений в страховой компании.
По первому вопросу принято решение отслеживать Законопроекты 1–2 и при получении информации об их повторном размещении/внесении в Государственную Думу, направить консолидированную позицию участников страхового рынка о необходимости их концептуальной доработки.
По второму вопросу приняты решения:
участникам Заседания направить в адрес Председателя ЭГ предложения по заключению на Законопроект в срок до 11.06.2021 г.;
НСФР подготовить заключение по Законопроекту с учетом комментариев Сбербанк Страхование Жизни;
Со-руководителю Рабочей подгруппы – Инне Вялковой обсудить с заинтересованными страховыми организациями вопрос целесообразности внесения изменений в Указание Банка России от 12.09.2018 № 4902-У «О перечне документов, сохранность которых должны обеспечить страховщики, и требованиях к обеспечению сохранности таких документов» и информировать Председателя ЭГ о необходимости подготовке предложений с их указанием.
По третьему вопросу приняты решения:
со-руководителю Рабочей подгруппы – Анне Комаровой направить в адрес Председателя ЭГ предложения по корректировке Положения Банка России от 12.12.2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» по проблемам, озвученным в ее докладе в срок до 28.05.2021 г.;
НСФР подготовить обращение в Банк России с предложение по корректировке Указания № 444-П на основе предложений участников Рабочей подгруппы.
6. 25.05.2021 Заседание Рабочей подгруппы по концепции комплаенс-функций в финансовых организациях (проводилось онлайн).
На заседании обсуждались:
1) международные стандарты комплаенс как основа внедрения комплаенс-систем в организации, положения нового стандарта ISO 37301 и его принципиальное отличие от ISO 19600, перспективы сертификации в России и порядок и требования к сертификации;
2) результаты опроса финансовых организаций по развитию комплаенс-функции;
3) предложения по регулированию комплаенс-функции и план работы Рабочей подгруппы.
По первому вопросу приняты решения:
НСФР подготовить запрос в Росстандарт РФ для безвозмездного получения текста стандарта международного стандарта ISO 37301 для некоммерческого использования с целью подготовки доклада Банку России для проведения обсуждения порядка его имплементации финансовыми организациями в срок до 4 июня 2021г;
по получению текста стандарта, НСФР подготовить перевод и согласовать его понятийный аппарат с Руководителем рабочей подгруппы в течение 2- календарных недель после получения текста стандарта.
По третьему вопросу приняты решения:
Руководителю Экспертной группы совместно со специалистами НСФР подготовить запрос в Министерство Финансов РФ о применении требований Постановления Правительства РФ № 622 при проведении сертификации по международным стандартам ISO, поскольку подобную сертификацию осуществляют в основном иностранные аудиторские организации до 4 июня 2021г;
Руководителю Рабочей подгруппы организовать подготовку доклада Банка России по имплементации стандарта ISO 37301 в финансовых организациях совместно с участниками рабочей подгруппы – до 1 сентября 2021г;
специалистам НСФР подготовить сопроводительное письмо в Банк России по проведению общественных слушаний и разработки на их основе Дорожной карты по имплементации стандарта ISO 37301 для финансовых организаций – до 1 сентября 2021г;
22.09.2021 Первому Заместителю Председателя Банка России Швецову С.А. направлено обращение о порядке сертификации по стандарту ISO 37301 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 622
Также за отчетный период Экспертная группа приняла участие в экспертизе ряда нормативных правовых актов, подготовке проектов нормативных актов и обращений:
1) 28.01.2021 в Росфинмониторинг направлен проект изменений в Приказ Росфинмониторинга от 12.08.2019 № 222 «Об утверждении Порядка доведения до кредитных организаций перечня иностранных государств и (или) административно-территориальных единиц иностранных государств, обладающих самостоятельной правоспособностью, на территории которых зарегистрированы иностранные банки, эмитировавшие платежные карты, операции с использованием которых подлежат обязательному контролю в соответствии с пунктом 15 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»» № 222, уточняющие порядок определения даты начала применения перечня территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, входящих в перечень, утвержденный уполномоченным органом;
2) 17.02.2021 в Банк России направлено заключение на проект указания Банка России «О внесении изменения в Указание Банка России от 20 ноября 2015 года № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования»»;
3) 10.03.2021 в Совет Федерации направлено заключение на проект федерального закона № 1116371–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями подозрительных операций и использованию этой информации»;
4) 15.03.2021 в Банк России направлено в Банк России по вопросам применения Положения Банка России от 04.06.2020 № 719-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств»;
5) 22.03.2021 в Минэкономразвития направлено заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части законодательного закрепления возможности хозяйственных обществ страховать за свой счет имущественную ответственность членов органов управления, а также иных лиц»;
6) 31.03.2021 в Совет Федерации направлена таблица поправок к проекту федерального закона № 1104357–7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации»;
7) 21.04.2021 в Совет Федерации направлено заключение на проект федерального закона № 1133991–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
8) 22.04.2021 в Банк России направлено заключение на проект Указания Банка России «О перечне инсайдерской информации юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком…»;
9) 22.04.2021 в Банк России направлено обращение по вопросам порядка применения отдельных норм Инструкции Банка России от 29.11.2019 № 199-И, Положения Банка России от 03.12.2015 № 511-П, Положения Банка России от 30.05.2014 № 421-П;
9) 28.04.2021 в Банк России направлено обращение по вопросам порядка применения отдельных норм Положения Банка России от 10.01.2020 № 710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков»;
10) 28.04.2021 на сайте НСФР опубликованы рекомендации «О внутренних документах организаций финансового рынка по выполнению обязанностей в связи с автоматическим обменом финансовой информацией» (https://rosfinsovet.ru/site/public/files/12/11596-rekom—25–2-o-vnutr-dokum-dlya-crs_na-28.04.21_-_2_.pdf);
11) 27.05.2021 в ФНС России направлено обращение в ФНС России с предложениями по доработке программы «Налогоплательщик ЮЛ» для целей надлежащего исполнения требований Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 № 693;
12) 27.05.2021 в МИД России направлено обращение по вопросам о способах документального подтверждения рождения на территории США ребенка в семье дипломатов Российской Федерации или СССР;
13) 28.05.2021 в Банк России направлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в целях дополнительного совершенствования обязательного контроля)»;
14) 7.06.2021 в Совет Федерации направлено заключение НСФР на проект федерального закона № 1165650–7 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 3.1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (в части принятия дополнительных мер по противодействию деятельности на территории Российской Федерации иностранных неправительственных организаций);
15) 10.06.2021 в Минфин России направлено заключение на проект федерального закона № 1171868–7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»;
16) 28.06.2021 в ФНС России обращение о публикации на сайте ФНС России рекомендаций НСФР «О внутренних документах организаций финансового рынка по выполнению обязанностей в связи с автоматическим обменом финансовой информацией»;
17) предложения по доработке проекта федерального закона № 1165650–7 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 3.1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (в части принятия дополнительных мер по противодействию деятельности на территории Российской Федерации иностранных неправительственных организаций);
18) заключение на проекты указаний Банка России, разработанные на основании отдельных положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
19) обращение в Банк России по вопросам исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ в отношении операций с цифровой валютой и цифровыми финансовыми активами;