Положение о Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

I. Общие положения

1. Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (далее – Комитет) образован Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации) из числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — члены Совета Федерации) в соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации, Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Регламент Совета Федерации) и является постоянно действующим органом палаты.

2. Комитет образуется для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения принятых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также для решения других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами.

3. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — постановления Совета Федерации), Регламентом Совета Федерации, распоряжениями Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также поручениями Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Председатель Совета Федерации), первого заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – первый заместитель Председателя Совета Федерации) и заместителей Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – заместитель Председателя Совета Федерации), а также настоящим Положением.

4. Деятельность Комитета основывается на принципах гласности, свободного обсуждения вопросов, открытости и коллегиальности принятия решений.

5. Персональный состав Комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава Комитета оформляется постановлением Совета Федерации. Численность Комитета должна составлять не менее 11 членов Совета Федерации, но не более 21 члена Совета Федерации. Если состав Комитета становится менее 11 человек, председатель Комитета незамедлительно информирует об этом Председателя Совета Федерации. Член Комитета выбывает из состава Комитета после прекращения своих полномочий члена Совета Федерации.

II. Полномочия Комитета

6. Комитет по вопросам, отнесенным к его ведению:

1) разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам (в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации), а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;

2) проводит экспертизу законопроектов, а также экспертизу принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

3) готовит предложения по проекту федерального бюджета и проектам бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и на соответствующий плановый период;

4) осуществляет подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;

5) предварительно рассматривает внесенные в Государственную Думу законопроекты, по согласованию с комитетами Государственной Думы может направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах и рабочих группах Государственной Думы;

6) может по согласованию направлять своих представителей в рабочие группы, создаваемые в Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти;

7) готовит проекты постановлений Совета Федерации об обращении к Общественной палате Российской Федерации о проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов;

8) может предварительно рассматривать по согласованию с субъектами Российской Федерации проекты законов субъектов Российской Федерации;

9) рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам, разработанные членами Совета Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы и направленные ими в Комитет;

10) готовит материалы к ежегодному докладу Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации;

11) рассматривает федеральные и региональные целевые программы и их исполнение;

12) принимает участие в международном сотрудничестве;

13) может готовить по поручению Председателя Совета Федерации предложения по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств, а также разрабатывает и предварительно рассматривает проекты указанных актов;

14) организует участие Совета Федерации в рабочей группе Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации;

15) предварительно рассматривает кандидатуры для назначения на должности членов Национального банковского совета от Совета Федерации;

16) предлагает представителей Совета Федерации в коллегию Счетной палаты Российской Федерации, коллегии федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по финансовому мониторингу), а также в правления Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации (по согласованию с этими органами);

17) организует проведение парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий;

18) участвует в подготовке и проведении «правительственного часа» на заседании Совета Федерации;

19) готовит предложения в проект плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю (осеннюю) сессию;

20) решает вопросы организации своей деятельности: определяет структуру Комитета, порядок его работы, утверждает распределение обязанностей между председателем Комитета, первыми заместителями председателя Комитета и заместителями председателя Комитета, может создавать экспертные и консультативные советы, рабочие группы;

21) вносит на рассмотрение Совета палаты предложения о представлении к награждению государственными наградами и о награждении наградами Совета Федерации членов Комитета и сотрудников аппарата Комитета;

22) рассматривает обращения граждан и юридических лиц, а также организует согласно графику, утверждаемому Председателем Совета Федерации, проведение личного приема граждан членами Комитета;

23) рассматривает иные вопросы, отнесенные к его ведению Советом Федерации.

7. Комитет вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для его деятельности, у государственных органов, общественных объединений, должностных лиц.

8. Комитет утверждает план работы Комитета и представляет Совету Федерации отчет о работе Комитета за год.

III. Вопросы ведения Комитета

9. К ведению Комитета относятся следующие вопросы:

1) формирование и исполнение федерального бюджета, бюджетное устройство, бюджетная классификация и бюджетное регулирование;

2) денежно-кредитная политика;

3) взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и предоставление межбюджетных трансфертов;

4) финансирование государственных и муниципальных заданий;

5) финансирование, реализация государственных федеральных и региональных целевых и инвестиционных программ;

6) государственный и муниципальный долг, дефицит федерального бюджета и источники его финансирования;

7) государственный финансовый контроль и финансовый мониторинг;

8) формирование и исполнение бюджетов государственных внебюджетных и бюджетных фондов;

9) система налогов и сборов в Российской Федерации;

10) ратификация и денонсация международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения;

11) формирование и использование нефтегазовых доходов, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния;

12) таможенное регулирование;

13) бухгалтерский учет, аудит и финансовая отчетность;

14) хранение, отпуск, использование и оборот драгоценных металлов и драгоценных камней;

15) деятельность Центрального банка Российской Федерации, иных банков и кредитных организаций;

16) система платежей и расчетов;

17) рынок ценных бумаг;

18) инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды;

19) валютное регулирование и валютный контроль, трансграничные финансовые операции;

20) страхование, ипотечное кредитование и лизинг;

21) организация и деятельность контрольно-счетных органов;

22) взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации;

23) рассмотрение отчетов Счетной палаты Российской Федерации;

24) обобщение предложений комитетов Совета Федерации о поручениях Совета Федерации Счетной палате Российской Федерации;

25) участие Российской Федерации в деятельности международных финансовых организаций;

26) назначение на должность членов Национального банковского совета, представляющих Совет Федерации;

27) предварительное обсуждение кандидатур для назначения на должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации.

IV. Структура Комитета

10. Комитет самостоятельно определяет свою структуру и имеет право образовывать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности для реализации полномочий. Член Комитета вправе входить в состав любого подкомитета.

11. Председателем подкомитета является первый заместитель (заместитель) председателя Комитета. Председатель подкомитета избирается на заседании Комитета большинством голосов от общего числа членов Комитета.

12. Комитет образует подкомитет по финансовому контролю.

13. К ведению подкомитета по финансовому контролю относятся следующие вопросы:

1) отчет об исполнении федерального бюджета за год;

2) государственный финансовый контроль;

3) организация и деятельность контрольно-счетных органов;

4) взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;

5) предварительное обсуждение кандидатур для назначения на должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

6) рассмотрение отчетов Счетной палаты Российской Федерации и подготовка проектов постановлений Совета Федерации по результатам их рассмотрения;

7) обобщение предложений комитетов Совета Федерации о поручениях Совета Федерации Счетной палате Российской Федерации и подготовка соответствующих проектов постановлений Совета Федерации.

14. График проведения заседаний подкомитетов должен составляться таким образом, чтобы члены Комитета, входящие в подкомитеты, имели возможность присутствовать на заседании каждого из них, а также на заседании Комитета.

15. Решения подкомитета по вопросам, отнесенным к полномочиям Комитета, носят рекомендательный характер.

16. Комитет избирает председателя Комитета, первого заместителя председателя Комитета и заместителя председателя Комитета. Количество первых заместителей председателя Комитета, заместителей председателя Комитета определяется с учетом требований Регламента Совета Федерации.

17. Председатель Комитета, первый заместитель председателя Комитета, заместитель председателя Комитета избирается на срок его полномочий в качестве члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

18. Председатель Комитета, первый заместитель председателя Комитета, заместитель председателя Комитета не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.

19. Порядок избрания председателя Комитета, первого заместителя председателя Комитета, заместителя председателя Комитета, а также порядок освобождения их от должности определяется Регламентом Совета Федерации.

V. Полномочия председателя Комитета

20. Председатель Комитета:

1) представляет Комитет во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями, соответствующими органами парламентов иностранных государств, международными организациями, а также с Председателем Совета Федерации, первым заместителем Председателя Совета Федерации, заместителями Председателя Совета Федерации, Советом палаты, иными комитетами Совета Федерации и комитетами Государственной Думы;

2) организует работу Комитета, распределяет обязанности между первыми заместителями председателя Комитета, заместителями председателя Комитета с последующим утверждением Комитетом;

3) вносит на заседание Комитета предложения о количестве и составах экспертных и консультативных советов, рабочих групп, порядке их работы, координирует их деятельность;

4) направляет членам Комитета поступившие документы и материалы для рассмотрения и подготовки предложений;

5) уведомляет членов Комитета о месте и времени проведения заседания Комитета, а также заблаговременно информирует об этом других участников заседания;

6) готовит предложения по проекту повестки дня заседания Комитета;

7) созывает внеочередное заседание Комитета по своей инициативе или по инициативе подкомитета либо по инициативе не менее одной трети от общего числа членов Комитета;

8) ведет заседания Комитета, подписывает протоколы заседаний и решения Комитета;

9) подписывает заключения Комитета по федеральным законам, визирует проекты актов Совета Федерации по вопросам, вносимым Комитетом или с участием Комитета на рассмотрение Совета Федерации или Совета палаты, а также акты Совета Федерации;

10) докладывает на заседаниях Совета Федерации и Совета палаты вопросы, находящиеся в ведении Комитета;

11) информирует членов Комитета о выполнении планов работы Комитета;

12) ведет парламентские слушания, «круглые столы», рабочие встречи и иные мероприятия, проводимые Комитетом или с участием Комитета;

13) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Комитета;

14) утверждает после согласования с Руководителем Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Руководитель Аппарата Совета Федерации) Положение об аппарате Комитета;

15) вносит Руководителю Аппарата Совета Федерации предложения по штатной численности аппарата Комитета для утверждения Председателем Совета Федерации;

16) представляет по согласованию с Руководителем Аппарата Совета Федерации к назначению на должность и освобождению от должности руководителя аппарата Комитета;

17) предварительно рассматривает предложения руководителя аппарата Комитета по назначению на должности и (или) освобождению от должностей сотрудников аппарата Комитета;

18) исполняет иные полномочия в соответствии с Регламентом Совета Федерации, поручениями Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации, решениями Комитета и настоящим Положением.

21. Один из первых заместителей председателя Комитета или заместитель председателя Комитета по письменному поручению председателя Комитета замещает председателя Комитета в его отсутствие.

VI. Порядок проведения заседаний Комитета

22. Заседания Комитета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц в соответствии с графиком, утверждаемым председателем Комитета.

23. Заседание проводит председатель Комитета или один из его первых заместителей, а в их отсутствие – один из заместителей председателя Комитета по письменному поручению председателя Комитета.

24. Председательствующий обеспечивает порядок при проведении заседания Комитета, предоставляет слово в соответствии с повесткой дня заседания и подписывает протокол и решения заседания Комитета.

25. О заседании Комитета председатель Комитета, как правило, не менее чем за 72 часа уведомляет членов Комитета, Председателя Совета Федерации, соответствующие комитеты Государственной Думы, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, совет Общественной палаты Российской Федерации, а также субъекты права законодательной инициативы, законопроекты которых подлежат рассмотрению. Для извещения других членов Совета Федерации используются информационные ресурсы Совета Федерации.

26. Заседания Комитета проводятся, как правило, открыто. Комитет может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов Комитета, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

27. Заседание Комитета правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Комитета.

28. Член Комитета обязан присутствовать на заседании Комитета. О невозможности своего присутствия по уважительной причине член Комитета заблаговременно информирует в письменной форме председателя Комитета.

29. В открытых и закрытых заседаниях Комитета могут принимать участие с правом совещательного голоса члены Совета Федерации, не входящие в состав Комитета.

30. В открытых и закрытых заседаниях Комитета вправе принимать участие Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, статс-секретари – заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В заседаниях Комитета вправе принимать участие члены Общественной палаты Российской Федерации, уполномоченные советом Общественной палаты Российской Федерации, при соблюдении требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне. На открытых заседаниях Комитета вправе присутствовать помощники членов Совета Федерации по работе в Совете Федерации.

31. Представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и средств массовой информации участвуют в заседании Комитета с согласия председателя Комитета.

32. На заседании Комитета присутствуют сотрудники Правового управления Аппарата Совета Федерации, которые по просьбе членов Комитета дают пояснения правового характера по вопросам, рассматриваемым на заседании Комитета. В случае необходимости для участия в заседании Комитета привлекаются работники иных структурных подразделений Аппарата Совета Федерации.

33. Решения Комитета по процедурным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комитета. По остальным вопросам решения Комитета принимаются большинством голосов от общего числа членов Комитета, если иное не установлено Регламентом Совета Федерации.

34. При обсуждении вопросов на заседании Комитета продолжительность доклада не должна превышать десяти минут. По решению председательствующего на заседании Комитета время для доклада может быть продлено. Время для выступлений по обсуждаемым вопросам не должно превышать пяти минут. По решению председательствующего на заседании Комитета время может быть продлено. Время для вопроса или реплики не должно превышать трех минут.

35. Вопросы повестки дня заседания Совета Федерации, ответственным за подготовку которых является Комитет, докладывает председатель Комитета. На заседании Комитета может быть принято решение о передаче права докладывать вопросы на пленарном заседании Совета Федерации члену Комитета. Соответствующее решение оформляется поручением председателя Комитета.

36. Заседание Комитета проводится в течение одного дня или в течение двух дней, если в повестку дня заседания Комитета включено более десяти вопросов.

VII. Полномочия председателя подкомитета

37. Председатель подкомитета:

1) организует работу подкомитета, распределяет обязанности между членами подкомитета;

2) утверждает повестку дня заседания подкомитета, направляет членам подкомитета документы и материалы к заседанию подкомитета;

3) ведет заседания подкомитета, а в случае своего отсутствия поручает ведение заседания одному из членов подкомитета, подписывает протокол заседания подкомитета, решения подкомитета и направляет их председателю Комитета;

4) визирует проекты заключений Комитета по федеральным законам и проектам федеральных законов, отнесенным к вопросам ведения подкомитета;

5) ведет по решению Комитета парламентские слушания, «круглые столы», иные мероприятия, проводимые Комитетом;

6) исполняет иные обязанности в соответствии с решениями Комитета и поручениями председателя Комитета.

VIII. Организация работы подкомитета

38. Заседания подкомитета проводятся по мере необходимости.

39. Заседание проводит председатель подкомитета, а в его отсутствие – один из членов подкомитета по поручению председателя подкомитета.

40. Подкомитет осуществляет свою работу на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов.

41. Заседания подкомитета проводятся открыто. Подкомитет может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов подкомитета.

42. Член подкомитета обязан присутствовать на заседании подкомитета. О невозможности своего присутствия по уважительной причине член подкомитета заблаговременно информирует в письменной форме председателя подкомитета.

43. Решения подкомитета принимаются большинством голосов
от числа присутствующих на заседании членов подкомитета.

44. Вопросы повестки дня заседания Комитета, ответственным за подготовку которых является подкомитет, докладывает
председатель подкомитета. На заседании подкомитета может быть принято решение о передаче права докладывать вопросы на заседании Комитета члену подкомитета. Соответствующее решение оформляется поручением председателя подкомитета.

IX. Проведение Комитетом парламентских слушаний,
«круглых столов», совещаний и иных мероприятий

45. Комитет организует проведение парламентских слушаний, «круглых столов», совещаний и иных мероприятий по вопросам своего ведения, на которые могут приглашаться члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, средств массовой информации, эксперты, другие лица.

46. Комитет может проводить в субъектах Российской Федерации выездные заседания, парламентские слушания, «круглые столы», конференции, семинары и иные мероприятия. Место проведения выездного мероприятия определяется по согласованию с Советом палаты.

Х. Аппарат Комитета

47. Аппарат Комитета является структурным подразделением Аппарата Совета Федерации и осуществляет правовое, организационное, информационное и документационное обеспечение деятельности Комитета и его подкомитетов, парламентских слушаний, «круглых столов», совещаний и иных мероприятий, проводимых Комитетом.

48. Задачи аппарата Комитета определяются Регламентом Совета Федерации, Положением об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Положением об аппарате Комитета, утверждаемым председателем Комитета после согласования с Руководителем Аппарата Совета Федерации.

49. Штатное расписание Аппарата Совета Федерации в части, касающейся аппарата Комитета, утверждается Руководителем Аппарата Совета Федерации по представлению руководителя аппарата Комитета, согласованному с председателем Комитета.