Отчеты о деятельности

Отчет об итогах деятельности Экспертной группы по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску за второе полугодие 2021 г

Отчет об итогах деятельности Экспертной группы по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску за второе полугодие 2021 г.

 

В рамках Экспертной группы работают тематические рабочие подгруппы:

— По экспертизе инициатив, связанных с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— По экспертизе инициатив, связанных с противодействием неправомерным бизнес практикам на финансовом рынке и предотвращением конфликта интересов;

— По экспертизе инициатив, связанных с развитием функции комплаенс и внутреннего контроля;

— По экспертизе инициатив, связанных с применением норм международного права и экстерриториального права иностранных юрисдикций к российским финансовым организациям.

— По типологиям сомнительных операций.

— По вопросам межгосударственного обмена финансовой информацией для налоговых целей

— По вопросам внутреннего контроля в страховых организациях

— По вопросам санкционного комплаенс

По концепции комплаенс-функций в финансовых организациях

 

В отчетном периоде состоялось 4 заседания Экспертной группы по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску (далее – Экспертная группа).

 

1. 1.07.2021 Заседание Рабочей подгруппы по вопросам межгосударственного обмена финансовой информацией для налоговых целей (проводилось онлайн).

На заседании обсуждались:

1) CRS – комплаенс, результаты отчетной кампании, работа над ошибками;

2) результаты Опроса по чек-листу, как налоговый обмен видят участники финансового рынка;

3) проверка TIN на непротиворечивость;

4) практика идентификации выгодоприобретателей для целей CRS;

5) практика применения аналогов TIN при составлении отчетности, обзор стран, у которых допускается замена TIN иным номером;

6) практика применения новых полей форматов 5.04 в деятельности ОФР (внедрение в АБС, во фронтальные системы, в системы бэк-офиса) и последующее включение данной информации в отчетность;

7) практика проведения экспертизы с выявленными противоречиями у клиентов при заполнении ими форм самосертификации в режиме онлайн (в офисе, в ЛК при дистанционном обслуживании) и последующая работы такими противоречиями.

По четвертому вопросу приняты решения:

о подготовке и направлению участниками рабочей подгруппы вопросов и предложений о применении норм CRS при выявлении выгодоприобретателей в отношении номинальных держателей и уплаты налогов за 3-е лицо;

По пятому вопросу принято решение направить предложения по обращению в ФНС России в отношении следующих вопросов:

— перечень иностранных юрисдикций, по которым требуется дополнительная информация по форматам аналогов TIN и способам их проверки;

— примеры аналогов TIN, правомочность использования которых необходимо уточнить в иностранных юрисдикциях и ОЭСР;

— примеры форматов аналогов TIN некоторых иностранных юрисдикций, требующих корректировки формата отчетности версии 5.04, установленного ФНС России.

По шестому вопросу были приняты решения:

— участникам рабочей подгруппы направить предложения по доработке форматов отчетности в ФНС России в части сокращения количества кодов причины отсутствия TIN (ReasonCodeIn), например, объединения кода 06 и 07.

На основе предложений участников Рабочей подгруппы Председателем Экспертной группы совместно с НСФР сформированы предложения по практике применения аналогов TIN при составлении отчетности, обзор стран, у которых допускается замена TIN иным номером и другим вопросам, осаждавшимся на заседании, и направлены в ФНС России: https://rosfinsovet.ru/site/public/elfinder/News/2021–07–29/2_383-Nalog20-24–4(pisjmo_v_FNS-SHepelevoy_o_kontr_TIN_dlya_CRS_ot_27.07.21).pdf

2. 20.09.2021 Заседание Экспертной группы по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску (проводилось онлайн).

На заседании обсуждались:

1) проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по размещению гражданами Российской Федерации своих биометрических персональных данных в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, с применением мобильного телефона, смартфона, планшетного компьютера, а также использованию указанной системы государственными органами, банками и иными организациями с применением указанных биометрических персональных данных при предоставлении отдельных услуг»;

2) процедура удаленного принятия на обслуживание клиента в рамках действующего законодательства о ПОД/ФТ без процедуры биометрической идентификации для целей открытия банковского счета и для целей принятия на обслуживание без открытия банковского счета;

3) автоматизация работы с Единым реестром доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

По результатам заседания принято решение о подготовке для Банка России предложений и замечаний по созданию экспериментального правового режима в отношении удаленной идентификации, документ на стадии подготовки в НСФР.

3. 19.10.2021 Заседание Рабочей подгруппы по вопросам межгосударственного обмена финансовой информацией для налоговых целей (проводилось онлайн).

На заседании обсуждались:

1) качество CRS-комплаенса в России, итоги отчетного периода, основные недостатки и нарушения по информации ФНС России;

2) разработка формата отчетности 5.05 с учетом требований Глобального форума ОЭСР, замечаний, высказанных в ходе предварительного раунда оценки выполнения Россией требований CRS на практике;

3) запросы иностранных налоговых органов и претензии к качеству отчетности — на что обратить внимание организациям финансового рынка в России;

4) информация о применении стандарта CRS к договорам по счету номинального держателя в части выявления выгодоприобретателей.

По первому вопросу принято решение обратиться к организациям финансового рынка, являющимся субъектами Федерального закона № 340-ФЗ проверить до 26 ноября 2021 года данных всех клиентов, по которым была направлена информация в предыдущие периоды отчетности, на предмет наличия TIN и (или) даты рождения и осуществить необходимые действия по их внесению, в случае их отсутствия (анализ внутренних баз или направления клиентам запросов).

По второму вопросу были приняты решения:

о проведении в рамках Подгруппы до 28 октября 2021 года опроса о Формате 5.05 в части общей удовлетворенности и указания элементов Формата, которые являются наиболее затратным и которые целесообразно сделать необязательными для отчетной кампании 2021 года;

председателю Экспертной группы совместно со специалистами НСФР подготовить и направить агрегированный результаты опроса в адрес ФНС России до 30 октября 2021 года.

По итогам заседания представители ФНС России поблагодарили членов подгруппы за активность и подтвердили готовность на постоянной основе в рамках Рабочей подгруппы рассматривать предложения финансового сообщества по совершенствованию регулирования межгосударственного обмена финансовой информацией.

 

4. 14.12.2021 Заседание Рабочей подгруппы по вопросам межгосударственного обмена финансовой информацией для налоговых целей (проводилось онлайн).

На заседании обсуждались:

1) результаты корректировки ОФР переданных сведений в ФНС России по инвентаризации сведений (анализ внутренних баз данных и (или) направления клиентам запросов) о счетах, представленных за прошедшие периоды, в которых отсутствует TIN, дата рождения или допущены ошибки в ФИО/Наименовании; результаты Опроса участников Рабочей подгруппы по проекту формата 5.05, уточнения в формат 5.05 по результатам опроса;

2) значение гражданства клиента для его идентификации, порядок сбора информации по ВНЖ/гражданству, предоставляемому в обмен за инвестиции;

3) применимые процедуры для обеспечения качества отчетности CRS.

По результатам заседания были приняты решения:

По итогам заседания представители ФНС России поблагодарили членов подгруппы за активность и подтвердили готовность на постоянной основе в рамках Рабочей подгруппы рассматривать предложения финансового сообщества по совершенствованию регулирования межгосударственного обмена финансовой информацией. Кроме того, организациям финансового рынка предложили провести инвентаризацию направленной отчетности за 2018, 2019 и 2020 гг. и направить до 21.12.2021 в ФНС России корректирующие файлы о счетах, представленных за прошедшие периоды, в которых отсутствует TIN, дата рождения или допущены ошибки в ФИО/Наименовании.

Также представители ФНС России высоко оценили качество отчетности, направляемой активным членом экспертной группы — АО «Райффайзенбанк» и вклад участника экспертной группы — ПАО «СКБ-банк» в работу с клиентами-резидентами юрисдикций, предоставляющих гражданство/ВНЖ в обмен на инвестиции).

Представителю ФНС России, участвующему в заседании, было предложено обсудить целесообразность перевода элемента формата «место рождения» в категорию необязательных при подготовке финальной версии 5.05 формата отчета по автоматическому обмену финансовой информации для налоговых целей.

 


 

Также за отчетный период Экспертная группа приняла участие в экспертизе ряда нормативных правовых актов, подготовке проектов нормативных актов и обращений:

1) Предложения по доработке Форматов отчета о клиентах-резидентах иностранных государств, разработка которых предусмотрена Постановлением Правительства от 16.06.2018 № 693 (версия 5.04);

22.07.2021 Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы Шепелевой Ю.В. направлены предложения по доработке форматов отчета (версия 5.04) о клиентах-резидентах иностранных государств, разработка которых предусмотрена постановлением Правительства России от 16.06.2018 № 693

2) Обращение в ФНС России об определении выгодоприобретателя для целей выполнения требований Главы 20.1 НК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2021 № 693 при открытии номинального счета;

22.07.2021 Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы Шепелевой Ю.В. направлены вопросы об определении выгодоприобретателя для целей выполнения требований Главы 20.1 НК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 № 693 при открытии номинального счета

3) Обращение в ФНС России об определении выгодоприобретателя в паевом инвестиционном фонда для целей выполнения требований Главы 20.1 НК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2021 № 693;

22.07.2021 Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы Шепелевой Ю.В. направлены вопросы об определении выгодоприобретателя в паевом инвестиционном фонде для целей выполнения требований Главы 20.1 НК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 № 693

4) Предложения по совершенствованию Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 355-ФЗ;

26.07.2021 Директору Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Ясинскому И.В. были направлены предложения кредитных организаций, участвующих в работе Экспертной группы по совершенствованию законодательства и предложения по введению моратория на применение мер надзорного регулирования к кредитным организациям за нарушение Федерального закона № 355-ФЗ

Банк России поддержал инициативу и издал информационное письмо от 15.11.2021 № ИН-014–12/88 «О неприменении Банком России мер к кредитным организациям и некредитным финансовым организациям», в котором указал о том, что он считает целесообразным на период до 1 апреля 2021 года воздержаться от применения мер за допущенные кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями нарушения требований абзаца второго пункта 15 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части осуществления операций с денежными средствами и иным имуществом по поручению лиц, оказывающих услуги с использованием сайта в сети «Интернет», в случае, если доменное имя этого сайта, указатель страницы этого сайта содержатся в Едином реестре.

5) Обращение в ФНС России по вопросам контроля иностранных аналогов ИНН (TIN) для целей выполнения ОФР обязательств в рамках автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (https://rosfinsovet.ru/informatsiya/news/nsfr-napravil-obrashchenie-v-fns-rossii-po-voprosam-kontrolya-inostrannykh-analogov-inn-dlya-tselei-avtomaticheskogo-obmena-finansovoi-informatsiei-s-inostrannymi-gosudarstvami-3624);

27.07.2021 Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы Шепелевой Ю.В. направлены вопросы контроля иностранных аналогов ИНН (TIN) для целей выполнения ОФР обязательств в рамках автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами и предложения по практике применения аналогов TIN при составлении отчетности, обзор стран, у которых допускается замена TIN иным номером и другим вопросам, осаждавшимся на заседании, и направлены в ФНС России: https://rosfinsovet.ru/site/public/elfinder/News/2021–07–29/2_383-Nalog20-24–4(pisjmo_v_FNS-SHepelevoy_o_kontr_TIN_dlya_CRS_ot_27.07.21).pdf

 

6) Предложения по доработке текста ко 2 чтению проекта федерального закона № 1116371- 7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями подозрительных операций и использованию этой информации»;

13.08.2021 Заместителю Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Журавлеву Н.А направлены ключевые замечания к тексту проекта федерального закона № 1116371–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями к рассмотрению ко 2-му чтению Государственной Думой Российской Федерации Федерального Собрания

7) Заключение на проект федерального закона № 1193544–7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»;

20.09.2021 Заместителю Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Журавлеву Н.А направлено заключение на проект федерального закона № 1193544–7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»

 

8) Обращение в Банк России о порядке сертификации по стандарту ISO 37301 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 622;

22.09.2021 Первому Заместителю Председателя Банка России Швецову С.А. направлено обращение о порядке сертификации по стандарту ISO 37301 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 622

9) Обращение в Росфинмониторинг о продлении срока поддержки предыдущих форматов файла, содержащего Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в связи с выпуском нового формата, разосланного 17.09.2021 по личным кабинетам кредитных организаций;

6.10.2021 Направлено обращение Директору Федеральной службы по финансовому мониторингу Чиханчину Ю.А. и Директору Департамента финансового смониторинга и валютного контроля Ясинскому И.В. о поддержке сроков публикации и использования Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в новом и старом формате до 31.03.2022 https://rosfinsovet.ru/site/public/elfinder/Documents/211008%20-%20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%201%20(%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%A4%D0%9C%20%D0%BE%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%85%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8F%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2).pdf

28.10.2021 Банк России поддержал предложение о продлении сроков Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в новом и старом формате до 31.03.2022

https://rosfinsovet.ru/site/public/elfinder/Documents/211028%20-%20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%203%20(%D0%9E%D1%82%D0%B2%20%D0%94%D0%A4%D0%9C%D0%B8%D0%92%D0%9A%20%D0%A6%D0%91%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%20%D0%9D%D0%A1%D0%A4%D0%A0%20%D0%BE%20%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80).pdf

10) Предложения к проекту федерального закона № 987674–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части расширения сферы обмена информацией и документами в электронной форме между сторонами договора страхования) в части возможности использования ПЭП Страхователя для дистанционного урегулирования убытков в ОСАГО;

21.10.2021 Председателю Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку Аксакову А.Г. направлены предложения по доработке проекта федерального закона № 987674–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части расширения сферы обмена информацией и документами в электронной форме между сторонами договора страхования)

11) Предложения по доработке проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию терроризма и (или) иных противоправных деяний»;

27.10.2021 Заместителю министра финансов Российской Федерации Моисееву А.В. направлены предложения по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию терроризма и (или) иных противоправных деяний»

12) Обращение в ФНС России о результатах опроса участников финансового рынка по обновленному проекту формата отчетности версии 5.05 и Рекомендации по определению договоров, предусматривающих оказание финансовой услуги (https://rosfinsovet.ru/informatsiya/news/nsfr-napravleny-v-fns-rossii-rezultaty-oprosa-uchastnikov-finansovogo-rynka-po-obnovlennomu-proektu-formata-otchetnosti-versii-5–05-i-rekomendatsii-po-opredeleniyu-dogovorov-predusmatrivayushchikh-okazanie-finansovoi-uslugi-3944).

1.11.2021 в ФНС России направлены результаты Опроса ОФР по изменениям в формате отчетности CRS 5.05 https://rosfinsovet.ru/site/public/elfinder/Documents/211103%20-%20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%201%20(%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B%20%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%20%D0%A0%D0%9F%D0%93%20CRS%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%83%205.05).pdf

1.11.2021 в ФНС России направлены Рекомендации по оценке остатка по договорам, предусматривающим оказание финансовой услуги https://rosfinsovet.ru/site/public/elfinder/Documents/211103%20-%20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%202%20(%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%20%D0%94%D0%A4%D0%A3%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BC%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20CRS).pdf

13) Заключение на проект федерального закона № 10308–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

25.11.2021 Заместителю Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Журавлеву Н.А. направлено заключение с предложениями по доработке проекта федерального закона № 10308–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с оптимизацией регуляторной нагрузки на участников финансового рынка) https://rosfinsovet.ru/site/public/elfinder/News/2021–12–05/1_705-Legal755-7(zakl_NSFR_na_na_ZP_%23_10308-8_o_SnizhRegNagr)(25.11.21).pdf

14) Заключение на проект изменений в «Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями»;

https://rosfinsovet.ru/informatsiya/news/nsfr-napravil-v-fas-rossii-predlozheniya-po-dorabotke-izmenenii-v-obshchie-isklyucheniya-v-otnoshenii-soglashenii-mezhdu-kreditnymi-i-strakhovymi-organizatsiyami-4066

29.11.2021 и 08.12.2021 Заместителю руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеварову А.Б. направлены предложения по доработке изменений в «Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями»

15) Предложения в ФНС по доработке формата отчетности (версии 5.05) по автоматическому обмену финансовой информацией для налоговых целей.

 27.12.2021 Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы Шепелевой Ю.В. направлены предложения по доработке финальной версии 5.05 формата отчета по автоматическому обмену финансовой информации для налоговых целей

16) Проведение опроса для Банка России по формированию дополнительного перечня инсайдерской информации, в рамках Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ;

27.12.2021 Директору Департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Ляху В.В. направлены итоги опроса Акционерных обществ, не финансовых организаций, Финансовых организаций, информационных агентств и аудиторских компаний по формированию дополнительного перечня инсайдерской информации в рамках Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ

 

 

 

Председатель Наумов А.Е.

 

Секретарь Семенов Д.Н.