Планы и отчеты

Отчет о работе Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам за 2017 год

Отчето работе Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам за 2017 год

Работа Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в отчетный период строилась исходя из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю (осеннюю) сессии 2017 года (далее – план мероприятий Совета Федерации), плана работы Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на 2017 год, планов текущей работы комитета, вопросов, отнесенных к ведению комитета.

В соответствии со своими полномочиями комитет рассматривал федеральные законы, принятые Государственной Думой и переданные на рассмотрение Совета Федерации. За отчетный период комитет подготовил к рассмотрению на заседаниях Совета Федерации 110 федеральных законов, принятых Государственной Думой, по которым являлся ответственным за сопровождение в Совете Федерации, 60 федеральных законов, принятых Государственной Думой, по которым комитет являлся соисполнителем. По вопросам своего ведения комитет регулярно проводил экспертизу законопроектов, принятых Государственной Думой в первом чтении, а также законопроектов, рассмотренных Советом Государственной Думы и перед первым чтением направленных в Совет Федерации.

В 2017 году состоялось 25 заседаний комитета.

В рамках дней субъектов Российской Федерации в Совете Федерации комитет провел несколько расширенных заседаний по следующим вопросам:

— «Актуальные вопросы сохранения финансовой стабильности бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Ставропольского края)» (в рамках Дней Ставропольского края в Совете Федерации), 16 января,

— «Актуальные вопросы сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Тюменской области)» (в рамках дней Тюменской области в Совете Федерации), 13 февраля,

— «Актуальные вопросы оптимизации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и повышения их эффективности (на примере Кировской области)» (в рамках дней Кировской области в Совете Федерации), 20 марта,

— «Об отдельных вопросах обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Архангельской области)» (в рамках дней Архангельской области в Совете Федерации), 22 мая,

— «Актуальные вопросы межбюджетных отношений и их влияние на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Псковской области)» (в рамках дней Псковской области в Совете Федерации), 29 мая,

— «Совершенствование системы межбюджетных отношений и повышение финансовой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Республики Северная Осетия – Алания)» (в рамках дней Республики Северная Осетия – Алания), 26 июня,

— «О совершенствовании межбюджетных отношений на примере Тульской области» (в рамках дней Тульской области в Совете Федерации), 25 сентября,

— «Об отдельных вопросах обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Чукотского автономного округа)» (в рамках дней Чукотского автономного округа в Совете Федерации), 23 октября,

— «Вопросы совершенствования налогового законодательства (на примере Республики Саха (Якутия)» (в рамках Дней Республики Саха (Якутия) в Совете Федерации), 13 декабря.

 В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации комитет обеспечил подготовку и проведение следующих мероприятий:

— 26 января — заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации на тему «Перспективы развития дифференцированного подхода к регулированию банковского сектора и новые механизмы финансового оздоровления кредитных организаций»,

— 2 февраля — совещание «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции»,

— 17 февраля — «круглый стол» на тему «О правовом регулировании деятельности физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей»,

— 23 марта — совещание «О государственном регулировании производства и оборота табачной продукции»,

— 25 апреля — «круглый стол» на тему «Правоприменительная практика и совершенствование законодательства в сфере деятельности микрофинансовых организаций»,

— 14 июля — совещание «Акцизы на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей: проблемы правового регулирования»,

— 26 июня — заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации на тему «Эффективность действующих процедур банкротства кредитных организаций — проблемы и перспективы. Формирование механизмов, повышающих защищенность граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства при размещении денежных средств в финансовых организациях»,

— 2 октября — парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»,

— 16 октября — совещание «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции»,

— 24 октября — совещание «Эффективность применения налоговых льгот и таможенных преференций резидентами территорий опережающего социально-экономического развития»,

— 26 октября — заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации на тему «Основные направления развития цифровой экономики в финансовом секторе и их законодательное обеспечение»,

— 21 ноября — заседание «круглого стола» на тему «Оценки реализации законодательных новелл в сфере микрофинансирования»,

— 23 ноября — совещание «О государственном регулировании производства и оборота табачной продукции»,

— 5 декабря — «круглый стол» на тему «Инициативное бюджетирование как важный фактор социально-экономического развития субъектов Российской Федерации»,

— 11 декабря — «круглый стол» на тему «О правовом регулировании деятельности физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей»,

— 12 декабря — «круглый стол» на тему «Итоги применения института консолидированной группы налогоплательщиков за период 2012–2017 годов»,

— 14 декабря — совещание «О предложениях по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»,

— 21 декабря «круглый стол» на тему «Практика реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующих работу трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений, и их совершенствование».

В качестве соисполнителя комитет принял участие в организации и проведении следующих мероприятий в соответствии с планом мероприятий Совета Федерации:

— 15 февраля — «круглый стол» на тему «О реализации алкогольной продукции на территориях санаторно-курортных организаций» (исполнитель — Комитет Совета Федерации по социальной политике);

— 20 апреля — парламентские слушания «Актуальные проблемы правового регулирования садоводства, огородничества и дачного хозяйства» (исполнитель — Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию).

 Также комитетом были проведены следующие внеплановые совещания и заседания рабочих групп, в том числе, мероприятия, связанные с выполнением поручений Совета Федерации и руководства Совета Федерации:

— 16 января – совещание, организованное первым заместителем председателя комитета Н.А. Журавлевым, по вопросу «О проекте федерального закона № 1108602–6 „О внесении изменений в статью 12 ФЗ от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“,

— 20 января — совещание по проекту федерального закона № 55068–7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 ФЗ „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“,

— 23 января — совещание председателя комитета С.Н.Рябухина с председателем Комитета по бюджету Парламента Республики Южная Осетия по вопросу принятия бюджета Республики Южная Осетия,

— 24 января — рабочее совещание председателя комитета С.Н.Рябухина по проблемам регулирования рынка алкогольной продукции,

— 26 января — совещание, организованное заместителем Председателя Совета Федерации Е.В.Бушминым, по проекту федерального закона № 17731–7 «О внесении изменений в ФЗ „О Счетной палате Российской Федерации“ и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»,

— 2 февраля — совещание первого заместителя председателя комитета Н.А.Журавлева «О проекте федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“,

— 6 февраля — совещание по вопросу заключения Минфином России с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации соглашений, предусматривающих меры, направленные на стимулирование социально-экономического развития и оздоровления государственных финансов субъектов Российской Федерации, и о необходимости учета при заключении указанных соглашений положений проекта федерального закона № 55068–7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 ФЗ „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации „,

— 16 февраля — методический семинар на тему «Предварительный контроль в области государственных закупок на уровне субъектов РФ и муниципальных образований» совместно с ГНИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации по экономической политике, Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера,

— 20 февраля — совещание «Об актуальных вопросах государственного регулирования оборота драгоценных металлов»,

— 28 февраля — совещание председателя комитета С.Н.Рябухина с Президентом «Союза производителей алкогольной продукции» И.Б.Косаревым по доработке проекта федерального закона № 66697–7 «О внесении изменений в ФЗ „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

— 1 марта — заседание Организационного комитета по созданию Туристской Ассоциации регионов России и учредительного съезда организации,

— 23 марта — «круглый стол» на тему «Состояние и дальнейшие перспективы рискоориентированного подхода в контрольной деятельности в отношении доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (при участии ГНИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации») (не включен в план мероприятий СФ),

— 23 марта — совещание «О подготовке поправок к проекту федерального закона № 50030–7 „О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации“,

— 29 и 30 марта — совещания «О подготовке поправок к проекту федерального закона № 66697–7 „О внесении изменений в ФЗ „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“,

— 12 мая — совещание «О проекте законодательной инициативы „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“,

— 16 мая — совещание «О государственном регулировании розничной торговли алкогольной продукцией в сети Интернет»,

— 24 мая — совещание «О создании на базе детских санаториев „Бригантина“ и „Чайка“ (Евпатория, Республика Крым) многоуровневого круглогодичного образовательно-реабилитационного учреждения для детей-инвалидов за счёт средств федерального бюджета»,

— 10 февраля, 25 мая, 15 ноября — заседания Экспертной группы по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску,

— 29 мая — совещание «О проектах федеральных законов „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“, „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“,

— 29 мая — совещание «Об оказании бюджету Республики Хакасия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета»,

— 30 мая — совещание председателя комитета С.Н.Рябухина с Президентом «Союза производителей алкогольной продукции» И.Б.Косаревым по вопросу изменения порядка зачисления акцизов на крепкую алкогольную продукцию,

— 19–20 июня в г.Владикавказе — совместное мероприятие комитета и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по посещению объектов, на которых осуществлялся демонтаж и утилизация оборудования, используемого для нелегального производства спирта,

— 22 июня, 25 сентября, 7 и 20 ноября — заседания Комиссии Совета Федерации по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности,

— 6 июля в г.Липецке — совместное мероприятие комитета и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по посещению мест хранения и утилизации изъятых алкогольной продукции и оборудования, используемого для нелегального производства такой продукции (»Липецкспиртпром»),

— 21 июля — совещание первого заместителя председателя комитета Н.А.Журавлева по вопросу применения правового механизма «снятия корпоративных покровов»,

— 25 июля — встреча председателя комитета С.Н.Рябухина с членом Комитета Национального собрания по стратегии и финансам Республики Корея Пак Мён Чже,

— 12 октября — рабочее совещание председателя комитета С.Н.Рябухина с участием директора Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ А.В.Сазанова по проекту федерального закона № 162100–7 «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»,

— 9 октября — рабочее совещание председателя комитета С.Н.Рябухина с участием директора Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации А.В.Сазанова, первого заместителя министра курортов и туризма Республики Крым И.А.Котляра по вопросу налогообложения доходов лиц, осуществляющих сдачу внаем жилых помещений, путем приобретения патента, и о включении указанной категории лиц в понятие оператора курортного сбора (выписка из протокола № 543/2 заседания Совета палаты от 10 октября 2017 года),

— 26 октября — совещание «О проекте федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования“ и планируемых мерах по его реализации»,

— 9 ноября — совещание по вопросам финансового обеспечения реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях,

— 23 ноября — заседание Экспертно-консультативного совета при комитете на тему «Совершенствование законодательного регулирования финансового обеспечения деятельности системы обязательного медицинского страхования».

В январе началась подготовка к рассмотрению вопросов в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и таможенной политики Российской Федерации на 2017 год.

Одним из главных направлений деятельности комитета являлась работа над федеральным бюджетом. Следует отметить, что эта работа велась непрерывно: осуществлялся мониторинг исполнения бюджета текущего года и велась работа над проектом федерального бюджета на очередной финансовый год.

Так, на 405 пленарном заседании Совета Федерации 1 февраля 2017 года было принято постановление Совета Федерации № 19-СФ «О проекте постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации „О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по исполнению Федерального закона „О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов“, подготовленное комитетом.

С начала года комитет занимался подготовкой предложений по концепции федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, учитывая предложения остальных комитетов Совета Федерации и заслушивая мнения представителей федеральных органов исполнительной власти, выступавших на заседаниях комитета.

На заседании Совета Федерации 26 апреля 2017 года было принято постановление Совета Федерации № 125-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Постановление было направлено в Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. В дальнейшем при формировании проекта федерального бюджета на 2018–2020 годы было учтено большинство предложений и рекомендаций Совета Федерации, сформулированных в постановлении.

Проект федерального закона № 274618–7 «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» внесен в Государственную Думу 29 сентября 2017 года.

2 октября 2017 года комитет организовал парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и 10 октября комитет принял заключение на указанный законопроект.

Парламентские слушания являются ежегодным мероприятием, в рамках которого Министерство финансов Российской Федерации представляет параметры проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. По сути, это первая публичная презентация федерального бюджета на предстоящий год и на плановый период.

С основным докладом выступил Министр финансов Российской Федерации А.Г.Силуанов, который также ответил на многочисленные вопросы присутствующих.

В слушаниях приняли участие свыше 200 человек, в основном – представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации. С докладами выступили: Председатель Счетной палаты Российской Федерации Т.А.Голикова, первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации К.В.Юдаева, губернатор Пермского края М.Г.Решетников, губернатор Забайкальского края Н.Н.Жданова, губернатор Кировской области Васильев, председатель Законодательного Собрания Калужской области В.С.Бабурин, председатель Законодательного Собрания Владимирской области В.Н. Киселев, ректор «Национального исследовательского университета „Высшая школа экономики“ Я.И.Кузьминов и ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России С.Г.Синельников–Мурылев.

Вела парламентские слушания Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко. Работу парламентских слушаний освещали средства массовой информации, включая телевидение. Была организована прямая трансляция мероприятия в сети Интернет.

В итоговом документе парламентских слушаний, направленном в Правительство Российской Федерации, даны рекомендации Правительству Российской Федерации, органам законодательной власти субъектов Российской Федерации, Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

27 ноября комитет рекомендовал к одобрению Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». 29 ноября Совет Федерации одобрил закон (постановление Совета Федерации №467-СФ). 5 декабря 2017 года закон подписан Президентом Российской Федерации (№ 362-ФЗ).

 На 407 пленарном заседании Совета Федерации 1 марта 2017 года комитет во исполнение поручения Совета Федерации организовал выступление Министра финансов Российской Федерации А.Г.Силуанова с докладом на тему «Информация Министерства финансов Российской Федерации о влиянии изменения в 2016 году законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации».

На 496 пленарном заседании Совета Федерации 29 ноября 2017 года принято постановление № 397-СФ Совета Федерации «Об Обращении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Правительству Российской Федерации по вопросу увеличения в 2018 году бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях», подготовленное комитетом.

 В 2017 году комитет провел два совещания в соответствии с планом мероприятий Совета Федерации на тему «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции» (2 февраля и 16 октября), а также одно внеплановое на тему «О государственном регулировании розничной торговли алкогольной продукцией в сети Интернет» (16 мая). Эти совещания явились продолжением работы, которая ведется в Совете Федерации в соответствии с поручением Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко на протяжении нескольких лет. В частности, обсуждались вопросы: об установлении дифференцированного размера государственной пошлины за предоставление и продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в зависимости от количества торговых объектов; о введении акциза на спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию и бытовую химию; о введении лицензирования хранения и перевозки фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола); о расширении полномочий субъектов Российской Федерации по осуществлению контроля за соблюдением требований и ограничений, установленных Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также региональным законодательством; о создании правовых основ государственного регулирования производства биоэтанола; о введении лицензирования розничной продажи алкогольной продукции через сеть Интернет. Протоколы совещаний были направлены в Правительство Российской Федерации.

Принятые Правительством Российской Федерации по предложению комитета в 2017 году меры по сокращению нелегального производства и оборота крепкой алкогольной продукции позволили более чем на 20% увеличить поступления акцизов на указанную продукцию в бюджетную систему Российской Федерации. Изменение в 2017 году порядка зачисления доходов от акцизов на алкогольную продукцию (что предлагал комитет) путем зачисления части региональных доходов не по месту производства алкоголя, а исходя из объемов продаж по данным единой государственной автоматизированной системы (далее – ЕГАИС), также позволило увеличить доходы большей части субъектов Российской Федерации и повысить их заинтересованность в борьбе с нелегальным алкогольным рынком.

Проводимая комитетом работа показала, что необходимо наводить порядок в области производства алкогольной продукции, выявлять нелегальные заводы, конфисковывать оборудование и произведенную продукцию с дальнейшим их уничтожением. В связи с этим члены комитета совершили два выезда: в г.Владикавказ (на места производства – нелегальные спиртзаводы) и г.Липецк, где хранится изъятая продукция и оборудование для ее производства в целях дальнейшего уничтожения. Поездки показали, что процесс утилизации идет, но имеется ряд проблем, в первую очередь, долгие сроки рассмотрения дел в судах, нарушения сроков исполнения судебных постановлений, а также пассивная позиция судебных приставов.

В весеннюю сессию 2017 года были приняты два важных федеральных закона, разработанные и внесенные членами комитета С.Н.Рябухиным и В.Б.Шубой. Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» направлен на борьбу с контрафактным алкоголем и предусматривает усиление уголовной ответственности за подделку акцизных и федеральных специальных марок. Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит большой комплекс законодательных мер, направленных на совершенствование правового регулирования рынка алкогольной продукции. В частности, устанавливается внесудебный порядок блокировки Интернет-сайтов, на которых продается алкоголь, усиливается контроль за оборотом медицинского спирта, ограничивается перемещение по территории Российской Федерации алкогольной продукции без российских акцизных марок объемом не более 10 литров на человека.

Комитетом оперативно было исполнено поручение Совета Федерации от 31 мая 2017 года по мониторингу подготовки и принятия нормативно-правовых актов, предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 261-ФЗ в части утверждения Правительством Российской Федерации перечня поселений, в которых отсутствует точка доступа к сети «Интернет» для передачи информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС. Была получена информация от федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, проведены необходимые согласования и вопрос был урегулирован до 1 июля 2017 года, даты возможного применения санкций в отношении тех торговых точек в сельских поселениях, где отсутствует доступ к сети «Интернет».

С соответствии с планом мероприятий Совета Федерации комитет провел два совещания «О государственном регулировании производства и оборота табачной продукции» (23 марта и 23 ноября).

В рамках совещаний обсуждались вопросы о введении лицензирования производства и оборота табачной продукции; об установлении порядка изъятия и уничтожения оборудования, используемого для нелегального производства табачной продукции, по аналогии с действующим порядком изъятия и уничтожения оборудования для нелегального производства алкоголя. Также прозвучали предложения в адрес Правительства Российской Федерации о создании единого отраслевого закона по табаку, где были бы собраны все нормы законодательного регулирования производства и оборота такой продукции, о целесообразности передачи одному ведомству вопросов регулирования табачного рынка, о необходимости ускорения заключения соглашений с государствами-членами Евразийского союза о гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию.

17 февраля и 11 декабря комитет организовал проведение «круглых столов» на тему «О правовом регулировании деятельности физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей». Речь идет о так называемых «самозанятых» гражданах, которые работают в теневом секторе и не уплачивают налоги и страховые взносы.

По мнению участников «круглого стола», необходимо законодательно создать для этой категории граждан привлекательные условия для выхода из тени и осуществления деятельности в рамках правового поля.

Для этого необходимо определить правовой статус этой категории лиц, исключить возможность привлечения их к административной ответственности за незаконное предпринимательство. В сфере налогообложения путем решения проблемы может стать введение новой формы патентной системы налогообложения, то есть предоставление указанным физическим лицам возможности уплачивать налог на доходы физических лиц в форме патента.

По итогам проведения «круглого стола» 17 февраля членами комитета в порядке законодательной инициативы был разработан законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который обсуждался на совещании 12 мая 2017 года.

24 октября комитет провел совещание «Эффективность применения налоговых льгот и таможенных преференций резидентами территорий опережающего социально-экономического развития» (в соответствии с планом мероприятий Совета Федерации).

На совещании обращалось внимание на непроработанные действующим законодательством вопросы финансового обеспечения создания и функционирования ТОР-ов, критериев обязательной ежегодной оценки эффективности ТОР-ов, ответственности управляющих компаний за решение возложенных на них задач. Было отмечено, что нуждается в детальном обсуждении и законодательном урегулировании вопрос упрощенного доступа иностранных компаний, использующих иностранную рабочую силу, к аренде земель, природным ресурсам и льготной экономической деятельности в ТОР-ах.

 

В Совете Федерации проводилась большая работа по вопросу введения курортного сбора, в которой комитет принимал активное участие. Были проведены выездные заседания комитетов Совета Федерации, совещания членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы с субъектами Российской Федерации, заинтересованными министерствами и ведомствами, на которых были рассмотрены вопросы введения курортного сбора. Комитетом был подготовлен отзыв по проекту федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» и направлен в Государственную Думу. Также были подготовлены поправки к указанному законопроекту. По итогам совместной работы был разработан и принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае».

Закон позволит создать благоприятные условия для устойчивого развития сферы туризма, сохранения, восстановления и развития курортов в Российской Федерации. С этой целью будет проводиться эксперимент с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года в четырех субъектах Российской Федерации: Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае. В ходе эксперимента предлагается апробировать различные механизмы оплаты за пользование курортной инфраструктурой с учетом особенностей регионов. По итогам эксперимента будет принято решение об использовании опыта на территории всей страны.

Особое внимание уделялось работе сенаторов в составе трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений. В прошлом году состоялось 7 заседаний комиссии (16 и 25 января, 24 марта, 13 апреля, 15 сентября, 10 ноября, 19 декабря).

21 декабря комитет провел «круглый стол» на тему «Практика реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующих работу трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений, и их совершенствование».

Кроме этого, комитет собирал сенаторов, входящих в состав трехсторонней комиссии от Совета Федерации (в настоящее время — 36 членов Совета Федерации), для предварительного обсуждения повесток заседаний комиссии и выработки единой позиции Совета Федерации.

На заседания трехсторонней комиссии выносились для обсуждения не только проекты правовых актов Правительства Российской Федерации по распределению межбюджетных трансфертов, но также обсуждались и концептуальные вопросы достижения сбалансированного развития регионов.

В рамках работы данной комиссии были рассмотрены такие важные для регионов вопросы, как:

— совершенствование правил предоставления субсидий на реализацию мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях;

— внедрение нового элемента межбюджетных отношений — «модельного бюджета» при распределении межбюджетных трансфертов;

— стимулирование субъектов Российской Федерации к росту экономического потенциала путем внедрения механизма предоставление дотаций в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций и грантов за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала.

21 декабря комитет провел «круглый стол» на тему «Практика реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующих работу трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений, и их совершенствование», на котором были обсуждены вопросы реализации статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части порядка направления в Федеральное Собрание Российской Федерации проектов правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, распределение которых между бюджетами субъектов Российской Федерации не утверждено федеральным законом о федеральном бюджете, для принятия решения о целесообразности их рассмотрения на трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений.

По итогам круглого стола было принято решение о необходимости подготовки предложений членов Совета Федерации к проекту новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, разработанной Минфином России, в части положений, регулирующих работу трёхсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений.

Также члены комитета активно участвовали в работе Правительственной комиссии по региональному развитию под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака, в ходе которой были подготовлены предложения по совершенствованию межбюджетных отношений.

Большая работа была проделана комитетом с министерствами и ведомствами по распределению межбюджетных трансфертов, распределение которых не было утверждено федеральным законом о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. В соответствии с пунктом 9 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации комитет за отчетный период рассмотрел более 50-ти проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В 2017 году активно работал Межрегиональный банковский совет при Совете Федерации. В текущем году было проведено три заседания совета, одно из них – под руководством Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко. На заседаниях обсуждались наиболее острые темы, связанные с функционированием банковской системы: «Перспективы развития дифференцированного подхода к регулированию банковского сектора и новые механизмы финансового оздоровления кредитных организаций» (26 января), «Эффективность действующих процедур банкротства кредитных организаций – проблемы и перспективы», «Формирование механизмов, повышающих защищенность граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства при размещении денежных средств в финансовых организациях» (26 июня), «Основные направления развития цифровой экономики в финансовом секторе и их законодательное обеспечение» (26 октября).

По результатам заседаний были подготовлены содержательные рекомендации Правительству Российской Федерации, Банку России, другим заинтересованным сторонам.

В части финансового законодательства в 2017 году были приняты следующие федеральные законы, разработанные членами комитета:

— Федеральный закон от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен Н.А.Журавлевым), который создал дополнительные механизмы финансового оздоровления кредитных организаций,

— Федеральный закон от 1 мая 2017 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен Н.А.Журавлевым), который установил разделение банков на банки с универсальной и базовой лицензией, что позволит банкам с базовой лицензией сократить издержки на соблюдение международных стандартов и повысить доступность банковских услуг на территории Российской Федерации,

— Федеральный закон от 30 июня 2017 года № 128-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 17.2 Федерального закона „О рынке ценных бумаг“ и статью 5 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (внесен Н.А.Журавлевым), направленный на исключение формальных процедур при размещении облигаций Банка России, что позволит повысить оперативность изъятия и возвращения ликвидности в банковский сектор,

— Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 153-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ (внесен Н.А.Журавлевым), направленный на совершенствование взаимодействия Банка России с кредитными организациями посредством использования личного кабинета,

— Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 164‑ФЗ «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона „О рынке ценных бумаг» и статьи 3 и 4 Федерального закона „О консолидированной финансовой отчетности“ (внесен С.Н.Рябухиным, Н.А.Журавлевым, М.М.Ульбашевым), который предоставил права отдельным организациям устанавливать отличные от календарных даты начала и окончания отчетного года, что позволит учитывать особенности сезонного характера работы организаций, повысить качество прогнозов аналитиков и эффективность решений инвесторов,

— Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен Н.А.Журавлевым), направленный на создание механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации.

Были проведены важные мероприятия, посвященные проблемам микрофинансовых организаций. Речь идет о заседаниях «круглых столов» 25 апреля на тему «Правоприменительная практика и совершенствование законодательства в сфере деятельности микрофинансовых организаций» и 21 ноября на тему «Оценки реализации законодательных новелл в сфере микрофинансирования». Участниками заседаний было предложено повысить размеры административных штрафов, накладываемых на юридических лиц при незаконном предоставлении микрозаймов; ввести уголовную ответственность за организацию незаконного предоставления микрозаймов; принять законодательные меры, направленные на снижение полной стоимости кредита по микрозаймам, и иные меры.

В течение 2017 года продолжалась работа Экспертной группы по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску. Состоялось 3 заседания группы, в которых приняли участие представители финансовых и иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, а также профильных государственных органов: Банка России, Минфина России, ФНС России, Росфинмониторинга, ФССП России, Минтруда России и ФАС России. Возглавляет экспертную группу первый заместитель председателя комитета Н.А. Журавлев.

В течение отчетного периода постоянно проходили заседания подкомитета по финансовому контролю, на которых рассматривались итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации. По результатам рассмотрения формировались рекомендации проверяемым организациям по исправлению выявленных нарушений и недостатков, и решения подкомитета направлялись в федеральные органы исполнительной власти. Фактически по каждому решению были получены конструктивные ответы заинтересованных сторон. Этим направлением работы комитета руководил первый заместитель председателя комитета С.П.Иванов, который является полномочным представителем Совета Федерации в Счетной палате Российской Федерации.

12 июля 2017 года Совет Федерации принял постановление № 234-СФ «Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2016 году», подготовленное комитетом и рассмотренное на очередном заседании комитета.

В Совете Федерации был сформирован и утвержден Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2017 год. В течение года комитет ежеквартально представлял отчеты об исполнении поручений.

В соответствии с указанными поручениями комитет, в частности:

— провел методический семинар на тему «Предварительный контроль в области государственных закупок на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (16 февраля) и заседание «круглого стола» на тему «Состояние и дальнейшие перспективы рискоориентированного подхода в контрольной деятельности в отношении доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (23 марта) совместно с ГНИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации,

— подготовил обращение Совета Федерации к Правительству Российской Федерации по вопросу о необходимости завершения работы по оценке эффективности налоговых льгот (постановление Совета Федерации от 24 мая 2017 года № 136-СФ). В обращении Совет Федерации предлагает Правительству Российской Федерации ускорить работу по утверждению единых методических подходов к оценке эффективности налоговых льгот, завершить в 2017 году работу по инвентаризации льгот и составить перечень подлежащих отмене неэффективных налоговых льгот,

— обеспечил взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации, Правительством Российской Федерации по вопросу создания условий для привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики Российской Федерации в целях стимулирования экономического роста,

— провел расширенное заседание комитета на тему «Исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017 году в условиях изменений, внесенных в законодательство о налогах и сборах и бюджетное законодательство» с участием представителей Минфина России и Счетной палаты Российской Федерации (17 июля). По итогам заседания комитета были приняты рекомендации Правительству Российской Федерации в части: увеличения доходной базы субъектов Российской Федерации, создания инструментов для стимулирования субъектов Российской Федерации к наращиванию собственной доходной базы, оптимизации расходных обязательств субъектов Российской Федерации, совершенствования бюджетного процесса и межбюджетных отношений, снижения долговой нагрузки субъектов Российской Федерации.

Комитет принимал активное участие в работе Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (Совета законодателей Российской Федерации), его президиума и комиссий.

 24 апреля и 18 декабря председатель комитета С.Н.Рябухин и сотрудники аппарата комитета приняли участие в заседаниях Президиума Совета законодателей Российской Федерации и Совета законодателей Российской Федерации (г.Санкт-Петербург и г.Москва). Тогда же состоялись заседания Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству

В течение 2017 года комитет обеспечивал работу по подготовке и размещению отзывов комитета на проекты законодательных инициатив субъектов Российской Федерации в подсистеме «Эксперт» в базе АСОЗД.

Первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев является членом Национального финансового совета при Банке России (НФС). В 2017 году сенатор принял участие в 3-х заседаниях НФС (26 мая, 21 сентября, 13 декабря), на которых рассматривались основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, стратегия развития удаленной идентификации и дистанционного оказания банковских услуг, вопросы развития новых технологий в финансовой сфере и национальной системы платежных карт в Российской Федерации. Н.А.Журавлев также является членом Консультативного совета по вопросам развития Национальной платежной системы при Председателе Центрального банка Российской Федерации. На протяжении отчетного периода на заседаниях консультативного совета рассматривались вопросы обеспечения информационной безопасности в кредитно‑финансовой сфере, а также программы лояльности платежной системы «Мир».

Член комитета Н.Л.Дементьева является официальным представителем Совета Федерации в Межпарламентской ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ).

27–28 марта сенатор Н.Л.Дементьева приняла участие в работе 46 пленарного заседания МПА СНГ в г.Санкт-Петербурге. Также она выступила с докладом на Постоянной комиссии по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления МПА СНГ о проектах Концепции устойчивого и безопасного развития государств – участников МПА СНГ и Законодательных основ Концепции устойчивого и безопасного развития государств – участников МПА СНГ.

Сотрудниками аппарата были подготовлены материалы к заседанию 27–28 марта 2017 года Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам, на котором рассматривался проект Концепции части третьей модельного Налогового кодекса государств – участников СНГ «Налоговое администрирование». Проект Концепции был утвержден.

2–3 ноября члена комитета А.Н.Епишин выступил с докладом на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам по проекту Концепции модельного Налогового кодекса для государств-членов СНГ (часть III «Налоговое администрирование»). Проект Концепции был одобрен.

На 406 пленарном заседании Совета Федерации комитет подготовил вопрос «О деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по регулированию, контролю и надзору за финансовыми рынками в 2013–2016 годах» с участием Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной. По итогам рассмотрения вопроса было принято постановление Совета Федерации от 1 марта 2017 года № 44-СФ.

29 марта в рамках «правительственного часа» на 409-м пленарном заседании Совета Федерации комитетом был подготовлен вопрос «Об исполнении законодательства Российской Федерации в сфере противодействия незаконным финансовым операциям» с участием директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Ю.А.Чиханчина, выступлением аудитора Счетной палаты Российской Федерации Т.В.Блиновой. Принято постановление от 12 апреля 2017 года №101-СФ «Об исполнении законодательства Российской Федерации в сфере противодействия незаконным финансовым операциям».

Во исполнение статьи 6 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 77‑ФЗ «О парламентском контроле» комитет в течение года анализировал информацию Правительства Российской Федерации о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами, принятыми в 2013‑2017 годах. По итогам данного анализа в части вопросов ведения комитета направлялись соответствующие письма в федеральные органы исполнительной власти, которые допускали нарушение сроков принятия нормативных актов, и ежеквартально представлялся отчет Председателю Совета Федерации В.И.Матвиенко о проделанной работе.

На двух заседаниях комитета (10 апреля и 13 июня) была заслушана информация министерств и ведомств, которые не соблюдали сроки принятия нормативных актов. Были приглашены представители Минфина России, Минтранса России, МВД России и Федеральной налоговой службы. От ведомств были получены разъяснения по непринятым в установленные сроки нормативным актам, а также обращено их внимание на необходимость соблюдения сроков принятия.

В рамках рубрики «Время эксперта» комитет организовал выступление на 413 пленарном заседании Совета Федерации 31 мая 2017 года митрополита Волоколамского Иллариона на тему «Бизнес и нравственность».

В порядке реализации права законодательной инициативы члены комитета разработали около 30 проектов федеральных законов, в частности:

— № 320393–7 «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ (Е.В.Бушмин, В.Б.Шуба, С.Н.Рябухин) (21.11.2017). Законопроектом предусматривается расширение полномочий регионов по государственному контролю (надзору) в части соблюдения ограничений в области розничной продажи алкогольной продукции,

— № 320401–7 «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части уточнения полномочий должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по составлению протоколов об административных правонарушениях) (Е.В.Бушмин, С.Н.Рябухин, В.Б.Шуба) (21.11.2017),

— № 336427–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ (Е.В.Бушмин, С.Н.Рябухин, В.Б.Шуба) (09.12.2017). Законопроектом предлагается распространить государственное регулирование на производство и оборот стеклянной тары для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28% объема готовой продукции, а также ввести административную ответственность за нарушение условий ее оборота,

— № 336807–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Е.В.Бушмин, С.Н.Рябухин, В.Б.Шуба) (11.12.2017),

— № 157752–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации) (Н.А.Журавлев) (24.04.2017). Закон имеет важное значение для развития финансового рынка, поскольку его реализация позволит кредитным организациям открывать счета (вклады) клиентам, выдавать кредиты, осуществлять переводы денежных средств без их личного присутствия с использованием сети Интернет,

— «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (порядок налогообложения доходов самозанятых граждан) (С.Н.Рябухин, В.Б.Шуба, Е.А.Перминова). В соответствии с законопроектом предлагается предусмотреть для физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, возможность уплачивать налог с полученного ими от такой деятельности дохода в виде патента с одновременной уплатой страховых взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование.

За отчетный период членами комитета подготовлены поправки к законопроектам, принятым в первом чтении, в частности:

— № 50030–7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (С.Н.Рябухин, В.Б. Шуба),

— № 76910–7 «О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах» (Н.А. Журавлев),

— № 66697–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) (Д.А.Шатохин),

— № 177953–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“ в части совершенствования регулирования отдельных финансовых договоров» (Н.А. Журавлев),

— № 169585–7 «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» (С.Н.Рябухин, Н.А.Журавлев, Е.А.Перминова, В.Б.Шуба),

— № 185935–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов“ (С.Н.Рябухин, Н.А.Журавлев, Е.А.Перминова, М.М.Ульбашев),

— № 274618–7 «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (С.Н.Рябухин, М.М.Ульбашев),

— № 188476–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)» (Н.А.Журавлев),

— № 237568–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О потребительском кредите (займе)“ и Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“ (Н.А.Журавлев),

— № 273179–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности) (Н.А. Журавлев).

На протяжении 2017 года члены комитета и сотрудники аппарата комитета приняли участие в следующих мероприятиях:

— 16 февраля — Российский экономический и финансовый форум (первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев);

— 14 марта — расширенное заседание Коллегии Федерального казначейства на тему «Итоги деятельности за 2016 год и основные направления развития Федерального казначейства на 2017 год и среднесрочную перспективу» (члены комитета С.Н.Рябухин, Е.А.Перминова);

— 20 апреля — расширенное заседание коллегии Министерства финансов Российской Федерации «Об основных результатах деятельности Министерства финансов Российской Федерации в 2016 году и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2017 год» (члены комитета Н.А.Журавлев, Е.А.Перминова, руководитель аппарата комитета Ю.В.Проскурякова);

— 21 апреля — заседание постоянно действующей рабочей группы Министерства финансов Российской Федерации по совершенствованию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации (члены комитета С.Н.Рябухин, Н.А.Журавлев, Е.А.Перминова, руководитель аппарата комитета Ю.В.Проскурякова);

— 19 мая — совещание, организованное Министерством финансов Российской Федерации по вопросу рассмотрения замечаний к проекту поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 66697–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

— 29 мая — заседание Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012‑2017 годы (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 8 июня — Второй форум социальных инноваций регионов (первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев);

— 23 июня — итоговое заседание Коллегии Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, посвященное итогам деятельности Росалкогольрегулирования за 2016 год и основным задачам на 2017 год (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 3 марта, 29 марта и 3 июля — заседания рабочей группы по установлению на среднесрочный период моратория в отношении неналоговых платежей в Министерстве экономического развития Российской Федерации (заместитель председателя комитета В.Б.Шуба, заместитель руководителя аппарата комитета М.Л.Соколова);

— 12 сентября — заседание рабочей группы «Развитие международной экономической интеграции» Экономического Совета при Президенте Российской Федерации на тему «Технические барьеры в торговле. Национальные интересы России: защита и развитие российского потребительского рынка, импортозамещение, развитие экспорта» (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 26 сентября — координационное совещание руководителей правоохранительных органов Российской Федерации «О результатах работы правоохранительных органов по профилактике, выявлению, пресечению, расследованию преступлений в налоговой сфере и фактическому возмещению ущерба, причиненного данными преступлениями» (председатель комитета С.Н.Рябухин, заместитель руководителя аппарата комитета М.Л.Соколова);

— 5 октября — Форум Finopolis 2017 (первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев);

— 24 октября — Инвестиционный форум «Россия зовет!» (первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев);

— 3 ноября — заседание Правительственной комиссии по региональному развитию Российской Федерации под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 15 ноября — Петербургский международный юридический форум (первый заместитель председателя комитета Н.А Журавлев);

— 19 декабря — заседание Правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка (под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г.Хлопонина) (председатель комитета С.Н.Рябухин, руководитель аппарата комитета Ю.В.Проскурякова);

— XIX Всероссийская банковская конференция «Банковская система России 2017: доходность, риски и регулирование» (первый заместитель председателя комитета Н.А. Журавлев);

— «круглый стол» XXVI Международного финансового конгресса «Цифровая экономика и инновации в финансовом секторе» (первый заместитель председателя комитета Н.А. Журавлев).

Работа комитета в отчетном периоде строилась в тесном и эффективном взаимодействии с профильными комитетами Государственной Думы по вопросам совместной работы над законопроектами. Члены комитета и работники аппарата комитета принимали участие в заседаниях подкомитетов и комитетов, «круглых столов» и парламентских слушаниях, проводимых в Государственной Думе.

За указанный период в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в комитете было рассмотрено 279 обращений граждан. Ответы были даны в установленные действующим законодательством сроки.

Аппаратом комитета проводилась работа по обеспечению и размещению информации на сайтах комитета в сети «Интранет» и «Интернет», а также на мобильные устройства членов Совета Федерации.