Отчет о работе Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам за 2016 год
Работа Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в отчетный период строилась исходя из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах, плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю (осеннюю) сессии 2016 года (далее – план мероприятий Совета Федерации), плана работы Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на 2016 год, планов текущей работы комитета, вопросов, отнесенных к ведению комитета.
В соответствии со своими полномочиями комитет рассматривал федеральные законы, принятые Государственной Думой и переданные на рассмотрение Совета Федерации. За отчетный период комитет подготовил к рассмотрению на заседаниях Совета Федерации 108 федеральных закона, принятых Государственной Думой, по которым являлся ответственным за сопровождение в Совете Федерации, 3 федеральных конституционных закона и 99 федеральных законов, принятых Государственной Думой, по которым комитет являлся соисполнителем. По вопросам своего ведения комитет регулярно проводил экспертизу законопроектов, принятых Государственной Думой в первом чтении, а также законопроектов, рассмотренных Советом Государственной Думы и перед первым чтением направленных в Совет Федерации.
В 2016 году состоялось 27 заседаний комитета, в том числе:
- выездное
заседание комитета на тему «Создание „точек роста“ региональных
экономик с целью повышения финансовой устойчивости бюджетов субъектов
Российской Федерации», г.Кострома (план мероприятий Совета Федерации), 26 – 28 мая;
- выездное
заседание комитета на тему «Цели и задачи концепции совершенствования
межбюджетных отношений в Российской Федерации на период до 2018 года»,
г.Тверь (план мероприятий Совета Федерации), 3–5 июля;
- совместное
выездное заседание Комитета Совета Федерации по социальной политике, Комитета
Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему «Комплексное развитие города-курорта
Кисловодска», г.Кисловодск (план мероприятий Совета Федерации), 26–28
октября.
В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации комитет провел:
- совещание
«О предложениях по совершенствованию законодательства Российской Федерации
в части некодифицированных платежей, имеющих признаки налогов и сборов», 11 февраля;
- заседание
Межрегионального банковского совета при Совете Федерации 29 февраля, 31 мая, 6 сентября (2 из них с участием Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко);
- »круглый
стол» на тему «Снижение рисков в деятельности финансовых организаций
при использовании государственных электронных сервисов», 15 марта;
- совещание
«О мерах государственной поддержки и регулирования рынка алкогольной
продукции», 16 марта;
- »круглый стол» на тему «Проблемы регулирования рынка финансовых
консультантов», 30 марта;
- »круглый стол» на тему «Текущее состояние рынка
микрофинансирования: проблемные вопросы и предложения по снижению долговой
нагрузки на заемщиков-граждан», 19 апреля;
- парламентские слушания «О повышении эффективности банковской системы
Российской Федерации», 26 апреля;
- »круглый стол» на тему «Торговый сбор: итоги и перспективы»,
24 мая;
- »круглый стол» на тему «Налоговые льготы и преференции: их
влияние на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 21 июня;
- совещание
«Влияние изменений законодательства о налогах и сборах (»налогового
маневра») в области нефтегазодобывающего сектора на доходы бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации» совместно с Комитетом Совета
Федерации по экономической политике, 22 июня;
- »круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной,
налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» совместно с РАНХиГС при Президенте
Российской Федерации, 20 октября;
- парламентские слушания «О прогнозе социально-экономического развития
Российской Федерации до 2019 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», 8 ноября;
- »круглый стол» на тему «О проекте концепции повышения финансовой
устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации», 19 декабря.
В качестве соисполнителя комитет принял участие в организации и проведении следующих мероприятий в соответствии с планом мероприятий Совета Федерации:
- «круглый
стол» на тему «Реализация жилищных прав детей-сирот: проблемы и пути
их решения», организованный Комитетом Совета Федерации по социальной
политике, 26 февраля;
- конференция «Новые
возможности для субъектов малого и среднего предпринимательства в современных
экономических условиях», организованный Комитетом Совета Федерации по экономической политике с участием Комитета Совета Федерации по социальной
политике, 24 марта.
В рамках дней субъектов Российской Федерации в Совете Федерации комитет провел несколько расширенных заседаний по следующим вопросам:
- «О мерах по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации
(на примере Челябинской области)» (в рамках Дней Челябинской области в Совете Федерации);
- »О влиянии бюджетной обеспеченности на исполнение расходных обязательств и сбалансированность бюджета (на примере Республики Адыгея)» (в рамках Дней
Республики Адыгея в Совете Федерации);
- »О повышении
эффективности бюджетной политики и устойчивости региональных финансов» (в рамках Дней Ростовской области в Совете Федерации);
- »О проблемах сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях нестабильной экономической ситуации
(на примере Вологодской области)» (в рамках Дней Вологодской области в Совете Федерации);
- »О проблемах обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской
Федерации (на примере Брянской области) (в рамках Дней Брянской области в Совете Федерации)».
Также комитетом были проведены следующие внеплановые совещания и заседания рабочих групп, в том числе, мероприятия, связанные с выполнением поручений Совета Федерации и руководства Совета Федерации:
- рабочие
совещания по поправкам к Федеральному закону от 30 декабря 2015 года № 422-ФЗ
«Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности
заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города
федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон
„О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных
структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения
Севастополя“, 15 и 21 января;
- заседание
экспертной группы по банковскому законодательству, 28 января;
- рабочее
совещание председателя комитета по вопросу законодательного урегулирования
возврата просроченной задолженности, 1 февраля;
- рабочая
встреча первого заместителя председателя комитета В.А.Петрова с представителями
Всемирного банка (иностранная делегация), 25 марта;
- рабочий
визит делегации Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в г.Пекин (КНР), 4–9 апреля;
- совместное
рабочее совещание Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета
Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам по вопросу создания на территории Республики Крым федеральной государственной специализированной
образовательной организации для детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья, не предрасположенных к получению инклюзивного
образования, 4 апреля;
- заседание
согласительной комиссии по отклоненному Федеральному закону „О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации“
(об уменьшении ставки налога на прибыль организаций для участников региональных
инвестиционных проектов) (проект № 801288–6), 5 мая;
- совместное
заседание Экспертно-консультативного совета при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Экспертного совета по внебиржевой финансовой
деятельности и защите прав индивидуальных инвесторов при Комитете
Государственной Думы по финансовому рынку, 1 июня;
- совещание
по поправкам к проекту федерального закона № 1009203–6 „О внесении
изменений в Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“ и статью 3
Федерального закона „О саморегулируемых организациях в сфере финансового
рынка“ с участием представителей Министерства финансов Российской
Федерации, 20 июня;
- совещания
„О мерах государственной поддержки и регулирования рынка алкогольной
продукции“, 15 июля и 22 сентября;
- совещания
„Об уплате субъектами Российской Федерации страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения трудоспособного
возраста“, 19 и 21 сентября;
- совещание
„О доработке проекта федерального закона „О внесении изменений в статью 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации“, 22 сентября;
- рабочие
совещания по вопросам бюджетного и налогового законодательства, 4 и 10 октября;
- совещание
по вопросу введения курортного сбора, 18 октября;
- 7
заседаний (10 марта, 14 апреля, 9 июня, 27 октября, 24 ноября и т. д.) Экспертной группы по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию
терроризма, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску при
комитете;
- совещание
по подготовке законодательных предложений по урегулированию проблемы снижения
платежей по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения,
уплачиваемых в бюджет ФОМС из бюджетов субъектов Российской Федерации, 10 ноября;
- заседание
Координационного Совета по финансовому контролю отраслей инфраструктурного комплекса
при комитете, 25 ноября;
- совещание
по вопросу применения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской
Федерации в редакции
Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации“, 1 декабря;
- совещание
по вопросу „О Федеральном законе „Об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев транспортных средств“, 9 декабря;
- закрытое
заседание по вопросу „О создании комиссии Совета Федерации по рассмотрению
расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной
обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности“, 12 декабря;
- совещание
по вопросу „О государственном регулировании производства и оборота
табачной продукции“, 19 декабря.
Большая работа была проделана комитетом с министерствами и ведомствами по распределению межбюджетных трансфертов, распределение которых не было утверждено федеральным бюджетом на 2016 год.
Ситуация по своевременному распределению и доведению до регионов данных трансфертов была очень сложной. Достаточно сказать, что на конец апреля прошлого года не было распределено более 20 процентов межбюджетных трансфертов.
Всего комитет рассмотрел на своих заседаниях проекты нормативных актов и распределение более 60-ти межбюджетных трансфертов.
В январе началась подготовка к рассмотрению вопросов в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и таможенной политики Российской Федерации на 2016 год.
Одним из главных направлений деятельности комитета являлась работа над федеральным бюджетом. Следует отметить, что эта работа велась непрерывно: осуществлялся мониторинг исполнения бюджета текущего года и велась работа над проектом федерального бюджета на очередной финансовый год.
Так, с начала года комитет занимался подготовкой предложений по концепции федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, учитывая предложения остальных комитетов Совета Федерации и заслушивая мнения представителей федеральных органов исполнительной власти, выступавших на заседаниях комитета.
На заседании Совета Федерации 30 марта 2015 года было принято постановление Совета Федерации № 137-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Постановление было направлено в Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. В дальнейшем при формировании проекта федерального бюджета на 2017–2019 годы было учтено большинство предложений и рекомендаций Совета Федерации, сформулированных в постановлении.
В целях парламентского контроля корректировки показателей федерального бюджета на 2016 год без внесения изменений в Закон о федеральном бюджете на 2016 год в период летних каникул была создана Комиссия Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований, которая рассматривала предложения Правительства Российской Федерации по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета. В работе комиссии принимали участие члены комитета Перминова Е.А, Рябухин С. Н., Ульбашев М.М.
Проект федерального закона № 15455–7 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» внесен в Государственную Думу 28 октября 2016 года.
Комитетом было подготовлено заключение на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (которое легло в основу рекомендаций парламентских слушаний), принятое на заседании комитета 7 ноября 2016 года и направленное в Государственную Думу.
12 декабря комитет рекомендовал к одобрению Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». 19 декабря 2016 года указанный закон был подписан Президентом Российской Федерации (№ 415-ФЗ).
После внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу 8 ноября 2016 года комитет организовал парламентские слушания «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2019 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Парламентские слушания являются ежегодным мероприятием, в рамках которого Министерство финансов Российской Федерации представляет параметры проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
С основным докладом выступил Министр финансов Российской Федерации А.Г.Силуанов, который также ответил на многочисленные вопросы присутствующих. В работе слушаний приняли участие: члены Совета Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации Т.А.Голикова, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А.Л.Ведев, первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации К.В.Юдаева, представители субъектов Российской Федерации, в частности, губернатор Вологодской области О.А.Кувшинников, глава Республики Коми С.А.Гапликов, председатель Саратовской областной Думы В.В.Капкаев и др. Количество участников в общей сложности превысило 250 человек, большая часть которых составляли представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вела парламентские слушания Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко. Работу парламентских слушаний освещали средства массовой информации, включая телевидение. Была организована прямая трансляция мероприятия в сети Интернет.
Участники слушаний отметили особенность представленного проекта бюджета — возврат к трехлетнему бюджетному планированию, что позволит обеспечить не только стабильность и прогнозируемость бюджетных проектировок, но и предсказуемость условий ведения бизнеса минимум на три года. В соответствии с проектом бюджета в течение ближайших трех лет расходы будут уменьшаться. Сокращение расходов, а также меры по увеличению доходов должны уменьшить дефицит бюджета.
В рамках межбюджетных трансфертов предусматривается дополнительная помощь тем регионам, которые имеют наиболее низкий уровень бюджетной обеспеченности. Предусмотрен целый ряд изменений в части налогового законодательства, которые позволят наполнить бюджеты субъектов Российской Федерации. Определены предельные уровни субсидий для каждого субъекта Российской Федерации.
В итоговом документе парламентских слушаний, направленном в Правительство Российской Федерации, даны рекомендации Правительству Российской Федерации, Государственной Думе, Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, органам законодательной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках работы над федеральным бюджетом в прошлом году впервые была создана и начала свою работу комиссия Совета Федерации по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
11 февраля комитет провел совещание «О предложениях по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части некодифицированных платежей, имеющих признаки налогов и сборов» (в соответствии с планом мероприятий Совета Федерации).
В работе совещания приняли участие: члены Совета Федерации, аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.И.Штогрин, заместитель руководителя ФНС России Н.С.Завилова, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» В.М.Зарипов, директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России В.А.Живулин, заместитель директора Департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина России Е.В.Лебединская, директор НП «Национальное объединение лоцманских организаций» В.А.Рябоконь, заместитель председателя Комитета РСПП по налоговой политике А.В.Тихоновский, директор Института налоговой политики и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации М.Р.Пинская и др.
Вел совещание – заместитель председателя комитета В.Б.Шуба.
Обсудив предложения о совершенствовании законодательного регулирования некодифицированных публичных платежей, имеющих признаки налогов и сборов, создании единого перечня указанных платежей, установлении единых правил их введения и взимания, участники совещания рекомендовали комитету подготовить проекты федеральных законов, направленные на установление общих принципов регулирования специализированных обязательных платежей. Также было решено подготовить и направить в Правительство Российской Федерации письмо о необходимости разработки перечня указанных платежей и отмене неэффективных платежей.
15 марта комитет организовал «круглый стол» на тему «Снижение рисков в деятельности финансовых организаций при использовании государственных электронных сервисов».
В заседании приняли участие: члены Совета Федерации, заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.О.Козырев, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.Н.Морозов, заместитель председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Л.И.Чижик, заместитель директора Федеральной службы судебных приставов – заместитель главного судебного пристава Российской Федерации Т.П.Игнатьева, начальник Управления информационных технологий ФНС России Т.В.Матвеева, директор Департамента сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций Банка России О.А.Гончарова, председатель НП «Национальный совет финансового рынка» А.В.Емелин и др.
Вел заседание – заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев.
Отметив, что использование государственных электронных сервисов в деятельности финансовых организаций позволяет существенно повысить эффективность многих бизнес-процессов, повысить производительность труда, сократить издержки, избежать принятия неверных решений, сделать финансовый продукт более доступным для граждан, участники заинтересованно обсудили ряд проблем, стоящих на пути совершенствования механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке.
16 марта комитет
провел совещание «О мерах государственной поддержки и регулирования рынка
алкогольной продукции» (в соответствии с планом мероприятий Совета
Федерации).
В работе совещания приняли участие: члены Совета Федерации, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Б.-Ж.Жамбалнимбуев, заместитель руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка В.В.Заславский, председатель подкомиссии по вопросам регулирования алкогольного рынка Российского союза промышленников и предпринимателей А.В.Романов, начальник отдела налоговой политики Департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии Н.Т.Мамбеталиев, старший инспектор отдела методического обеспечения информационно-методического управления Главного организационно-инспекторского управления Следственного комитета Российской Федерации Г.К.Смирнов и др.
Вел совещание – председатель комитета С.Н.Рябухин.
Участники затронули такие важные проблемы, как внедрение ЕГАИС в оптовую и розничную торговлю алкогольной продукцией, усиление ответственности за нелегальное производство и оборот алкоголя, гармонизацию ставок акцизов на алкогольную продукцию в рамках Евразийского экономического союза.
30 марта комитет провел «круглый стол» на тему «Проблемы регулирования рынка финансовых консультантов».
В заседании приняли участие: члены Совета Федерации, директор Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации С.В.Барсуков, директора Департамента развития финансовых рынков Банка России Е.В.Чайковская, генеральный директор FXOpen Company, Председатель НП КФС, заместитель председателя Экспертно-консультативного Совета при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Е.В.Исаева, генеральный директор компании «GNP: личное финансовое консультирование», член правления КФС, член Экспертно-консультативного Совета при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Н.П.Галайда и др.
Вел заседание – первый заместитель председателя комитета В.А.Петров.
В ходе мероприятия обсуждались положения законопроекта № 928356–6 «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона „О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (о регулировании деятельности финансовых консультантов) (13.11.2015 г.), направленного на введение в законодательство Российской Федерации нового гражданско-правового института финансовых консультантов.
19 апреля комитет организовал «круглый стол» на тему «Текущее состояние рынка микрофинансирования: проблемные вопросы и предложения по снижению долговой нагрузки на заемщиков-граждан».
В заседании приняли участие: члены Совета Федерации, директор Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации С.В.Барсуков, заместитель директора Федеральной службы судебных приставов – заместитель главного судебного пристава Российской Федерации Т.П.Игнатьева, начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России М.В.Мамута, начальник Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора О.В.Прусаков, Председатель Правления Международной конфедерации обществ потребителей Д.Д.Янин, председатель Пермской региональной общественной организации «Пермская гражданская палата» И.В.Аверкиев и др.
Вел заседание — заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев.
Обсудив тему микрофинансирования и долговой нагрузки на граждан, участники отметили непростую ситуацию на рынке микрофинансирования, в частности, активизацию разного рода незаконных элементов в части востребования просроченной задолженности; высочайшие ставки, по которым граждане вынуждены кредитоваться в микрофинансовых организациях. Обсудили дальнейшие меры по совершенствованию и регулированию рынка микрофинансирования.
26 апреля комитет провел парламентские слушания «О повышении эффективности банковской системы Российской Федерации».
В работе слушаний приняли участие: члены Совета Федерации, заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации В.А.Поздышев, аудитор Счетной палаты Российской Федерации А.В.Перчян, директор Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации С.В.Барсуков, Президент Ассоциации региональных банков России А.Г.Аксаков, заместитель Председателя правления акционерного общества «Альфа-Банк» В.Б.Сенин, Президент Ассоциации российских банков Г.А.Тосунян и др.
Вел слушания — заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев.
Как отметили участники слушаний, укреплению стабильности банковской системы будет способствовать решение вопроса привлечения средств граждан на специальные пенсионные счета кредитных организаций в рамках так называемой Концепции индивидуального пенсионного капитала. Также в итоговом документе отмечена необходимость ускорить разработку и принятие постановления Правительства Российской Федерации, расширяющего доступ кредитных организаций к средствам государственных внебюджетных фондов и Федерального казначейства и др.
24 мая комитет организовал «круглый стол» на тему «Торговый сбор: итоги и перспективы».
В заседании приняли участие: члены Совета Федерации, аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.И.Штогрин, начальник Управления налогообложения юридических лиц ФНС России М.В.Бакчеева, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации Р.А.Саакян, председатель Комитета по развитию оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Московской ТПП М.Ф.Мандалян, заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы (Правительство Москвы) М.А.Багреева, директор по взаимоотношениям с государственными органами власти компании «М.видео» Т.Р.Калимуллин и др.
Вела заседание – заместитель председателя комитета Е.А.Перминова.
Обсудив проблемы введения и применения торгового сбора на территории города Москвы, участники «круглого стола» предложили:
- Правительству
Российской Федерации провести оценку эффективности применения торгового сбора
на территории города Москвы и по итогам оценки рассмотреть вопрос о целесообразности его введения на территории других субъектов Российской
Федерации;
- Правительству
Москвы продолжить работу по совершенствованию законодательства города Москвы о налогах и сборах в части совершенствования применения торгового сбора;
- Комитету
Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам продолжить мониторинг
правоприменительной практики законодательства города Москвы в части
налогообложения торговым сбором.
21 июня комитет организовал «круглый стол» на тему «Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
В заседании приняли участие: члены Совета Федерации, аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.И.Штогрин, первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации Е.И.Дитрих, директор Департамента доходов Министерства финансов Российской Федерации Е.В.Лебединская, заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации В.А.Прокаев, руководитель Аналитической службы Юридической компании «Пепеляев Групп» В.М.Зарипов, директор Института налоговой политики и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации М.Р.Пинская, профессор кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Н.Н.Тютюрюков, председатель комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного Собрания Владимирской области М.С.Васенин, депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.М.Власов, министр финансов Республики Крым И.В.Кивико и др.
Вел заседание – заместитель председателя комитета В.Б.Шуба.
Обсудив вопросы установления налоговых льгот и их влияния на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, участники «круглого стола» рекомендовали Правительству Российской Федерации утвердить методику оценки эффективности налоговых льгот, подготовить предложения по отмене неэффективных налоговых льгот, рассмотреть вопрос о поэтапной отмене федеральных льгот по региональным и местным налогам, внести изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие обязательное рассмотрение проектов федеральных законов, устанавливающих льготы по налогам и сборам, на трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений и т. д.
22 июня комитет
совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике провел
совещание «Влияние изменений законодательства о налогах и сборах
(»налогового маневра») в области нефтегазодобывающего сектора на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
В работе совещания приняли участие: члены Совета Федерации, аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.И.Штогрин, директор Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации А.В.Сазанов, начальник Аналитического управления ФНС России В.Н.Засько, министр экономического развития Пермского края Л.Ю.Морозов и др.
Вел совещание – заместитель председателя комитета В.Б.Шуба.
В результате обсуждения влияния изменений налогового законодательства в области налогообложения нефтегазовой отрасли (»налогового маневра») на доходы бюджетов, были приняты решения: провести пофакторный анализ изменений поступления налога на прибыль от нефтяных компаний в региональные бюджеты, учитывать влияние «налогового маневра» при распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации в 2016 году, разработать механизм компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов, связанных с «налоговым маневром», при подготовке проекта бюджета на 2017–2019 годы.
20 октября комитет на площадке РАНХиГС при Президенте Российской Федерации провел заседание «круглого стола» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
В заседании приняли участие: члены Совета Федерации, аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.И.Штогрин, заместитель Министра финансов Российской Федерации М.С.Орешкин, заместитель Министра финансов Российской Федерации И.В.Трунин, директор Департамента тарифного регулирования и анализа внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития М.В.Дмитриев, председатель Ивановской областной Думы В.В.Смирнов, руководитель Центра исследований таможенно-тарифной политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Л.П.Грундел, директор Института реформирования общественных финансов В.В.Климанов и др.
Вел заседание – председатель комитета С.Н.Рябухин.
Участники заседания обсудили заключения комитета по проектам основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, подготовленные в рамках парламентского контроля, и дополнили их предложениями от субъектов Российской Федерации.
19 декабря комитет организовал «круглый стол» на тему «О проекте концепции повышения финансовой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации».
В заседании приняли участие: члены Совета Федерации, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Ю.В.Росляк, заместитель Министра финансов Российской Федерации Л.В.Горнин, первый заместитель губернатора Костромской области И.В.Корсун, директор АНО «Института реформирования общественных финансов» В.В.Климанов, директор Института «Центр развития» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Н.В.Акиндинова, научный руководитель РЭУ им.Г.В.Плеханова С.Д.Валентей им др.
Вел заседание – председатель комитета С.Н.Рябухин.
Участники обсудили проблемы и задачи совершенствования качества межбюджетных отношений, отметили необходимость поиска стимулов для развития регионов.
В рамках
взаимодействия с субъектами Российской Федерации комитет в 2016 году провел
выездные и расширенные заседания, а именно:
- выездное
заседание на тему «Создание „точек роста“ региональных экономик
с целью повышения финансовой устойчивости бюджетов субъектов Российской
Федерации», г. Кострома, 26 – 28 мая;
- выездное
заседание на тему «Цели и задачи концепции совершенствования межбюджетных
отношений в Российской Федерации на период до 2018 года», г. Тверь,
3–5 июля.
Участники мероприятий отметили, что создавшаяся ситуация требует изменения подходов к формированию межбюджетных отношений, так как действующая система межбюджетных трансфертов не обеспечивает реальную сбалансированность и устойчивость бюджетов субъектов Российской Федерации. Региональные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством и зачастую без предоставления соответствующих источников финансирования. Несмотря на реализуемые Правительством Российской Федерации меры в области межбюджетных отношений, продолжается увеличение различий в социально-экономическом развитии регионов, в связи с чем остается также открытым вопрос об укреплении доходной базы региональных бюджетов.
По итогам состоявшегося обсуждения была отмечена необходимость продолжения работы по совершенствованию межбюджетных отношений с целью повышения финансовой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом результатов инвентаризации расходных полномочий субъектов Российской Федерации.
26–28 октября в г. Кисловодске состоялось совместное выездное заседание Комитета Совета Федерации по социальной политике, Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему «Комплексное развитие города-курорта Кисловодска». По вопросам ведения комитета было принято решение рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о курортном (туристском) сборе, предоставив право на его установление субъектам Российской Федерации.
В рамках дней субъектов Российской Федерации в Совете Федерации комитет провел несколько расширенных заседаний, в частности, 14 июня заседание по вопросу «О проблемах сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях нестабильной экономической ситуации (на примере Вологодской области)».
В заседании приняли участие: заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов Вологодской области В.Н.Артамонова, заместитель председателя Законодательного Собрания Вологодской области, председатель постоянного комитета Законодательного Собрания Вологодской области по бюджету и налогам А.А.Канаев.
Участники заседания остановились на основных проблемах сбалансированности бюджета Вологодской области. По итогам заседания было подготовлено решение, в котором отмечена необходимость продолжения работы по совершенствованию межбюджетных отношений и разграничению полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, замещения коммерческих кредитов бюджетными (выдавать бюджетные кредиты на срок не менее пяти лет), ускорения работы по совершенствованию системы учета и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В 2016 году комитет провел 3 совещания на тему «О мерах государственной поддержки и регулирования рынка алкогольной продукции». Эти совещания явились продолжением работы, которая ведется в Совете Федерации с 2015 года в соответствии с поручением Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко. За это время удалось добиться утверждения Правительством Российской Федерации плана мероприятий (»дорожной карты») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке с учетом предложений комитета, введения единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) в оптовую и розничную продажу алкоголя, роста поступлений в 2016 году акцизов на крепкоалкогольную продукцию.
Комитет внес в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с целью усиления уголовной ответственности за подделку федеральных специальных и акцизных марок. Предлагается приравнять ответственность за подделку этих марок к ответственности за подделку денег. На законопроект получены положительные заключения Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
19 декабря по инициативе комитета оперативно было проведено совещание «О государственном регулировании производства и оборота табачной продукции». Его необходимость была связана с ростом оборота нелегальной табачной продукции, которая сокращает доходы федерального бюджета и наносит ущерб законной предпринимательской деятельности. Было решено направить запросы в министерства и ведомства и продолжить работу в 2017 году.
В 2016 году активно работал Межрегиональный банковский совет при Совете Федерации (МРБС). За отчетный период было проведено три заседания совета (29 февраля, 31 мая, 6 сентября), два из них – под руководством Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко. На заседаниях обсуждались наиболее острые темы, связанные с функционированием банковской системы.
Были рассмотрены вопросы, связанные с необходимостью противодействия недобросовестным практикам поведения в банковской сфере и совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности Банка России и субъектов финансового рынка. Отдельное заседание было посвящено проблемам долговой нагрузки и сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также вопросам поддержания финансовой стабильности в целом. В этом заседании участвовали представители органов исполнительной власти и Банка России, активно свою позицию высказывали главы субъектов Российской Федерации и профессиональные участники рынка.
По результатам заседаний были подготовлены содержательные рекомендации Правительству Российской Федерации, Банку России, другим заинтересованным сторонам. Надо отметить, что на направляемые МРБС рекомендации, Совет всегда получал обратную связь, и многие из предложений МРБС находили поддержку.
В течение 2016 года продолжалась работа Экспертной группы по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску. Состоялось 7 заседаний группы, в которых приняли участие свыше 200 представителей от более чем 50-ти финансовых и иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, а также профильных государственных органов: Банка России, Минфина России, ФНС России, Росфинмониторинга, ФССП России, Минтруда России и ФАС России. Возглавляет экспертную группу первый заместитель председателя комитета Н.А. Журавлев.
На основании предложений Экспертной группы был подготовлен и внесен в Государственную Думу 24.02.2016 года членами Совета Федерации Н.А.Журавлевым и О.А.Казаковцевым проект федерального закона № 1003299‑6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования порядка осуществления процедур идентификации)».
Большинство предложений членов Экспертной группы было учтено при принятии Федерального закона от 23.06.2016 года № 191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ и статью 7 Федерального закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“, направленного на упрощение порядка открытия счетов в кредитных организациях. Были подготовлены и направлены в ФНС России предложения к проекту федерального закона „О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)“.
В течение отчетного года постоянно проходили заседания подкомитета по финансовому контролю, на которых рассматривались итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации. По результатам рассмотрения формировались рекомендации проверяемым организациям по исправлению выявленных нарушений и недостатков, и решения подкомитета направлялись в федеральные органы исполнительной власти. Фактически по каждому решению были получены конструктивные ответы заинтересованных сторон. Этим направлением работы комитета руководит первый заместитель председателя комитета С.П. Иванов.
15 июня Совет Федерации принял постановление № 282-СФ «Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2015 году», подготовленное комитетом и рассмотренное на очередном заседании комитета.
На протяжении отчетного периода комитет обеспечивал представительство Совета Федерации в работе трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений (сейчас входит 40 членов Совета Федерации), готовил материалы, проводил совещания. В прошлом году состоялось 5 заседаний комиссии (в феврале, марте, июне, октябре, ноябре), на которых рассматривались важнейшие для регионов вопросы.
Сразу после принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» до начала следующего финансового года комиссией были в полном объеме распределены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и на частичную компенсацию расходов на повышение оплаты труда бюджетникам, а также основной объем бюджетных кредитов на 2017 год (150 млрд. рублей из 200 млрд. рублей).
Серьёзную озабоченность Совета Федерации и субъектов Российской Федерации в конце прошлого года вызвали положения Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающие возможность Правительства Российской Федерации устанавливать условия предоставления дотаций субъектам Российской Федерации. Поэтому в целях исключения возможности возлагать на регионы дополнительные условия при предоставлении им дотаций была разработана и внесена в Государственную Думу 14 декабря законодательная инициатива Совета Федерации № 55068–7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“.
Большая работа была проделана комитетом с министерствами и ведомствами по распределению межбюджетных трансфертов, распределение которых не было утверждено федеральным законом о федеральном бюджете на 2016 год. Ситуация по своевременному распределению и доведению до субъектов Российской Федерации данных трансфертов была очень сложной (на конец апреля прошлого года не было распределено более 20% межбюджетных трансфертов). В соответствии с пунктом 9 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации комитет за отчетный период рассмотрел более 60-ти проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
29 июня комитетом был подготовлен вопрос «Об исполнении федерального бюджета за истекший период 2016 года» с участием Министра финансов Российской Федерации А.Г.Силуанова в рамках «правительственного часа» на 396-м пленарном заседании Совета Федерации. Принято постановление « Об исполнении федерального бюджета за истекший период 2016 года» от 29 июня 2016 года № 444-СФ.
12 октября в рамках «правительственного часа» на 398-м пленарном заседании Совета Федерации комитетом был подготовлен вопрос «О мерах Правительства Российской Федерации по созданию единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов» с участием руководителя ФНС России М.В.Мишустина. Принято постановление «О мерах Правительства Российской Федерации по созданию единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов» от 26.10.2016 года № 474-СФ.
В рамках рубрики «Время эксперта» комитет организовал выступления на пленарных заседаниях Совета Федерации:
- декана
экономического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, д. э. н., профессора А.А.Аузана
на тему «Долгосрочная стратегия экономического развития России: роль
социокультурных факторов», 27 апреля 2016 года;
- президента — председателя
правления Банка ВТБ А.Л.Костина на тему «Роль банковской системы
Российской Федерации в формировании точек экономического роста и программ
регионального развития», 23 декабря 2016 года.
Комитет принимал активное участие в работе Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (Совета законодателей Российской Федерации), его президиума и комиссий.
Так, 18 февраля комитет подготовил вопрос «О проблемах перехода к взиманию налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», который рассматривался на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации. Было подготовлено решение по указанному вопросу и в конце года подготовлена информация по его исполнению.
29 апреля председатель комитета С.Н.Рябухин принял участие в заседании Совета законодателей Российской Федерации в г.Санкт-Петербурге. Там же состоялось заседание Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству (сопредседатель комиссии – председатель комитета С.Н. Рябухин).
8 декабря комитет организовал проведение заседания Комиссии Совета законодателей по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству, на котором был избран новый председатель комиссии.
В течение 2016 года комитет обеспечивал работу по подготовке и размещению отзывов комитета на проекты законодательных инициатив субъектов Российской Федерации в подсистеме «Эксперт» в базе АСОЗД.
5 мая комитет провел заседание согласительной комиссии по отклоненному Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (об уменьшении ставки налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов). От Совета Федерации в заседании участвовала член комитета Е.А.Перминова. 16 мая на заседании комитета члены комитета рассмотрели закон в редакции, предложенной согласительной комиссией, и рекомендовали к одобрению. Закон подписан Президентом Российской Федерации 23 мая 2016 года.
В Совете
Федерации был сформирован и утвержден Перечень поручений по реализации Послания
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2016 год. В течение года комитет ежеквартально представлял отчеты об исполнении
поручений.
В целях упорядочения многочисленных обязательных платежей, которые имеют признаки налогов и сборов, но устанавливаются и взимаются за рамками общих принципов и правил налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, члены комитета разработали законопроекты о внесении изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации. Эти законопроекты определяют признаки указанных платежей, вводят единое собирательное обозначение платежей такого рода – «специализированные обязательные платежи», а также устанавливают общие принципы их регулирования.
Во исполнение поручения Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко комитет в декабре 2016 года подготовил обращение к Правительству Российской Федерации по вопросу внесения изменений в законодательство Российской Федерации в целях определения правового статуса и порядка налогообложения доходов физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (постановление Совета Федерации от 14 декабря 2016 года №571-СФ). Речь идет о так называемых самозанятых гражданах, которые самостоятельно без привлечения наемных работников осуществляют отдельные виды деятельности, связанные с оказанием другим физическим лицам услуг для личных и домашних нужд. На практике такие лица, как правило, не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, не состоят на налоговом учете и не уплачивают установленные налоги и страховые взносы. В связи с этим следует выработать комплекс мер, направленных на легализацию их деятельности и закреплению соответствующего правового статуса в действующем законодательстве, создание упрощенного порядка постановки этих лиц на налоговый учет, и максимальное упрощение для таких граждан порядка уплаты налогов и страховых взносов.
Комитет подготовил два вопроса для ежегодного совещания Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко со статс-секретарями-заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, на котором рассматривались приоритетные направления законодательной деятельности и задачи органов государственной власти Российской Федерации в 2017 году» (2 декабря). С.Н.Рябухин выступил по вопросу «О принятии законодательных мер по декриминализации рынка алкогольной и табачной продукции. Подготовка комплекса мероприятий по внедрению единой государственной автоматизированной информационной системы при производстве и продаже табачной продукции», Н.А.Журавлев – по вопросу полноценного вступления в силу Федерального закона о защите прав и законных интересов граждан при осуществлении деятельности по взысканию просроченной задолженности.
В порядке реализации права законодательной инициативы члены комитета разработали следующие проекты федеральных законов, в частности:
- № 999547–6
«О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении
деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых
организациях“ (В.И.Матвиенко, С.Н.Рябухин), принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ;
- № 999553–6
„О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О защите
прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон
„О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“ в части установления государственной пошлины за внесение сведений о юридическом
лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности“
(В.И.Матвиенко, С.Н.Рябухин), принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 246-ФЗ;
- № 999555–6
„О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона „О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату
просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон о микрофинансовой
деятельности и микрофинансовых организациях“ (В.И.Матвиенко, С.Н.Рябухин),
принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 231-ФЗ;
- № 983636–6
„О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона „Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков,
проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального
значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон „О защите
интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных
подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории
Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя“,
внесен 27.01.2016 года (Е.В.Бушмин, Н.А.Журавлев, С.Н.Рябухин и др.).
- № 1003299–6
„О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации (в части совершенствования порядка осуществления процедур
идентификации)“, внесен 24 февраля 2016 года (Н.А.Журавлев,
О.А.Казаковцев)
- № 50030–7
„О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации“, внесен 8 декабря 2016 года (Е.В.Бушмин, С.Н.Рябухин).
- № 55068–7 „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона „О внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации“, внесен 14 декабря 2016 года
(законодательная инициатива Совета
Федерации).
- № 66697–7
„О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной
продукции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“,
внесен 28 декабря 2016 года (Е.В.Бушмин, С.Н.Рябухин).
- № 66499–7 „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (в связи с созданием
дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций), внесен
28 декабря 2016 года (Н.А.Журавлев).
- № 66477–7 „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (в части создания
многоуровневой банковской системы), внесен 28 декабря 2016 года (Н.А.Журавлев).
- “О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации“ (Н.А.Журавлев,
С.Н.Рябухин).
- “О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ (Н.А.Журавлев, С.Н.Рябухин).
- “О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части установления общих принципов регулирования специализированных
обязательных платежей» (В.Б.Шуба);
- »О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления
общих принципов регулирования специализированных обязательных платежей»
(В.Б.Шуба).
За отчетный период членами комитета подготовлены поправки к следующим законопроектам, принятым в первом чтении:
- №906916-6
«О внесении изменений в Федеральный закон „О жилищных субсидиях
гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей“ (В.А.Петров);
- №923365-6
„О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона „О государственной гражданской службе Российской Федерации“ в части
упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской
службе“ (В.В.Семенов);
- №811646-6
„О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации“ (В.А.Петров);
- №918468-6
„О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям
граждан“ (В.В.Семенов);
- №999547-6
„О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении
деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых
организациях“ (Е.В.Бушмин, Н.А.Журавлев);
- №1009203-6
„О внесении изменений в Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“
и статью 3 Федерального закона „О саморегулируемых организациях в сфере
финансового рынка“ (В.А.Петров);
- а также к Федеральному закону от 30 декабря 2015 года № 422-ФЗ „Об особенностях
погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения
Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон „О защите интересов
физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных
подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории
Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя“;
- №15455-7
„О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов“ (В.И.Матвиенко, Е.В.Бушмин, С.Н.Рябухин и другие).
Первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев является членом Национального финансового совета при Банке России (НФС). В 2016 году он принял участие в 3-х заседаниях НФС, на которых рассматривались основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017–2019 годы, вопросы развития национальной системы платежных карт в Российской Федерации, влияние иностранных санкций на развитие российского банковского сектора и результаты мер Банка России по оказанию помощи коммерческим банкам и оздоровлению банковской системы, реализация Банком России дополнительных полномочий в качестве мегарегулятора.
Член комитета Н.Л.Дементьева является официальным представителем Совета Федерации в Межпарламентской ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ). В отчетном периоде Н.Л.Дементьева и сотрудники аппарата комитета участвовали в работе МПА СНГ.
Так, 19–20 мая в г.Санкт-Петербурге сенатор выступила с докладом на пленарном заседании МПА СНГ по проекту Комментария к новой редакции модельного Налогового кодекса для государств-членов СНГ (Общей части), который был одобрен МПА СНГ. 24–25 ноября Н.Л.Дементьева выступила с докладом на заседании Постоянной комиссии по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления МПА СНГ о проектах Концепции устойчивого и безопасного развития государств – участников МПА СНГ и Законодательных основ Концепции устойчивого и безопасного развития государств – участников МПА СНГ. Были приняты решения об изменении названий разрабатываемых проектов документов, и о внесении соответствующих изменений в Перспективный план модельного законотворчества.
На протяжении 2016 года члены комитета и сотрудники аппарата комитета приняли участие в следующих мероприятиях:
- заседания
рабочей группы по инвентаризации расходных полномочий органов государственной
власти субъектов Российской Федерации (правительственная комиссия), 15, 24 марта;
- встреча
с делегацией Комиссии по экономике и бюджету Всекитайского собрания народных
представителей (КНР), 3 июня;
- XIV
Международный банковский форум «Банки России — XXI век» в Сочи, сентябрь;
- Московский
финансовый форум, посвященный вопросам развития макроэкономической политики,
формирования бюджета на трехлетний период, создания базы для устойчивого роста экономики,
сентябрь;
- совещание
у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г.Хлопонина по вопросу «О целесообразности распространения действия ЕГАИС на производство
и оборот (розничную продажу) табачной продукции в целях проверки ее
подлинности», 25 октября;
- Инвестиционный
форум «Россия – зовет!», октябрь;
- Форум
инновационных финансовых технологий Finopolis 2016, октябрь;
- Российский
экономический и финансовый форум в Швейцарии, (выступление первого заместителя
председателя комитета Н.А.Журавлева с презентацией Костромской области),
октябрь;
- заседание
коллегии Счетной палаты Российской Федерации, 7 ноября;
- 9-е
заседание Координационного Совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы
на тему «Профилактика инвалидности и санаторно-курортное лечение детей в Российской Федерации», 15 ноября;
- заседание
Правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию
алкогольного рынка, 30 ноября;
- XII
Всероссийский налоговый форум, 30 ноября;
- конференция
«Современный аудит: проблемы и перспективы», ноябрь;
- XV
Национальная конференция по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование.
Революция», ноябрь;
- заседание
коллегии Счетной палаты Российской Федерации, 8 декабря;
- открытая
дискуссия «Пропорциональное регулирование, санация и консолидация: новое в законодательстве», декабрь.
Работа комитета в отчетном периоде строилась в тесном и эффективном взаимодействии с профильными комитетами Государственной Думы по вопросам совместной работы над законопроектами. Члены комитета и работники аппарата комитета принимали участие в заседаниях подкомитетов и комитетов, «круглых столов» и парламентских слушаниях, проводимых Государственной Думой.
За указанный период в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в комитете было рассмотрено 400 обращений граждан. Ответы были даны в установленные действующим законодательством сроки.
Аппаратом комитета проводилась работа по обеспечению и размещению информации на сайтах комитета в сети «Интранет» и «Интернет», а также на мобильные устройства членов Совета Федерации.