Работа Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в отчетный период строилась исходя из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах,плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю и осеннюю сессии 2015 года (далее – план мероприятий Совета Федерации), плана работы Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на 2015 год, планов текущей работы комитета, вопросов, отнесенных к ведению комитета.
В соответствии со своими полномочиями комитет рассматривал федеральные законы, принятые Государственной Думой и переданные на рассмотрение Совета Федерации. За отчетный период комитет подготовил к рассмотрению на заседаниях Совета Федерации 94 федеральных закона, принятых Государственной Думой, по которым являлся ответственным за сопровождение в Совете Федерации, 1 федеральный конституционный закон и 115 федеральных законов, принятых Государственной Думой, по которым комитет являлся соисполнителем. По вопросам своего ведения комитет регулярно проводил экспертизу законопроектов, принятых Государственной Думой в первом чтении, а также законопроектов, рассмотренных Советом Государственной Думы и перед первым чтением направленных в Совет Федерации.
В 2015 году состоялось 28 заседаний комитета, в том числе:
- совместное выездное заседание с участием Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитета Совета Федерации по экономической политике на тему «Повышение эффективности расходования бюджетных средств на финансовое обеспечение дорожной деятельности» в Ростовской области (в соответствии с планом мероприятий Совета Федерации), 1 июля;
- расширенное заседание на тему «Об адаптации финансовых институтов, действующих в Крымском федеральном округе, к российскому законодательству» (в соответствии с планом мероприятий Совета Федерации), 3 июня;
- выездное заседание на тему «Подведение итогов реализации плана мероприятий (»дорожной карты») по совершенствованию межбюджетных отношений» в Саратовской области (в соответствии с планом мероприятий Совета Федерации), 22 октября.
В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации комитет провел:
- «круглый стол» на тему «О законодательном обеспечении реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», 20 февраля;
- «круглый стол» на тему «О реализации законодательных новаций в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», 25 марта;
- «круглый стол» на тему «Вопросы развития финансовых инструментов поддержки банковской системы Центральным банком Российской Федерации», 31 марта;
- «круглый стол» на тему «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (совместно с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации), 23 апреля;
- совещание с представителями Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации по вопросам совершенствования бюджетного законодательства, 29 сентября;
- парламентские слушания «Потребительское кредитование: как снизить издержки заемщиков и банков» (совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике), 30 сентября;
- «круглый стол» на тему «Актуальные проблемы администрирования налога на добавленную стоимость», 2 октября;
- семинар-совещание «Межгосударственные соглашения об избежании двойного налогообложения и их влияние на бюджетную систему Российской Федерации», 15 октября;
- парламентские слушания «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2016 год», 27 октября;
- «круглый стол» на тему «Влияние изменений налогового законодательства (»налогового маневра») в области нефтегазодобывающего сектора в 2015 году на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике), 19 ноября;
- «круглый стол» на тему «Нормативно-правовое регулирование присутствия иностранных финансовых компаний на территории Российской Федерации» (совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике), 27 ноября;
- «круглый стол» на тему «Совершенствование системы обязательного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», 27 ноября;
- «круглый стол» на тему «Об итогах реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» (совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике), 30 ноября;
- «круглый стол» на тему «Законодательное регулирование рынка страховых услуг» (совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике), 11 декабря.
В качестве соисполнителя комитет принял участие в организации и проведении следующих плановых мероприятий:
- «круглого стола» Комитета Совета Федерации по экономической политике на тему «Проблемы нормативно-правового регулирования учета и налогообложения недвижимого имущества», 26 февраля;
- парламентских слушаний Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Об усилении ответственности руководителей кредитных организаций за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение существенного вреда охраняемым законом интересам физических и (или) юридических лиц», 10 декабря.
В рамках дней субъектов Российской Федерации в Совете Федерации комитет провел ряд расширенных заседаний по следующим вопросам:
- «О проблемах граждан Республики Крым и города федерального значения Севастополя по возмещению вкладов, открытых в банках Украины, и по возврату кредитов, полученных в кредитных учреждениях Украины» (в рамках дней Республики Крым в Совете Федерации), 3 марта;
- «Обеспечение расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Удмуртской Республики» (в рамках Дней Удмуртской Республики в Совете Федерации), 19 октября;
- «Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в текущей экономической ситуации (на примере Алтайского края)» (в рамках Дней Алтайского края в Совете Федерации), 16 ноября;
- «Бюджет региона — как гарантия социальной стабильности в обществе: проблемы и пути их решения в Карачаево-Черкесской Республике» (в рамках Дней Карачаево-Черкесской Республики в Совете Федерации), 23 ноября;
- «Совершенствование межбюджетных отношений между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями на примере Оренбургской области» (в рамках Дней Оренбургской области в Совете Федерации), 7 декабря.
Также комитетом были проведены следующие внеплановые совещания и заседания рабочих групп, в том числе связанные с выполнением поручений Совета Федерации и руководства Совета Федерации:
- совещания членов трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений (представителей от Совета Федерации), март‑декабрь;
- совещание рабочей группы по подготовке и проведению «круглого стола» на тему «Проблемы нормативно-правового регулирования учета и налогообложения недвижимого имущества», февраль;
- совещание рабочей группы с участием федеральных министерств и ведомств и представителей Счетной палаты Российской Федерации по подготовке и проведению «круглого стола» на тему «О законодательном обеспечении реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», февраль;
- совещание «О возможности оказания финансовой поддержки разработок нового производственно-технологического уклада в сфере сверхпроводящих материалов», февраль;
- заседание Экспертной группы по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, март, сентябрь;
- совещание «Об итогах работы Банка России за 2014 год и задачах на 2015 год», март;
- совещания рабочей группы по вопросу о разработке законопроектов направленных на стимулирование меценатской и благотворительной деятельности в Российской Федерации, апрель-май;
- совещание рабочей группы «О некоторых особенностях финансового обеспечения мероприятий программы Федерального агентства по делам молодёжи „Ты — предприниматель“, апрель;
- совещание рабочей группы по подготовке предложений и замечаний к новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, май;
- заседания рабочей группы по доработке проекта федерального закона № 694881–6 „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий“, июнь, сентябрь;
- семинар-совещание для слушателей из Республики Вьетнам „Государственный аудит (контроль) в Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации – как высший орган внешнего государственного аудита (контроля)“, июнь;
- совещание по вопросу урегулирования валютной задолженности Кемеровской области по программе „Фата“ (совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике), июнь;
- заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства о некодифицированных платежах, имеющих признаки налогов и сборов, июль;
- совещания с представителями Правительства Российской Федерации „О мерах государственной поддержки и регулирования рынка алкогольной продукции“, июль, август, октябрь;
- совещания с представителями федеральных министерств и ведомств „Об изменениях законодательства в связи с принятием нового классификатора видов экономической деятельности“, сентябрь, ноябрь;
- совещание „О вопросах администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды“, октябрь;
- совещание по обсуждению законопроекта Правительства Российской Федерации о деятельности по взысканию задолженности (о коллекторской деятельности), октябрь;
- рабочие совещания по вопросу о создании на территории Республики Крым специализированной образовательной организации для детей инвалидов и включении его в состав мероприятий государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011 – 2020 годы, декабрь.
В январе началась подготовка к рассмотрению вопросов в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и таможенной политики Российской Федерации на 2015 год.
Одним из главных направлений деятельности комитета являлась работа над федеральным бюджетом. Следует отметить, что эта работа велась непрерывно: осуществлялся мониторинг исполнения бюджета текущего года и велась работа над проектом федерального бюджета на очередной финансовый год.
Так, с начала года комитет занимался подготовкой предложений по концепции федерального бюджета на 2016 год, учитывая предложения остальных комитетов Совета Федерации и заслушивая мнения представителей федеральных органов исполнительной власти, выступавших на заседаниях комитета.
На заседании Совета Федерации 8 июля 2015 года было принято постановление Совета Федерации № 347-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Постановление было направлено в Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. В дальнейшем при формировании проекта федерального бюджета на 2016 год учитывались предложения и рекомендации Совета Федерации, сформулированные в указанном постановлении.
После внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу 27 октября 2015 года комитет организовал и провел парламентские слушания «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2016 год».
Парламентские слушания являются ежегодным мероприятием, в рамках которого Министерство финансов Российской Федерации представляет параметры проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
С основным докладом «Об основных параметрах проекта федерального бюджета на 2016 год» выступил Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов, который также ответил на многочисленные вопросы присутствующих. На слушаниях выступили: заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А.Л. Ведев на тему «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года» и Председатель Счетной палаты Российской Федерации Т.А. Голикова на тему «О достоверности прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года и основных параметров федерального бюджета на 2016 год».
Много конкретных предложений с мест прозвучало в выступлениях руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, губернатора Ставропольского края В.В. Владимирова, губернатора Курганской области А.Г. Кокорина, председателя Калининградской областной Думы М.Э. Оргеевой. В работе слушаний приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, представители субъектов Российской Федерации. В общей сложности свыше 200 человек.
Вела парламентские слушания Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко. Работу парламентских слушаний освещал ряд средств массовой информации, включая телевидение. Была организована прямая трансляция мероприятия в сети Интернет.
В итоговом документе парламентских слушаний, направленном в Правительство Российской Федерации, даны рекомендации Правительству Российской Федерации, Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, органам законодательной власти субъектов Российской Федерации и Счетной палате Российской Федерации.
Комитетом было подготовлено заключение на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год», принятое на заседании комитета 30 октября 2015 года и направленное в Государственную Думу.
В соответствии с рекомендациями члены комитета внесли 3 поправки ко второму чтению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год». Одна из этих поправок была направлена на увеличение объема бюджетных кредитов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, до уровня 2015 года.
В результате Государственной Думой было принято решение об увеличении на 170,0 млрд. рублей объема бюджетных кредитов. Таким образом, на предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации будет предусмотрено в 2016 году 310,0 млрд. рублей, что соответствует уровню 2015 года. В тоже время комитет считал, что условия предоставления бюджетных кредитов региональным бюджетам необходимо было смягчить, учитывая реальные возможности субъектов Российской Федерации по их выполнению.
7 декабря комитет рекомендовал к одобрению Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год». 14 декабря 2015 года указанный закон был подписан Президентом Российской Федерации (№ 359-ФЗ).
Комитет провел два «круглых стола», посвященных обсуждению плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году:
- 20 февраля на тему «О законодательном обеспечении реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году»;
- 30 ноября на тему «Об итогах реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» (совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике).
20 февраля 2015 года рассматривались вопросы законодательного обеспечения реализации указанного плана, а 30 ноября — итоги его реализации.
В этих заседаниях приняли участие: заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации В.Е. Чистова, заместитель Министра финансов Российской Федерации М.С. Орешкин, директор Департамента стратегического развития Министерства экономического развития Российской Федерации В.А. Федорищев, заместитель директора Департамента экономики Министерства сельского хозяйства Российской Федерации М.В. Лосев, первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкин, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.Н. Морозов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г.М. Кадырова, директор Департамента финансовой стабильности Центрального банка Российской Федерации С.Р. Моисеев, начальник Правового управления Федеральной антимонопольной службы А.В. Молчанов, представители субъектов Российской Федерации: заместитель министра – начальник управления финансовой политики министерства экономического развития Калужской области Е.К. Черкасова, заместитель председателя Государственного Собрания Республики Мордовия, председатель Комитета по бюджету, финансам, налогам С.Ф. Сорокин и др.
Участники обсудили вопросы активизации структурных изменений в российской экономике, сбалансированности рынка труда и социальной защиты граждан, сохранения стабильности бюджетной системы в целом. Федеральные органы исполнительной власти отчитались о реализации «антикризисного» плана в 2015 году в части вопросов своего ведения. Были даны рекомендации Правительству Российской Федерации о мерах, которые должны быть приняты для достижения заявленных целей.
25 марта комитет организовал и провел «круглый стол» на тему «О реализации законодательных новаций в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В мероприятии приняли участие: заместитель Министра финансов Российской Федерации А.В. Моисеев, директор Департамента страхового рынка Центрального банка Российской Федерации И.Н. Жук, аудитор Счетной палаты Российской Федерации А.В. Перчян, исполнительный директор Российского Союза Автостраховщиков Е.В. Уфимцев и др. Вел заседание – заместитель председателя комитета Н.А. Журавлев.
Обсудив реализацию последних законодательных новаций в системе ОСАГО, участники «круглого стола» отметили существующие проблемы и предложили пути их решения. В частности, было признано целесообразным:
- продолжить законотворческую работу по разработке и совершенствованию электронного документооборота в сфере ОСАГО;
- сформировать перечень средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия в целях оформление документов о нем без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;
- активизировать законотворческую работу по противодействию мошенническим и полулегальным схемам в части получения страховых выплат по ОСАГО и т. д.
31 марта комитет организовал и провел «круглый стол» на тему «Вопросы развития финансовых инструментов поддержки банковской системы Центральным банком Российской Федерации». В мероприятии приняли участие: заместитель директора Департамента денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации А.Э. Полонский, заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации С.Р. Платонов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков России А.Г. Аксаков, председатель Правления ПАО РОСБАНК Д.Ю. Олюнин, старший вице-президент АО «Альфа-Банк» П.А. Высоцкий и др. Вел заседание член комитета О.А. Казаковцев.
Участники «круглого стола» отметили, что внешнеэкономические и политические условия для России остаются неблагоприятными, продолжая оказывать сдерживающее влияние на российскую экономику как за счет экспортных доходов, так и за счет возможностей привлечения внешнего финансирования. В свою очередь проводимая Правительством Российской Федерации и Банком России денежно-кредитная политика позволила избежать стагфляционного сценария развития страны.
В целях развития финансовых инструментов поддержки банковской системы участники «круглого стола» дали ряд предложений, вошедших в рекомендации.
23 апреля 2015 года совместно с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации комитет организовал и провел «круглый стол» на тему «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».
В заседании приняли участие члены Совета Федерации, аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.И. Штогрин, заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталов, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Д.Ю. Григоренко, заместитель министра финансов Республики Карелия Е.В. Беляева, председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Ярославской областной Думы В.В. Денисов, руководитель аналитической службы Юридической компании «Пепеляев групп» В.М. Зарипов, представители общественных объединений и научных кругов. Вел заседание председатель комитета С.Н. Рябухин.
С докладами в рамках обсуждения проекта Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016–2018 годы выступили: заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталов, аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.И. Штогрин, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России Д.Ю. Григоренко. Дальнейшие выступления участников «круглого стола» касались вопросов формирования доходов бюджетной системы в условиях «моратория» на повышение налоговой нагрузки, повышения эффективности налогового администрирования контролируемых иностранных компаний, разработки механизма компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации недополученных доходов в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков, принятия действенных мер по пресечению использования незаконных схем возмещения налога на добавленную стоимость из федерального бюджета, налогового стимулирования развития малого и среднего бизнеса.
В итоговых рекомендациях слушаний был дан анализ положений проекта Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанных Правительством Российской Федерации, и сформулированы предложения участников слушаний.
29 сентября комитет провел совещание с представителями Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации по вопросам совершенствования бюджетного законодательства, на котором обсуждалась новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации.
30 сентября комитет организовал и провел парламентские слушания «Потребительское кредитование: как снизить издержки заемщиков и банков» (совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике).
В мероприятии приняли участие: заместитель директора Департамента банковского регулирования Центрального банка Российской Федерации А.Ю. Жданов, директор Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации С.В. Барсуков, председатель Национального совета финансового рынка А.В. Емелин, председатель Правления Тинькофф Банк Хьюз Оливер Чарльз, председатель Совета директоров ЗАО КБ «Ситибанк» Н.Ю. Николаева и т. д. Вел слушания – заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев.
Обсудив актуальные проблемы потребительского кредитования, участники парламентских слушаний рекомендовали разработать проект федерального закона, направленного на снижение издержек и рисков кредиторов при потребительском кредитовании. Указанный законопроект должен предусматривать возможность оформления согласия на оказание заемщику дополнительных услуг как в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа), так и в иной письменной форме; установление обязанности кредитора при досрочном возврате суммы потребительного кредита (займа) или его части производить расчет суммы основного долга и процентов не на день подачи заявления заемщиком, а на день фактического возврата средств и т. д.
В целях исключения конкурирующей компетенции надзорных органов было предложено Правительству Российской Федерации проработать вопрос об изменении нормативной базы, направленного на однозначное определение Центрального банка Российской Федерации в качестве единственного контрольного и надзорного органа за исполнением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований нормативных актов в области потребительского кредитования.
2 октября комитет организовал и провел «круглый стол» на тему «Актуальные проблемы администрирования налога на добавленную стоимость». В мероприятии приняли участие: заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации О.Ф. Цибизова, начальник Управления налогообложения юридических лиц Федеральной налоговой службы М.В. Бакчеева, советник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной таможенной службы И.А. Чижова, руководитель аналитической службы Юридической компании «Пепеляев Групп» В.М. Зарипов, Президент Палаты налоговых консультантов Д.Г. Черник и др. Вел заседание заместитель председателя комитета В.Б. Шуба.
Участники «круглого стола» отметили, что на настоящий момент в части совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость (далее — НДС) существует много как глобальных, так и точеных нерешенных проблем, требующих внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, в целях устранения законодательных пробелов, налоговых споров и предотвращения возможных схем ухода от налогообложения целесообразно установить обязанность по восстановлению и уплате в бюджет НДС на правопреемников, перешедших на специальные режимы налогообложения.
Кроме того, участники «круглого стола» предложили уточнить нормы Налогового кодекса Российской Федерации в части отказа налоговыми органами в вычете покупателю в случаях, если продавец ошибочно предъявил НДС в цене или указал в счете-фактуре неверную ставку, ошибочного удержания и перечисления налога налоговым агентом, а также при декларировании ввозимого в Российскую Федерацию товара; провести оценку эффективности действующих льгот и освобождений по уплате НДС с целью их уточнения и отмены неэффективных; принять действенные меры по пресечению использования незаконных схем возмещения НДС из федерального бюджета и многое другое.
Рекомендации «круглого стола» направлены в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.
15 октября комитет организовал и провел семинар-совещание «Межгосударственные соглашения об избежании двойного налогообложения и их влияние на бюджетную систему Российской Федерации».
В мероприятии приняли участие: директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации И.В. Трунин, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Российской Федерации А.Л. Оверчук, аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.И. Штогрин, третий секретарь Департамента экономического сотрудничества Министерства иностранных дел Российской Федерации К.В. Мирзоев и др. Вел совещание заместитель председателя комитета В.Б. Шуба.
19 ноября комитет организовал и провел «круглый стол» на тему «Влияние изменений налогового законодательства (»налогового маневра») в области нефтегазодобывающего сектора в 2015 году на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике). В мероприятии приняли участие: заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации В.А. Прокаев, аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.И. Штогрин, начальник Управления налоговой политики министерства финансов Оренбургской области Е.В. Сеньчев, заместитель Генерального директора – Директор Представительства ПАО «Татнефть» в Москве А.Ф. Ягафаров и др. В заседании участвовало около 30 человек. Вел заседание заместитель председателя комитета В.Б. Шуба.
Рассмотрев вопросы, связанные с изменением налогового законодательства в области добычи и экспорта углеводородного сырья, участники «круглого стола» предложили провести расчет объемов выпадающих доходов по налогу на прибыль организаций в связи с изменением налогообложения нефтяной и газовой отраслей в разрезе субъектов Российской Федерации, а также предусмотреть в федеральном бюджете на 2016 год средства на компенсацию указанных выпадающих доходов региональных бюджетов.
27 ноября комитет организовал и провел «круглый стол» на тему «Нормативно-правовое регулирование присутствия иностранных финансовых компаний на территории Российской Федерации» (совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике). В мероприятии приняли участие: директор Департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Центрального банка Российской Федерации Л.К. Селютина, эксперт Департамента развития Центрального банка Российской Федерации Э.В. Загорский, начальник отдела Управления стандартов и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы Д.В. Кузнецов, начальник отдела управления регистрации и учета налогоплательщиков Федеральной налоговой службы М.В. Федорович и др. В заседании участвовало около 30 человек. Вел заседание первый заместитель председателя комитета В.А. Петров.
Участники «круглого стола» рассмотрели вопросы, связанные со вступлением в силу новых положений ряда федеральных законов, регулирующих присутствие иностранных финансовых компаний на территории Российской Федерации. Было признано целесообразным поддержать законодательную инициативу Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, направленную на устранение пробела в регулировании такого сегмента финансового рынка как посредники в части приведения деятельности финансовых консультантов к единым профессиональным стандартам. Это необходимо для того, чтобы потребителю оказывались услуги теми лицами, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку, и чтобы лицензированные финансовые институты (включая банковские кредитные учреждения) получили возможность переложить на таких квалифицированных посредников часть рутинной работы по первичному взаимодействию с клиентами — потребителями финансовых услуг и т. д.
Также 27 ноября комитет провел «круглый стол» на тему «Совершенствование системы обязательного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В мероприятии приняли участие: статс-секретарь – заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу П.В. Ливадный, заместитель директора Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России И.В. Ясинский, заместитель Председателя Правления АО «Россельхозбанк» А.Н. Барабанов, старший Вице-президент АО «АЛЬФА-БАНК» А.В. Зорин, Председатель Совета директоров ЗАО КБ «Ситибанк» Н.Ю. Николаева и др. В заседании участвовало около 60 человек. Вел заседание заместитель председателя комитета Н.А. Журавлев.
Участники «круглого стола» отметили, что усиливающиеся ежегодно требования по организации обязательного контроля в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, требуют все больших дополнительных затрат со стороны организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, что снижает возможности банков по анализу клиентов, выявлению необычных операций и подозрительной деятельности, которая может представлять террористическую угрозу. По итогам заседания «круглого стола» были подготовлены рекомендации.
11 декабря комитет организовал и провел «круглый стол» на тему «Законодательное регулирование рынка страховых услуг» (совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике). В мероприятии приняли участие: заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации В.Ю. Балакирева, заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации В.В. Чистюхин, заместитель начальника Управления контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы И.Ф. Смирнова, Генеральный директор ООО СК «Сбербанк страхование жизни» М.Б. Чернин, Президент Ассоциации защиты страхователей Н.С. Тюрников и др. В заседании участвовало около 30 человек. Вел заседание заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев.
Участники «круглого стола» отметили, что за последнее время на законодательном уровне принято существенное количество изменений и дополнений, направленных на совершенствование регулирования и осуществления страховой деятельности. Однако существует необходимость решения ряда вопросов. По итогам заседания «круглого стола» были приняты рекомендации.
В рамках взаимодействия с субъектами Российской Федерации комитет в отчетный период провел 2 выездных и несколько расширенных заседаний.
23 марта 2015 года комитет провел расширенное заседание на тему «О проблемах граждан Республики Крым и города федерального значения Севастополя по возмещению вкладов, открытых в банках Украины, и по возврату кредитов, полученных в кредитных учреждениях Украины» (в рамках дней Республики Крым в Совете Федерации).
В заседании приняли участие заместитель Председателя Государственного Совета Республики Крым А.Д. Козенко, заместитель председателя Комитета Государственного Совета Республики Крым по вопросам законодательства, государственного строительства и местного самоуправления С.А. Трофимов, члены Президиума Крымского парламента А.Ю. Черняк, Е.З. Фикс, С.Б. Савченко, Н.Ф. Маленко. С основным докладом на заседании выступил заместитель председателя Комитета Государственного Совета Республики Крым С.А.Трофимов.
Участники обсудили ряд проблемных вопросов, возникающих у граждан Российской Федерации на территории Республики Крым и города Севастополя по возмещению вкладов, открытых в украинских банках, и возмещению кредитов, полученных в кредитных учреждениях Украины.
1 июля состоялось совместное выездное заседание с Комитетом Совета Федерации по экономической политике на тему «Повышение эффективности расходования бюджетных средств на финансовое обеспечение дорожной деятельности» в Ростовской области.
Вела заседание Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко. В совместном заседании комитетов Совета Федерации приняли участие заместитель Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмин, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлов, Министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов, губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев, председатель Законодательного Собрания Ростовской области В.Е. Дерябкин, а также представители Счетной палаты Российской Федерации, руководители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.
В ходе заседания обсуждался ряд вопросов, связанных с эффективностью расходования средств на финансовое обеспечение дорожной отрасли. С основным докладом выступил Министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов.
Участники заседания подчеркнули, что необходимо законодательно закрепить межремонтные гарантийные сроки и обязательства подрядчика на строительство и ремонт автомобильных дорог, а также усилить государственный, в том числе парламентский, контроль за эффективностью бюджетных расходов в дорожной отрасли. Важно, чтобы контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований тщательно отслеживали движение средств, выделяемых на дорожное хозяйство. Усилить контроль за расходами позволит публичный, технологический и ценовой аудит.
19 октября комитет провел расширенное заседание на тему «Обеспечение расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Удмуртской Республики» (в рамках Дней Удмуртской Республики в Совете Федерации). Члены комитета и приглашенные заслушали выступление заместителя председателя Государственного Совета Удмуртии, председателя постоянной комиссии Государственного Совета Республики по бюджету, налогам и финансам С.И. Широбоковой на тему «Об агропромышленном потенциале региона, структуре налоговых и неналоговых платежей в федеральный и региональный бюджеты и налоговые доходы Удмуртии». Она выступила с предложением ввести особый порядок расчета и увеличить объем дотаций на сбалансированность бюджета регионам, направляющим в федеральный бюджет более 50% собираемых доходов, за исключением регионов, уровень расчетной обеспеченности которых больше 1,0. По ее мнению, размер дотаций необходимо предусмотреть в объеме, недостающем для доведения до 50% уровня распределения в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации налоговых платежей, собираемых с территории региона.
22 октября комитет провел выездное заседание в Саратовской области на тему «Подведение итогов реализации плана мероприятий (»дорожной карты») по совершенствованию межбюджетных отношений».
В заседании приняли участие: губернатор Саратовской области В.В. Радаев, председатель Саратовской областной Думы В.В. Капкаев, заместитель Министра финансов Российской Федерации Л.В. Горнин, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Ю.В. Росляк, председатель Думы Астраханской области А.Б. Клыканов, заместитель председателя правительства Саратовской области А.А. Соловьев и другие представители органов законодательной и исполнительной власти. С основным докладом выступил первый заместитель председателя комитета В.А. Петров.
Участники заседания отметили, что анализ реализации плана мероприятий показал, что Правительство Российской Федерации провело в течение года ряд мероприятий по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации. В рамках данной работы были разработаны и реализованы меры, направленные на повышение устойчивости и сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
По итогам заседания комитет решил признать частично реализованным план мероприятий (»дорожной карты») по совершенствованию межбюджетных отношений. Было дано поручение Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам разработать проект новой концепции межбюджетных отношений в Российской Федерации. Было также поручено Счетной палате Российской Федерации проанализировать информацию Минфина России об оценке достаточности средств на финансовое обеспечение полномочий субъектов Российской Федерации, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
16 ноября 2015 года комитет провел расширенное заседание по вопросу «Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в текущей экономической ситуации (на примере Алтайского края)» (в рамках Дней Алтайского края в Совете Федерации). С докладом выступил заместитель губернатора Алтайского края, председатель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике В.Г. Притупов. Присутствовали: губернатор Алтайского края А.Б. Карлин, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Ю.В. Росляк и др. Представители Алтайского края рекомендовали Правительству Российской Федерации, в частности, рассмотреть возможность установления средней доли участия субъектов Российской Федерации при предоставлении субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам в размере не более 30%, а также возможность снижения доли участия субъекта Российской Федерации до 5% в правилах по каждому виду субсидий исходя из отраслевых особенностей и показателей результативности использования субсидий. Также было предложено рассмотреть возможность предоставления бюджетных кредитов не только субъектам Российской Федерации с высоким объемом государственного долга, но и регионам, осуществляющим умеренную долговую политику.
23 ноября 2015 года комитет провел расширенное заседание по вопросу «Бюджет региона — как гарантия социальной стабильности в обществе: проблемы и пути их решения в Карачаево-Черкесской Республике» (в рамках Дней Карачаево-Черкесской Республики в Совете Федерации). С докладом выступила заместитель Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Е.Б. Ксенофонтова, а в заседании приняли участие: министр финансов Карачаево-Черкесской Республики Р.Х. Элькаров, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Ю.В. Росляк и др. Участники заседания предложили рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о выделении дополнительной финансовой помощи Карачаево-Черкесской Республике в виде межбюджетных трансфертов в целях обеспечения погашения долговых обязательств. Также было предложено рассмотреть возможность изменения условий предоставления бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации для погашения их долговых обязательств в части увеличения срока предоставления таких кредитов до 5 лет, а также исключения требования о снижении объема государственного долга регионов. Кроме того, было предложено вернуть на федеральный уровень полномочия по оказанию социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий.
7 декабря 2015 года комитет организовал расширенное заседание по вопросу «Совершенствование межбюджетных отношений между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями на примере Оренбургской области» (в рамках Дней Оренбургской области в Совете Федерации). С докладом выступила министр финансов Оренбургской области Т.Г. Мошкова. В работе заседания приняли участие представители региона: первый заместитель министра финансов Оренбургской области Т.В. Терскова, заместитель министра финансов Оренбургской области Д.Н. Кулаков, начальник управления бюджетной политики и межбюджетных отношений министерства финансов Оренбургской области П.В. Крошечкин. Участники заседания предложили Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность ужесточения критериев для расчета дотационности муниципальных образований в целях усиления контроля за соблюдением законодательства при составлении и исполнении местных бюджетов со стороны региона. Также было предложено рассмотреть возможность изменения нормативов зачисления доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, вопрос о закреплении за муниципальными районами ряда полномочий местного значения поселений, и др.
На протяжении отчетного периода члены комитета принимали активное участие в заседаниях трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений, которая принимает важные для субъектов Российской Федерации решения. Так, в июле 2015 года удалось добиться смягчения условий предоставления начиная с 1 января 2015 года бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях частичного замещения долговых обязательств регионов по рыночным заимствованиям.
17 ноября на заседании трехсторонней комиссии была распределена дополнительная финансовая помощь в размере 50 млрд. рублей в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Также впервые до начала финансового года были распределены 240 млрд. рублей запланированных на 2016 год бюджетных кредитов.
В рамках работы трехсторонней комиссии был решен важный вопрос, который был постоянно на контроле комитета и касался сокращения поступлений налога на прибыль организаций в региональные бюджеты в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков (далее – КГН).
В течение отчетного периода комитет осуществлял мониторинг исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с созданием КГН и готовил предложения по механизму компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации недополученных доходов.
В результате изменений, внесенных в методику распределения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для финансового обеспечения исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации при недостатке собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2015 году, предусмотрена частичная компенсация недопоступивших доходов от налога на прибыль в связи с созданием КГН.
Было принято законодательное решение о приостановлении действия норм налогового законодательства в части института КГН до 2019 года.
В соответствии с пунктом 9 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации комитетом в отчетный период было рассмотрено 99 проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, распределение которых между бюджетами субъектов Российской Федерации не утверждено федеральным законом о федеральном бюджете.
В порядке реализации права законодательной инициативы члены комитета подготовили и внесли в Государственную Думу следующие проекты федеральных законов:
- № 832665–6 «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации», внесен членами Совета Федерации С.Л.Батиным, А.Д.Даллакяном, М.А.Исаевым, О.А.Казаковцевым, А.Н.Лавриком, Е.А.Перминовой, В.А.Петровым, Н.В.Петрушкиным, Э.Э.Росселем, С.Н.Рябухиным, А.А.Салпагаровым, В.В.Семеновым, О.С.Хацаевым, В.Б.Шубой, И.Н.Шубиным;
- № 830457–6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части предоставления льгот по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций лицам, оказавшим финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры), внесен членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, Е.В. Бушминым, С.Н. Рябухиным, З.Ф. Драгункиной и депутатами Государственной Думы;
- № 939349–6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об организации страхового дела в Российской Федерации“ и иные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования процедуры лицензирования субъектов страхового дела), внесен членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым и депутатами Государственной Думы;
- № 928614–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части приведения норм ряда федеральных законов в соответствие с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“), внесен членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым и депутатами Государственной Думы;
- № 888411–6 „О внесении изменений в статью 8 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и статью 81 Федерального закона „Об акционерных обществах“ (в части неприменения положений, установленных для сделок, в совершении которых имеется заинтересованность), внесен членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым и депутатами Государственной Думы;
- № 919695–6 „О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ (в части охраны инфраструктуры Банка России), внесен членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым и депутатами Государственной Думы, принят Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 426-ФЗ;
- № 922215–6 „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения надзорных полномочий Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“, внесен членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым и депутатами Государственной Думы, принят Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 427-ФЗ;
- № 922211–6 „О внесении изменения в статью 7 Федерального закона „Об организованных торгах“ (в части исключения обязанности Банка России направлять уведомление организатору торговли об изменении доли голосов в случае приобретения акций по договорам репо), внесен членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым и депутатами Государственной Думы, принят Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 428-ФЗ.
В отчетный период на заседаниях Совета Федерации в рамках «правительственного часа», подготовленного комитетом, была заслушана следующая информация:
- о мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по обеспечению кредитования промышленности, малого и среднего бизнеса и агропромышленного комплекса (докладывал Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов, 28 января). По итогам было принято постановление от 4 февраля 2015 года № 27-СФ;
- о задачах Федеральной таможенной службы в условиях функционирования Евразийского экономического союза (докладывал руководитель Федеральной таможенной службы А.Ю. Бельянинов, 1 апреля). По итогам было принято постановление от 15 апреля 2015 года № 140-СФ.
По поручению Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко комитет проводил в 2015 году работу по подготовке мер, направленных на совершенствование регулирования производства и оборота алкогольной продукции. По информации Росстата и экспертным оценкам, оборот нелегальной алкогольной продукции за последние три года достиг около 60% алкогольного рынка, а потери бюджетов исчисляются десятками миллиардов рублей.
Состоялось несколько совещаний, в которых принял участие Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонин, представители Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Евразийской Экономической комиссии, а также представители общественных организаций, ассоциаций производителей алкогольной продукции.
Были разработаны конкретные предложения по совершенствованию регулирования производства и оборота алкогольной продукции. Была также отмечена необходимость повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Указанные предложения были направлены Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву.
К заседанию Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, которое состоялось 17 ноября 2015 года, комитетом была проделана большая работа по подготовке финансовой составляющей так называемого «детского бюджета». Была собрана информация об объемах средств, выделяемых на государственную поддержку семей и детей, на федеральном и региональном уровнях. Эта работа получила высокую оценку Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко.
Комитет принимал активное участие в работе Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (Совета законодателей Российской Федерации), его президиума и комиссий.
Так, 27 апреля и 15 октября состоялись заседания Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству (сопредседатель комиссии – председатель комитета С.Н. Рябухин). На заседаниях обсуждались законопроекты, которые были подготовлены законодательными органами субъектов Российской Федерации для внесения в Государственную Думу. В частности, комиссией были поддержаны концепции разработанного Собранием депутатов Ненецкого автономного округа законопроекта о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части ограничения изменений бюджетной классификации бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не более одного раза в квартал) и разработанного Курской областной Думой законопроекта о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц денежных выплат на содержание усыновленного ребенка, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации).
В течение 2015 года аппарат комитета обеспечивал работу по подготовке и размещению отзывов комитета на проекты законодательных инициатив субъектов Российской Федерации в подсистеме «Эксперт» в базе АСОЗД.
В течение отчетного года постоянно проходили заседания подкомитета по финансовому контролю, на которых рассматривались итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации. По результатам рассмотрения формировались рекомендации проверяемым организациям по исправлению выявленных нарушений и недостатков, и решения подкомитета направлялись в федеральные органы исполнительной власти. Фактически по каждому решению были получены конструктивные ответы заинтересованных сторон. Этим направлением работы комитета руководил первый заместитель председателя комитета С.П. Иванов.
В части вопросов государственного финансового контроля комитет поддержал 26 января 2015 года проект формы ежеквартального оперативного доклада Счетной палаты Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета на 2015 год, представленный для последующего утверждения Государственной Думой.
3 июня Совет Федерации принял постановление № 213-СФ «Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2014 году», подготовленное комитетом и рассмотренное на очередном заседании комитета. В постановлении отмечаются положительные результаты деятельности Счетной палаты Российской Федерации, направленной в том числе на осуществление комплексного анализа государственных программ Российской Федерации, их соответствия долгосрочным целям социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечения устойчивого роста благосостояния российских граждан, национальной безопасности. В 2014 году Счетной палатой Российской Федерации было выявлено 2587 нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на сумму 524,5 млрд. рублей, а также обеспечен возврат в федеральный бюджет 977 млн. рублей.
Как и в прошлые периоды, в 2015 году продолжилась работа комитета по аналитическому и организационному обеспечению деятельности Межрегионального банковского совета при Совете Федерации (далее – Совет).
Состоялись два заседания Совета: 5 марта 2015 года на тему «Ликвидность банковской системы в контексте реализации антикризисных мер Правительства Российской Федерации и Банка России» и 17 ноября 2015 года на тему «О мерах по укреплению стабильности банковской системы в целях повышения доступности кредитных ресурсов». В этих мероприятиях приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители региональных органов исполнительной и законодательной власти, Банка России, банковских ассоциаций. Первое заседание вела Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко, второе – заместитель Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмин.
Основным предметом обсуждения участников заседаний Совета были вопросы, связанные с обеспечением стабильной деятельности банковского сектора, его влияния на развитие экономики в непростых макроэкономических и внешнеполитических условиях.
По итогам заседаний Совета были выработаны рекомендации в адрес Банка России, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, профессионального сообщества.
В Совете Федерации был сформирован и утвержден перечень поручений комитетам Совета Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года. В течение года комитетом были реализованы все данные ему поручения.
В соответствии Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» комитетом было подготовлено заключение на проект Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, которое было направлено в Правительство Российской Федерации. Также на заседаниях комитета прошло обсуждение проектов Основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов и Основных направлений таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Заместитель председателя комитета Н.А. Журавлев является членом Национального финансового совета при Банке России. В 2015 году состоялось 2 заседания НФС, на которых были рассмотрены следующие вопросы: об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов; о влиянии санкций, применяемых иностранными государствами, на развитие банковского сектора Российской Федерации и возможных мерах поддержки кредитных организаций со стороны Банка России; о ходе создания национальной системы платежных карт; об информации по основным вопросам деятельности Банка России в III квартале 2015 года; о политике по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов при осуществлении Центральным банком Российской Федерации функций, предусмотренных федеральными законами.
Член комитета Н.Л. Дементьева является официальным представителем Совета Федерации в Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств. В отчетном периоде Н.Л. Дементьева и сотрудники аппарата комитета участвовали в работе МПА СНГ и заседаниях постоянных комиссий по экономике и финансам и по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления, которые проходили в г. Санкт-Петербурге. В мае 2015 года на очередном заседании постоянной комиссии по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления Н.Л. Дементьева доложила о ходе разработки проектов «Концепции устойчивого и безопасного развития государств‑участников МПА СНГ» и «Законодательных основ Концепции устойчивого и безопасного развития государств‑участников МПА СНГ».
На протяжении 2015 года члены комитета приняли участие:
- в заседаниях коллегии Счетной палаты Российской Федерации;
- в совещании Федеральной налоговой службы по вопросам использования личного кабинета налогоплательщиков;
- в заседании Правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка;
- в международной конференции в Банке России «Финансовая доступность и параллельная банковская система»;
- в заседаниях подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции;
- в двух заседаниях Консультативного совета по вопросам развития Национальной платежной системы при Председателе Центральном Банке Российской Федерации;
- в заседании Экспертно-аналитического совета при ГК «Агентство по страхованию вкладов» на тему «О проекте федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ в части наделения государственной корпорации „Агентство по страхованию вкладов“ функциями по проведению процедуры банкротства страховых организаций“.
В течение 2015 года проходили заседания экспертной группы по банковскому законодательству Экспертно-консультативного совета при комитете, которая работала над законодательными предложениями по совершенствованию законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также законодательства о регулировании внутреннего контроля. Организацией этой работы занимался заместитель председателя комитета Н.А. Журавлев.
В течение отчетного года работала экспертная группа по внебиржевым финансовым рынкам Экспертно-консультативного совета при комитете, целью деятельности которой является формирование законодательных предложений по вопросам ведения комитета.
Работа комитета в отчетном периоде строилась в тесном и эффективном взаимодействии с профильными комитетами Государственной Думы по вопросам совместной работы над законопроектами. Члены комитета и работники аппарата комитета принимали участие в заседаниях подкомитетов и комитетов, «круглых столов» и парламентских слушаниях, проводимых Государственной Думой.
За указанный период в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в комитете было рассмотрено 538 обращений граждан. Основную часть этих обращений составляли письма от граждан о реструктуризации ипотечных жилищных ссуд (в том числе пеней и штрафов), предоставленных кредитными организациями физическим лицам в иностранной валюте. На все жалобы, заявления, предложения были даны ответы в установленные действующим законодательством сроки.
Аппаратом комитета проводилась работа по обеспечению и размещению информации на сайтах комитета в сети «Интранет» и «Интернет», а также на мобильные устройства членов Совета Федерации.