Отчет о работе Комитета Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам за 2014 год
Работа Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в отчетный период строилась исходя из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах, плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю (осеннюю) сессию 2014 года, плана работы Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на 2014 год, планов текущей работы комитета, вопросов, отнесенных к ведению комитета.
В соответствии со своими полномочиями комитет рассматривал федеральные законы, принятые Государственной Думой и переданные на рассмотрение Совета Федерации. За отчетный период комитет подготовил к рассмотрению на заседаниях Совета Федерации 128 федеральных законов, принятых Государственной Думой, по которым являлся ответственным за сопровождение в Совете Федерации, и 140 федеральных законов, принятых Государственной Думой, по которым комитет являлся соисполнителем. По вопросам своего ведения комитет регулярно проводил экспертизу законопроектов, принятых Государственной Думой в первом чтении, а также законопроектов, рассмотренных Советом Государственной Думы и перед первым чтением направленных в Совет Федерации.
В 2014 году состоялось 28 заседаний комитета, в том числе:
- расширенное заседание по вопросу «О проблемах сбалансированности бюджета Республики Тыва», март;
- выездное заседание на тему «Эффективность использования налоговых льгот и иных налоговых механизмов стимулирующего характера: проблемы и пути их решения», Карачаево-Черкесская Республика, апрель;
- расширенное заседание с участием представителей органов государственной власти Тульской области на тему «Совершенствование межбюджетных отношений» (на примере Тульской области), июнь;
- выездное заседание на тему «Реализация плана мероприятий (»дорожной карты») по совершенствованию межбюджетных отношений», Пермский край, октябрь;
- совместное выездное заседание Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитета Совета Федерации по экономической политике на тему «Проблемы эффективного использования государственных средств при реализации государственной программы Российской Федерации „Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы“, Московский государственный технический университет гражданской авиации, октябрь;
- расширенное заседание по вопросу „Система межбюджетных отношений (Российская Федерация – субъекты Российской Федерации) как фактор стимулирования экономической эффективности регионов (на примере Костромской области)“ (в рамках Дней Костромской области в Совете Федерации), декабрь.
В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю (осеннюю) сессию 2014 года комитет провел:
- научно-практическую конференцию «Бюджетный федерализм: итоги и перспективы», март;
- «круглый стол» на тему «О реализации Центральным банком Российской Федерации (Банком России) полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков: результаты, проблемы», июнь;
- парламентские слушания «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», октябрь;
- «круглый стол» на тему «Банковское регулирование и надзор в условиях ограниченных возможностей по привлечению внешнего капитала», ноябрь;
- парламентские слушания «О мерах по предупреждению негативных вызовов национальной экономике и о первоочередных задачах экономического развития в современных условиях» (соисполнители), ноябрь;
- «круглый стол» на тему «Проблемы защиты прав потребителей финансовых услуг в условиях нового регулирования финансового рынка», декабрь;
- «круглый стол» на тему «О регулировании на финансовых рынках», декабрь;
- совещание «Совершенствование законодательства Российской Федерации в части некодифицированных платежей, имеющих признаки налогов и сборов, в целях увеличения доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», декабрь;
- заседание конкурсной комиссии по проведению конкурса среди молодых ученых на лучшую работу в области бюджетного и налогового законодательства, июль – декабрь.
Также комитетом были проведены следующие совещания и заседания рабочих групп:
- совещание по вопросу финансового обеспечения обучения кубинских студентов в высших учебных заведениях Российской Федерации, февраль;
- совещания рабочей группы по вопросам законодательного обеспечения системы мер по деофшоризации российской экономики, январь-апрель;
- совещание с участием членов комитета, сотрудников аппарата комитета, представителей Минфина России и Счетной палаты Российской Федерации «Подготовка плана мероприятий (»дорожной карты») по совершенствованию межбюджетных отношений», май;
- совещание «Об уплате налогов и страховых взносов субъектами малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями по принципу „одного окна“, июнь;
- совещание „О совершенствовании акцизного налогообложения алкогольной продукции“, июль;
- совещание „Перспектива решения проблем по регулированию внебиржевых финансовых рынков в Российской Федерации“, июль;
- совещание „Обсуждение проекта федерального закона № 298254–6 „О внесении изменений в Федеральный закон „О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации“ и Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“, октябрь;
- совещание „О мерах по деофшоризации российской экономики“, октябрь;
- совещание „О выпадающих доходах регионального бюджета в части влияния консолидированных групп налогоплательщиков на поступление налога на прибыль организаций“, октябрь;
- совещание „О внесении изменений в налоговое законодательство Российской Федерации в связи с применением института консолидированных групп налогоплательщиков“, ноябрь;
- заседания членов трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений от Совета Федерации с участием членов комитета и сотрудников аппарата комитета, январь‑декабрь;
- заседания экспертной группы Экспертного совета по банковскому законодательству при комитете, январь-декабрь.
В январе началась подготовка к рассмотрению вопросов в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и таможенной политики Российской Федерации на 2014 год.
Одним из главных направлений деятельности комитета являлась работа над федеральным бюджетом на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Следует отметить, что работа комитета над концепцией федерального бюджета началась задолго до его внесения в Государственную Думу.
Так, с начала года рабочая группа комитета занималась подготовкой предложений по концепции федерального бюджета на 2015–2017 годы с учетом мнения комитетов Совета Федерации. Результатом деятельности работы комитета стал проект постановления Совета Федерации «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», рассмотренный на заседании комитета 14 апреля, в ходе которого были заслушаны мнения представителей федеральных органов исполнительной власти. На заседании присутствовали: заместитель Министра финансов Российской Федерации А.М. Лавров, статс-секретарь – вице-президент ОАО «РЖД» А.А. Мещеряков, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации И.В. Трунин и др.
На заседании Совета Федерации 29 апреля 2014 года принято постановление Совета Федерации № 181-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Постановление было направлено в Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. В дальнейшем при формировании проекта федерального бюджета на 2015–2017 годы учитывались предложения и рекомендации Совета Федерации, сформулированные в указанном постановлении.
После внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу комитет организовал и провел 7 октября 2014 года парламентские слушания «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Парламентские слушания являются ежегодным мероприятием, в рамках которого Министерство финансов Российской Федерации представляет параметры проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Основной доклад «Об основных параметрах проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» участникам слушаний представил Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов, который также ответил на вопросы присутствующих. Большой интерес вызвало выступление председателя Счетной палаты Российской Федерации Т.А. Голиковой на тему «О достоверности прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года и основных параметров федерального бюджета на 2015 год». С докладами выступили первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации К.В. Юдаева (»Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов») и заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А.Л. Ведев (»О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года»).
Много конкретных предложений с мест прозвучало в выступлениях руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, губернатора Белгородской области Е.С. Савченко, Главы Республики Карелия А.П. Худилайнена, губернатора Тамбовской области О.И. Бетина, председателя Законодательного Собрания Тверской области А.Н. Епишина. В работе слушаний приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств (в том числе, руководитель ФНС России М.В. Мишустин).
Вела парламентские слушания Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко. Работу парламентских слушаний освещал ряд средств массовой информации, включая телевидение. Была организована прямая трансляция мероприятия в сети Интернет.
В итоговом документе парламентских слушаний, направленном в Правительство Российской Федерации, даны рекомендации Правительству Российской Федерации, Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, органам законодательной власти субъектов Российской Федерации и Счетной палате Российской Федерации.
Комитетом было подготовлено заключение на проект федерального закона № 611445–6 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», принятое на заседании комитета 13 октября 2014 года и направленное в Государственную Думу.
Члены комитета и работники аппарата комитета принимали участие в заседаниях профильного комитета Государственной Думы на всех этапах рассмотрения проекта бюджета. Членами комитета были подготовлены поправки к законопроекту № 611445–6, принятому Государственной Думой в первом чтении, отражающие интересы субъектов Российской Федерации, часть из которых была принята.
В результате второго чтения были приняты положительные решения по поправкам (в том числе поступившим от членов комитета) в части перераспределения бюджетных ассигнований. В частности, были предусмотрены средства на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в течение трех лет по 5,0 млрд. рублей. Учтена также поправка членов комитета в части увеличения субсидий на модернизацию региональных систем дошкольного образования в сумме 10,0 млрд. рублей.
Комитет в своем заключении к первому чтению законопроекта рекомендовал Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным ранее бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения). Соответствующая поправка была подготовлена ко второму чтению законопроекта и учтена в статье 16 Федерального закона.
24 ноября комитет рекомендовал к одобрению Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». 26 ноября 2014 года указанный закон был одобрен Советом Федерации (постановление № 543-СФ).
25 марта 2014 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел «научно-практическую конференцию „Бюджетный федерализм: итоги и перспективы“. В работе „научно-практической конференции“ приняли участие представители Минфина России, представители органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации.
Открыла заседание научно-практической конференции и выступила с докладом «Бюджетный федерализм: итоги и перспективы» Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко.
В ходе работы «научно-практической конференции» были обсуждены проблемы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации, совершенствования федеративных отношений и механизмов управления региональным развитием, эффективности межбюджетных отношений и перспективы их развития.
Была заслушана информация Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В.Бабича, Министра регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняева, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации В.Е. Чистовой, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Н.С. Максимовой, губернатора Тульской области В.С. Груздева, ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации В.А.Мау.
Участники «научно-практической конференции» отметили, что становится актуальным вопрос о разработке новой концепции (модели) развития межбюджетных отношений в Российской Федерации, обеспечивающей формирование и развитие бюджетного федерализма, позволяющего органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления проводить самостоятельную бюджетную и налоговую политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между уровнями публичной власти исходя из их интересов и возможностей.
27 июня 2014 года комитет провел «круглый стол» на тему «О реализации Центральным банком Российской Федерации (Банком России) полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков: результаты, проблемы». В мероприятии приняли участие: исполняющий обязанности директора департамента банковского регулирования Центрального банка Российской Федерации А.А. Лобанов, заместитель Министра финансов Российской Федерации А.В. Моисеев, аудитор Счетной палаты Российской Федерации А.В. Перчян, и др. представители федеральных министерств и ведомств. Вел заседание «круглого стола» заместитель председателя комитета Н.А. Журавлев.
Участники «круглого стола» отметили, что в области денежно-кредитной политики Банком России был принят комплекс мер по расширению применяемых инструментов денежно-кредитной политики, что способствовало снижению волатильности на денежном рынке. Важным шагом явилось введение кредитных аукционов в значительных объемах и на длительные сроки под залог нерыночных активов и поручительств.
Одним из наиболее эффективных направлений работы Банка России стало противодействие легализации преступных доходов и проведению сомнительных финансовых операций, в том числе введение системы оценки деятельности кредитных организаций для целей противодействия незаконным финансовым операциям, основанной на принципах риск-ориентированного подхода. В итоговом документе участники заседания дали ряд предложений Правительству Российской Федерации, Банку России и Федеральному Собранию Российской Федерации.
18 ноября 2014 года комитет организовал «круглый стол» на тему «Банковское регулирование и надзор в условиях ограниченных возможностей по привлечению внешнего капитала». В мероприятии приняли участие: депутаты Государственной Думы, директор Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации
С.В. Барсуков, исполняющий обязанности директора департамента банковского регулирования Центрального банка Российской Федерации А.А. Лобанов, аудитор Счетной палаты Российской Федерации А.В. Перчян, и др. представители федеральных министерств и ведомств. Вел заседание «круглого стола» заместитель председателя комитета Н.А. Журавлев.
Участники «круглого стола» отметили, что объемы свободных средств российских кредитных организаций и уровень их капитализации не достаточны для проведения замещения внешнего финансирования. Капитализация банков растет медленно, а показатели достаточности собственных средств и основного капитала имеют тенденции к снижению. По итогам трех кварталов 2014 года 22% российских банков являлись убыточными. В 2013 году таковых банков было только 13%.
Поиск возможностей кредитования и перекредитования для российских банков и компаний в ближайшем будущем становится крайне непростой задачей. Необходима переориентация на азиатские рынки и поиск необходимых средств внутри страны. Учитывая, что отзыв лицензий у ряда крупных кредитных организаций, санкции в отношении некоторых банков, рост инфляционных ожиданий привели к снижению привлекательности банковских вкладов и склонности населения к сбережениям в наличной валюте, внутренние источники фондирования ограничены и ими могут являться в основном средства Фонда национального благосостояния и Банка России.
24 ноября комитет (в качестве соисполнителя) участвовал в организации парламентских слушаний «О мерах по предупреждению негативных вызовов национальной экономике и о первоочередных задачах экономического развития в современных условиях».
С основным докладом на парламентских слушаниях выступил Министр экономического развития Российской Федерации А.В. Улюкаев. В своем выступлении А.В. Улюкаев назвал ситуацию в экономике структурным кризисом. Это касается роста тарифов естественных монополий, больших издержек для предприятий, которые несут в себе административные барьеры, а также высоких процентных ставок по кредитам и нехватки рабочей силы.
Также в слушаниях приняли участие губернатор Тульской области В.С. Груздев, руководители федеральных министерств и ведомств, руководители ряда субъектов Российской Федерации, члены научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации. Вела парламентские слушания Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко.
В рамках слушаний были рассмотрены меры, направленные на повышение темпов экономического роста в целом, переход к конкурентоспособной импортозамещающей модели экономического роста, а также поддержку российской экономики в условиях изменения внешнеэкономической ситуации, связанной с введением санкций со стороны США и ЕС и ограничением доступа к финансовым ресурсам.
1 декабря 2014 года комитет провел «круглый стол» на тему «Проблемы защиты прав потребителей финансовых услуг в условиях нового регулирования финансового рынка». В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минфина России), исполнительных и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, а также научных и предпринимательских кругов. Вел заседание «круглого стола» председатель комитета С.Н. Рябухин.
В ходе заседания «круглого стола» обсуждались вопросы законодательных инициатив в области защиты прав потребителей финансовых услуг, урегулирования просроченной задолженности физических лиц, защиты прав потребителей финансовых услуг:
Участники «круглого стола» отметили, что проблема просроченной задолженности по кредитам (займам) должна решаться преимущественно в досудебном порядке. В основу процедуры досудебного урегулирования проблемной задолженности должны быть положены единые правила взаимоотношения сторон кредитного договора. Такие правила содержатся в проекте Кодекса досудебного урегулирования просроченной задолженности, подготовленном ОООП ФинПотребСоюз. Принятие Кодекса участниками рынка позволит существенно расширить практику реструктуризации займов, снизить количество дефолтов, в целом повысить уровень ответственности участников кредитных договоров. Кодекс будет способствовать формированию доверия между кредитором и заемщиком.
В итоговом документе участники заседания дали ряд предложений Федеральной антимонопольной службе с просьбой рассмотреть возможности по ограничению величины агентского вознаграждения банков при оформлении добровольных страховок заемщиков и Банку России с просьбой рассмотреть целесообразность введения обязательного периодического (не реже одного раза в четыре года) повышения квалификации для всех специалистов финансового рынка.
18 декабря 2014 года комитет провел «круглый стол» на тему «О регулировании на финансовых рынках». С основным докладом выступил директор Департамента финансовой стабильности Банка России С.Р. Моисеев.
В работе «круглого стола» также приняли участие президент СРО НФА К.А. Волков, директор департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации С.В. Барсуков, член Экспертно-консультативного совета при комитете, старший вице-президент ОАО «Альфа-Банк» А.В. Зорин, представители федеральных министерств и ведомств. Вел заседание «круглого стола» первый заместитель председателя комитета В.А. Петров.
В ходе работы «круглого стола» были обсуждены следующие вопросы:
- возможность законодательного закрепления в обороте на денежном рынке банковского сертификата;
- реализации проекта Федерального закона № 249583–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», после его принятия;
- перспективы налогообложения операций физических лиц-резидентов Российской Федерации на иностранных финансовых рынках;
- предложение инициирования законодательной инициативы по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части определения налоговых агентов по операциям иностранных финансовых компаний с российскими резидентами;
- предложения по внесению поправок в законопроект «О саморегулируемых организациях на финансовых рынках».
18 декабря 2014 года комитет организовал совещание «Совершенствование законодательства Российской Федерации в части некодифицированных платежей, имеющих признаки налогов и сборов, в целях увеличения доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». В нем приняли участие члены Совета Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Минфина России, Минэкономразвития России, Минприроды России, ФНС России, ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и научных кругов.
На совещании выступили: заместитель директора Департамента по инвестиционной политике и развитию частно-государственного партнерства Министерства экономического развития Российской Федерации Б.Л. Панина, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Н.С. Завилова, начальник Управления конституционных основ публичного права Конституционного суда Российской Федерации Е.В. Тарибо. Вел совещание заместитель председателя комитета В.Б. Шуба.
Участники совещания обсудили вопросы необходимости систематизации некодифицированных публичных платежей, имеющих признаки налогов и сборов, урегулирования порядка их установления и взимания, осуществления контроля за их расходованием, внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство. Были даны рекомендации Правительству Российской Федерации провести инвентаризацию неналоговых платежей, установленных правовыми нормативными актами, а также актуализирован состав рабочей группы по совершенствованию законодательства о некодифицированных платежах, имеющих признаки налогов и сборов, созданной при комитете.
В 2014 году активно продолжал свою работу конкурс среди молодых ученых на лучшую работу в области бюджетного и налогового законодательства (организованного в соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2014 года). Конкурсная комиссия работала с августа по декабрь.
Объявленный конкурс вызвал большой интерес у молодых ученых. На рассмотрение конкурсной комиссии поступило 72 работы, из них 3 были отмечены как заслуживающие высокой оценки. В двух работах содержались предложения, которые, по мнению конкурсной комиссии, могут быть реализованы в виде законодательной инициативы членов Совета Федерации. В начале декабря были подведены итоги конкурса, а на заседании комитета 23 декабря 2014 года состоялась встреча с конкурсантами и награждение победителей. Прямая трансляция встречи была организована в сети Интернет. Указанный конкурс способствовал поддержанию профессионального уровня российских молодых ученых, специализирующихся в области бюджетного и налогового законодательства, а также повышению интереса и доверия к деятельности Совета Федерации.
В рамках взаимодействия с субъектами Российской Федерации комитет в период весенней (осенней) сессий 2014 года провел несколько выездных заседаний.
3 апреля комитет провел выездное заседание на тему «Эффективность использования налоговых льгот и иных налоговых механизмов стимулирующего характера: проблемы и пути их решения» в Карачаево-Черкесской Республике. На заседании выступили с докладами члены Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представители Министерства экономического развития Российской Федерации, члены Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Федеральной налоговой службы, органов государственной власти субъектов СКФО и ЮФО, приглашенные эксперты. В начале заседания от имени Главы Карачаево-Черкесии Р.Темрезова спикер Парламента КЧР А.И. Иванов поприветствовал почетных гостей и отметил, что вопросы, которые будут рассмотрены на заседании, актуальны для всех регионов. Вел выездное заседание председатель комитета С.Н. Рябухин.
По итогам мероприятия комитет решил одобрить в целом методику мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот, разработанную Министерством экономического развития Российской Федерации. Были даны рекомендации Правительству Российской Федерации, Государственной Думе, а также заместителю председателя комитета В.Б. Шубе — принять участие в проводимой Министерством финансов Российской Федерации работе по систематизации налоговых льгот и иных налоговых механизмов стимулирующего характера, а также отмене неэффективных налоговых льгот.
20 октября состоялось выездное заседание комитета на тему «Реализация плана мероприятий (»дорожной карты») по совершенствованию межбюджетных отношений» в г. Пермь. На заседании выступили с докладами губернатор Пермского края В.Ф. Басаргин, председатель Законодательного Собрания Пермского края В.А. Сухих, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Ю.В. Росляк. Вел выездное заседание председатель комитета С.Н. Рябухин.
В ходе заседания обсуждались вопросы: о реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации по ранее полученным из федерального бюджета отдельным видам бюджетных кредитов, и в первую очередь – на дорожное строительство и вопросы о дальнейшей замене коммерческих банковских кредитов бюджетными кредитами из федерального бюджета. По итогам заседания комитетом даны рекомендации Правительству Российской Федерации и Счетной палате Российской Федерации.
Вне плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю (осеннюю) сессию 2014 года наш комитет провел ряд совещаний и заседаний рабочих групп.
В частности, 2 июля 2014 года комитет провел совещание «О совершенствовании акцизного налогообложения алкогольной продукции», по результатам которого Правительству Российской Федерации было поручено, в том числе, рассмотреть вопрос о сохранении в 2015 и 2016 годах ставок акцизов на алкогольную продукцию и пиво на уровне 2014 года. На совещании выступили заместитель директора Департамента по инвестиционной политики и развитию частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Б.Л. Панина, аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.И. Штогрин, председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Д.Е. Добров, директор Ассоциации производителей игристых вин А.А. Соколов. Вел совещание заместитель председателя комитета В.Б. Шуба.
Указанные рекомендации были учтены Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором предусмотрено сохранение в 2015 году ставок акцизов на алкогольную продукцию на уровне 2014 года, а также сохранение в 2016 году ставок акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% и свыше 9% (кроме пива, вин, фруктовых вин, игристых вин, винных напитков) на уровне 2014 года.
Также по результатам данного совещания подготовлены проекты федеральных законов «О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации», которые были направлены для подготовки заключения в Правительство Российской Федерации.
24 марта на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам с участием представителей органов государственной власти Республики Тыва на тему «О проблемах сбалансированности бюджета Республики Тыва» с основным докладом выступила заместитель Председателя Правительства Республики Тыва Ю.А. Килижекова. Сенаторы единогласно поддержали ее обращение о необходимости принятия мер, направленных на достижение сбалансированности регионального бюджета с учетом реализации майских указов Президента Российской Федерации. В работе заседания, состоявшегося под руководством председателя комитета С.Н. Рябухина, участвовали представители федеральных министерств и ведомств, в частности, заместитель Министра финансов Российской Федерации А.Ю. Иванов.
Заместитель Председателя Правительства Республики Тыва Ю.А. Килижекова обратила внимание на экономический потенциал региона и объективные условия, сдерживающие его социально-экономическое развитие. Она подчеркнула, что имеются объективные проблемы, которые не дают решать самые элементарные вопросы развития экономики. Прежде всего, это — проблемы транспортной доступности, над решением которых власти республики усиленно работают совместно с федеральными министерствами, мобилизуя финансовые средства на реализацию ключевых инфраструктурных проектов. Эти проекты позитивно скажутся не только на экономике Тывы, но и России.
23 июня состоялось расширенное заседание комитета с участием представителей органов государственной власти Тульской области на тему «Совершенствование межбюджетных отношений» (на примере Тульской области). Основной темой заседания стало совершенствование межбюджетных отношений на примере Тульской области.
С основным докладом выступил Министр финансов Тульской области В.Е. Юдин (»О сбалансированности бюджета Тульской области»). В ходе заседания обсуждалась сбалансированность бюджета Тульской области. В рамках этого обсуждения В.Е. Юдин предложил рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующие правила предоставления (использования и возврата) из федерального бюджета бюджетных кредитов в части возможности выделения бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации на реализацию указов Президента Российской Федерации по упрощённой схеме.
В.Е. Юдин также предложил увеличить объем дополнительной финансовой помощи из Фонда содействия реформирования ЖКХ для достижения соотношения по финансированию Тульская область/Российская Федерация – 30/70. При внесении в Государственную Думу законопроектов, устанавливающих дополнительные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предусматривать их соответствующее финансовое обеспечение,
Участники заседания обсудили вопрос увеличения объёма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и возможность изменения методики расчёта дотаций с учётом показателей роста доходной части регионов при распределении дотаций.
10 июля в г. Кирове члены комитета приняли участие в совещании «Повышение открытости бюджета и финансовой грамотности населения». В рамках мероприятия члены комитета обсудили вопрос об опыте реализации в регионе проекта по поддержке местных инициатив и программы «Народный бюджет».
Совещание проводилось при содействии аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, Минфина России, правительства Кировской области, Фонда по поддержке гражданских инициатив. В семинаре участвовали губернатор Кировской области Н.Ю. Белых, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Г.С. Изотова, председатель Международного валютного фонда А.Л. Кудрин.
16 декабря комитет провел расширенное заседание на тему «Система межбюджетных отношений (Российская Федерация – субъекты Российской Федерации) как фактор стимулирования экономической эффективности регионов (на примере Костромской области)».
На нем выступили первый заместитель губернатора Костромской области И.В. Корсун и председатель комитета Костромской областной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам О.Н. Скобелкин с информацией о социально-экономическом положении и мерах по повышению эффективности расходов бюджета региона. По итогам комитет рекомендовал Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос об усовершенствовании методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации комитетом было рассмотрено 92 проекта нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, распределение которых между бюджетами субъектов Российской Федерации не утверждено федеральным законом о федеральном бюджете.
Кроме того, комитет рассмотрел и подготовил заключения на государственные программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации», которые находятся в его компетенции. Также на основании заключений профильных комитетов на государственные программы Российской Федерации был подготовлен сводный доклад, который был направлен всем членам Совета Федерации.
На протяжении 2014 года члены комитета, сотрудники аппарата комитета принимали участие в заседаниях трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений. В некоторых случаях инициатором этих заседаний выступал комитет.
Комитет принимал активное участие в работе Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (Совета законодателей Российской Федерации), его президиума и комиссий. Так, 25 апреля в г. Санкт-Петербурге в Таврическом дворце прошло заседание Совета законодателей Российской Федерации, ответственным за подготовку одного из вопросов повестки дня которого являлся комитет.
По итогам заседания было принято решение по вопросу «О повышении эффективности межбюджетных отношений в целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», где были даны рекомендации палатам Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам совместно с Правительством Российской Федерации проработать вопросы, связанные с выработкой механизмов компенсации дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в части реализации полномочий по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.
8 октября состоялось заседание Президиума Совета законодателей Российской Федерации, на котором, в том числе, выступил председатель комитета С.Н. Рябухин. Он рассказал о текущей работе комитета, в частности, о разработке законопроектов, направленных на деофшоризацию российской экономики, и решении вопроса о компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков.
20 ноября прошло заседание комиссии Совета законодателей Российской Федерации по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству, в организации которого принял активное участие комитет. Председатель комитета С.Н. Рябухин внес предложения в план работы комиссии на 2015 год.
В течение 2014 года аппарат комитета обеспечивал работу по подготовке и размещению отзывов комитета на проекты законодательных инициатив субъектов Российской Федерации в подсистеме «Эксперт» в базе АСОЗД.
Комитетом были подготовлены для рассмотрения на заседаниях Совета Федерации в рамках «правительственного часа» следующие вопросы:
— 3 марта на заседании Совета Федерации была заслушана информация Директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Ю.А. Чиханчина по теме «О вопросах противодействия на современном этапе легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и деофшоризации российской экономики».
По итогам принято постановление от 26 марта 2014 года №101-СФ «О вопросах противодействия на современном этапе легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и деофшоризации российской экономики».
— 26 ноября на заседании Совета Федерации была заслушана информация Председателя Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной по вопросу «О реализации Центральным банком Российской Федерации законодательства в сфере регулирования, контроля и надзора за финансовыми рынками». По итогам принято постановление Совета Федерации от 25 декабря 2014 года № 727-СФ «О реализации Центральным банком Российской Федерации законодательства в сфере регулирования, контроля и надзора за финансовыми рынками».
Комитет принял активное участие в подготовке и принятии Советом Федерации федеральных конституционных и федеральных законов, создающих законодательную основу для интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в финансовую систему Российской Федерации. В соответствии с этими законами был определен порядок расчетов наличными деньгами между юридическими лицами и с участием физических лиц, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, установлены особенности применения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию доходов), полученных преступным путем, и финансированию терроризма в отношении деятельности, осуществляемой на присоединенных территориях Крыма и Севастополя.
Важное значение имели федеральные законы от 24 ноября 2014 года № 375-ФЗ и от 29 ноября 2014 года № 379-ФЗ, которыми были установлены особенности межбюджетных отношений с Республикой Крым и городом Севастополем и введен особый налоговый режим для предпринимательской деятельности на территории свободной экономической зоны, которая создается в пределах новых субъектов Российской Федерации.
В течение 2014 года членами комитета были подготовлены в порядке реализации права законодательной инициативы и внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Они были внесены членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, Е.В. Бушминым, С.Н. Рябухиным, В.А. Петровым, Н.А. Журавлевым, В.Б. Шубой.
Эти законопроекты направлены на поиск резервов для укрепления доходной части бюджета и реализуют положения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в части мер по деофшоризации российской экономики. В ноябре 2014 года они были приняты в первом чтении.
На основании предложений Южно-Российской Парламентской Ассоциации, а также законодательных собраний ряда субъектов Российской Федерации комитет подготовил проект закона «О внесении изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации». Данный законопроект наделял региональные законодательные собрания правом рассматривать государственные программы субъектов Российской Федерации и вносить предложения о внесении в них изменений.
В порядке реализации права законодательной инициативы члены Совета Федерации В.И. Матвиенко, Е.В. Бушмин, С.Н. Рябухин и В.А. Петров внесли данный законопроект в Государственную Думу, которая приняла его 18 июня 2014 года. Совет Федерации одобрил, а Президент Российской Федерации подписал 26 июня 2014 года Федеральный закон № 183‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 179 и 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Во исполнение поручения Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко по вопросу введения туристского (курортного) сбора комитетом был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Указанный законопроект был направлен на заключение во все субъекты Российской Федерации. Из 83 субъектов Российской Федерации 48 — поддержали законопроект, 19 — не поддержали и 16 — не высказали свою позицию. Также было получено заключение Минфина России.
Указанный законопроект обсуждался на выездном заседании комитета в городе Перми 20 октября 2014 года в рамках вопроса «Реализация плана мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию межбюджетных отношений». С учетом предложений субъектов Российской Федерации и замечаний, высказанных на заседании комитета, указанный законопроект был доработан и направлен на заключение в Правительство Российской Федерации.
В 2014 году комитет участвовал в организации и проведении заседаний Межрегионального банковского совета при Совете Федерации. Так, 4 апреля 2014 года состоялось заседание посвященное правовой защите банков при банкротстве заемщиков. Участники обсудили вопросы законодательного регулирования процедуры банкротства и порядок реабилитации в отношении частных лиц. В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, представители региональных органов исполнительной и законодательной власти, Банка России, депутаты Государственной Думы. Вела заседание Межрегионального банковского совета Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко.
14 ноября 2014 года состоялось заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации на тему «Пути повышения эффективности банковской системы России. Роль и место мегарегулятора. Направления совершенствования законодательства». Участники заседания обсудили вопросы повышения эффективности и стабильности банковской системы Российской Федерации в условиях введения санкций, а также роль Банка России в обеспечении условий для роста внутреннего инвестирования. В заседании приняли участие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Н.А. Журавлев, президент Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян, первый заместитель председателя Банка России А.Ю. Симановский, заместитель Министра финансов Российской Федерации А.В. Моисеев, представители региональных органов исполнительной и законодательной власти, депутаты Государственной Думы. Вела заседание Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко.
В течение 2014 года проходили заседания экспертной группы по банковскому законодательству Экспертно-консультативного совета при комитете, которая работала над законодательными предложениями по совершенствованию законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также законодательства о регулировании внутреннего контроля. Организацией этой работы занимается заместитель председателя комитета Н.А. Журавлев.
В течение отчетного года работала экспертная группа по внебиржевым финансовым рынкам Экспертно-консультативного совета при комитете, целью деятельности которой является формирование законодательных предложений по вопросам ведения комитета.
В части вопросов государственного финансового контроля комитет поддержал 27 января 2014 года проект формы ежеквартального оперативного отчета Счетной палаты Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год, представленный для последующего утверждения Государственной Думой.
28 апреля 2014 года комитет рассмотрел подготовленный им проект постановления Совета Федерации «Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2013 году». В постановлении была отмечена результативность деятельности Счетной палаты Российской Федерации, направленной в том числе на осуществление системного мониторинга реализации концепций, стратегий и программ социально-экономического развития Российской Федерации с учетом приоритетных задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года, Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012–2014 годах, а также в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Вместе с тем указан и ряд нерешенных проблем, по которым были даны рекомендации Счетной палате Российской Федерации. Постановление было принято Советом Федерации 29 апреля 2014 года (№ 184‑СФ).
В течение отчетного года постоянно проходили заседания подкомитета по финансовому контролю, на которых рассматривались итоги контрольно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации. По результатам рассмотрения решения подкомитета направлялись в федеральные органы исполнительной власти. Этим направлением работы комитета руководит первый заместитель председателя комитета С.П. Иванов.
В Совете Федерации был сформирован и утвержден перечень поручений комитетам Совета Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года. В течение года комитетом были реализованы все данные ему поручения, в частности, проведено совещание на тему «Об уплате налогов и страховых взносов субъектами малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями по принципу „одного окна“, подготовлен и внесен в Государственную Думу проект федерального закона „О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации“, подготовлено постановление Совета Федерации «О реализации Центральным банком Российской Федерации законодательства в сфере регулирования, контроля и надзора за финансовыми рынками» по результатам выступления в рамках «правительственного часа» 26 ноября 2014 года Председателя Банка России Э.С.Набиуллиной.
В соответствии Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» комитетом были подготовлены отдельные заключения на проект Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и проект Основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Указанные заключения были направлены в Правительство Российской Федерации.
В течение отчетного периода комитет своевременно выполнял поручения, полученные на заседаниях Совета Федерации и Совета палаты. В прошедшем году вопрос применения института консолидированных групп налогоплательщиков (далее – КГН) неоднократно обсуждался на заседаниях Совета Федерации. Члены Совета Федерации высказывали свою обеспокоенность необходимостью решения вопросов компенсации выпадающих доходов субъектов Российской Федерации от недопоступления налога на прибыль организаций в связи с введением указанного института.
В апреле 2014 года на пленарном заседании Совета Федерации в рамках вопроса «Об итогах применения института консолидированных групп налогоплательщиков и мерах Правительства Российской Федерации по уменьшению его влияния на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» выступил председатель комитета С.Н. Рябухин. При обсуждении вопроса были высказаны рекомендации в адрес Министерства финансов Российской Федерации, в частности, обеспечить предоставление каждым участником КГН налоговым органам информации о налоговой базе по налогу на прибыль, которая была бы сформирована без образования КГН; создать систему прогнозирования результатов деятельности КГН и ее налоговых поступлений на очередной финансовый год; разработать механизм предоставления на регулярной основе субъектам Российской Федерации дотаций на компенсацию выпадающих доходов, обусловленных деятельностью КГН. Указанные рекомендации и предложения были направлены в Министерство финансов Российской Федерации для принятия согласованного решения.
В июне 2014 года комитетом был подготовлен проект федерального закона об отмене норм налогового законодательства в части КГН.
В целях частичной компенсации снижения поступлений по налогу на прибыль организаций в связи с созданием КГН при работе над проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годы» были приняты поправки членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы по увеличению объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации до 50,0 млрд. рублей.
Однако по результатам ряда совещаний членов Совета Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, инициированных комитетом, окончательное решение вопроса совершенствования института КГН было перенесено на период осенней сессии 2014 года. При рассмотрении Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» было принято решение о приостановлении действия норм налогового законодательства в части института КГН.
В отчетном периоде члены комитета М.Х Суюнчев и Н.Л. Дементьева и сотрудники аппарата комитета участвовали в работе Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ и заседаниях ее постоянных комиссий в г. Санкт-Петербурге. В ноябре 2014 года член комитета М.Х. Суюнчев выступил на пленарном заседании МПА СНГ при представлении модельного закона «О стратегическом прогнозировании и планировании социально-экономического развития» для государств – участников СНГ».
Мероприятия, в которых члены комитета и сотрудники аппарата комитета приняли участие:
- в январе-апреле члены комитета и сотрудники аппарата комитета принимали участие в заседаниях рабочей группы Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам подготовки и рассмотрения проекта Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;
- в апреле в Гаване, г. Карденас (Куба) состоялся визит делегации Совета Федерации во главе с руководителем группы по сотрудничеству Совета Федерации с Национальной ассамблеей народной власти Кубы, где также приняли участие председатель комитета С.Н. Рябухин и руководитель аппарата комитета Ю.В. Проскурякова;
- в июне-июле члены комитета и сотрудники аппарата комитета принимали участие в заседании рабочей группы по определению стратегии создания национальной системы платежных крат в Центральном Банке Российской Федерации;
- 26 июня члены комитета и сотрудники аппарата комитета приняли участие в заседании Комиссии по сотрудничеству народного Собрания – Парламента Республики Абхазия и Совета Федерации;
- в июне-июле члены комитета и сотрудники аппарата комитета принимали участие в заседании рабочей группы по определению стратегии создания национальной системы платежных крат в Центральном Банке Российской Федерации;
- 4 декабря 2014 года члены комитета приняли участие в Совместном заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации для заслушивания Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в Кремлевском дворце.
Особое внимание в работе комитета в отчетном периоде уделялось вопросам более оперативного и эффективного взаимодействия с профильными комитетами Государственной Думы по вопросам совместной работы над законопроектами. Члены комитета и сотрудники аппарата принимали участие в заседаниях подкомитетов и комитетов, «круглых столов» и парламентских слушаниях, проводимых Государственной Думой.
Аппаратом комитета проводилась работа по обеспечению и размещению информации на сайтах комитета в сети «Интранет» и «Интернет», а также на мобильные устройства членов Совета Федерации. Также в целях усовершенствования и удобства пользования информацией на страничке сайта комитета в сети «Интранет» были разработаны новые разделы «Законодательная инициатива» и «Поручения».