Планы и отчеты

Отчет об итогах работы Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в 2012 году

Работа Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в отчетный период строилась, исходя из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 22 декабря 2011 года, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012–2014 годах, плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю (осеннюю) сессию 2012 года, основных вопросов ведения комитета. В соответствии с вопросами своего ведения комитет рассматривал федеральные конституционные и федеральные законы, принятые Государственной Думой.

За отчетный период комитет подготовил к рассмотрению на заседаниях Совета Федерации 48 федеральных законов, принятых Государственной Думой, по которым являлся ответственным за сопровождение в Совете Федерации, 1 федеральный конституционный закон и 91 федеральный закон, принятые Государственной Думой, по которым комитет являлся соисполнителем. В соответствии с вопросами ведения комитет регулярно рассматривал законопроекты, принятые Государственной Думой в первом чтении, и в ряде случаев, рассмотренные на заседаниях Совета Государственной Думы.

· За отчетный период Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел:

24 заседания, в том числе:

— расширенное заседание комитета по вопросу «О проекте постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», апрель;

— выездное заседание комитета на тему «О финансовом обеспечении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», Тверская область, май-июнь;

— выездное заседание комитета на тему «Особенности формирования федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и совещание на тему «О результативности применения налоговых льгот и методики оценки их эффективности», г. Санкт-Петербург, июнь;

— выездное заседание комитета на тему «Эффективность использования направленных на финансирование города Сочи средств федерального бюджета, связанных с обеспечением проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года», Краснодарский край, сентябрь.

· В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю (осеннюю) сессию 2012 года комитет провел:

— «круглый стол» на тему «Пенсионная реформа и регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов» с участием Финпотребсоюза; февраль;

— «круглый стол» на тему «О ходе реализации Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», апрель;

— совещание «О состоянии контрольно-аналитической работы в Российской Федерации и роли органов финансового контроля в обеспечении стабильности государства», апрель;

— парламентские слушания на тему «О готовности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», июнь;

— парламентские слушания на тему «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2015 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», октябрь;

— заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса среди молодых ученых на лучшую работу в области бюджетного и налогового законодательства, август – октябрь.

— «круглый стол» на тему «Доступность и качество предоставления банковских услуг в субъектах Российской Федерации», ноябрь.

Комитет принял участие в качестве соисполнителя в работе:

— парламентских слушаний на тему «О разграничении полномочий между органами власти и совершенствовании межбюджетных отношений», организованных Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, март;

— парламентских слушаний на тему «Налогообложение газовой отрасли в 2013 году и плановом периоде 2014–2015 годов, принцип установления ставки НДПИ», организованных Комитетом Совета Федерации по экономической политике, октябрь.

· Комитет подготовил следующие вопросы, заслушанные на пленарных заседаниях Совета Федерации в рамках «правительственного часа»:

— «Участие России во Всемирной торговой организации и в Таможенном союзе: перспективы и влияние на экономику России», комитет – соисполнитель, апрель;

— «О результатах и основных проблемах осуществления надзора за реализацией законодательства Российской Федерации в сфере финансово-бюджетного контроля и надзоре в субъектах Российской Федерации», май.

· Делегация Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам во главе с заместителем Председателя Совета Федерации С.Ю. Орловой посетила с официальным визитом Аргентинскую Республику в мае-июне 2012 года для изучения проблем финансового рынка стран, входящих в МЕРКОСУР.

В январе началась подготовка к мероприятиям, связанным с рассмотрением вопросов по основным направлениям бюджетно-налоговой политики на 2012 год.

Одним из главных направлений деятельности комитета являлась работа над федеральным бюджетом на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Следует отметить, что работа комитета над концепцией федерального бюджета началась задолго до внесения законопроекта в Государственную Думу.

Так, с начала года рабочая группа комитета занималась подготовкой предложений по формированию концепции федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, поступивших от комитетов Совета Федерации. Результатом этой работы стал проект постановления Совета Федерации «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», рассмотренный на расширенном заседании комитета 16 апреля и заседании комитета 26 апреля, в ходе которых были заслушаны мнения представителей федеральных органов исполнительной власти. На заседаниях присутствовали: заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации В.П. Горегляд, заместитель Министра финансов Российской Федерации А.М. Лавров, директор Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации С.В. Романов, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации И.В. Трунин и др.

На заседании Совета Федерации 27 апреля 2012 года было принято постановление Совета Федерации № 90-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Постановление было направлено в Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации. В дальнейшем при формировании прогноза и проекта федерального бюджета на 2013–2015 годы Правительство Российской Федерации учитывало предложения и рекомендации Совета Федерации, сформулированные в указанном постановлении.

Одновременно председатель комитета Е.В. Бушмин принимал участие в заседаниях Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период.

После внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу 2 октября 2012 года комитет организовал парламентские слушания на тему «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2015 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Парламентские слушания являются ежегодным мероприятием, в рамках которого Министерство финансов Российской Федерации представляет параметры проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

Основной доклад «Об основных параметрах проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» участникам слушаний представил Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов, который также ответил на вопросы присутствующих.

С докладами выступили: заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А.Н. Клепач — «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2015 года», заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации В.П. Горегляд — «О достоверности прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2015 года и основных параметрах федерального бюджета на 2013 год».

В работе слушаний приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств: заместитель Министра финансов Российской Федерации А.М. Лавров, заместитель руководителя ФНС России Н.С. Завилова; аудиторы Счетной палаты Российской Федерации: С.Н. Рябухин, А.Н.Агапцов; представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации: председатель комитета Законодательного Собрания Приморского края по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Г.Ц. Ахоян, министр экономического развития Сахалинской области С.А. Карпенко; представители научных кругов: директор Центра фискальной политики Г.В. Курляндская; общественных организаций и др., в общей сложности – свыше 200 человек.

Вела парламентские слушания Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко. Работу парламентских слушаний освещал ряд средств массовой информации, включая телевидение. Была организована прямая трансляция мероприятия в сети Интернет.

В итоговом документе парламентских слушаний, направленном в Правительство Российской Федерации, даны рекомендации Правительству Российской Федерации, Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Счетной палате Российской Федерации.

В основу бюджетной и налоговой политики на 2013–2015 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетном послании Президента Российской Федерации, о бюджетной политике в 2013–2015 годах.

Рекомендательная часть итогового документа парламентских слушаний легла в основу заключения комитета на проект федерального закона № 143344–6 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», принятого на заседании комитета 8 октября 2012 года и направленного в Государственную Думу.

На заседании комитета 2 ноября были рассмотрены поправки ко второму чтению указанного проекта федерального закона. Члены комитета принимали участие в заседаниях профильного комитета Государственной Думы на всех этапах рассмотрения проекта бюджета.

24 ноября проведено совещание комитета под председательством заместителя Председателя Совета Федерации С.Ю. Орловой с представителями Министерства финансов Российской Федерации по вопросу выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в 2012–2013 годах. В работе совещания приняли участие представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации. По итогам совещания был составлен график проведения рабочих встреч Министерства финансов Российской Федерации с регионами, расчеты бюджетных доходов которых не совпали с расчетами министерства.

26 ноября комитет рекомендовал к одобрению Федеральный закон «О федеральном бюджете на 20132 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». 28 ноября 2012 года указанный закон одобрен Советом Федерации, постановление № 339-СФ.

Ввиду высокой социальной значимости Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», затрагивающего принципы финансирования бюджетных учреждений, постановлением Совета Федерации от 26 мая 2010 года № 200-СФ бала создана Временная комиссия Совета Федерации по мониторингу формирования нормативной правовой базы, обеспечивающей вступление в силу Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», и практики его применения, сроком на три года. Обеспечение деятельности комиссии возложено на комитет.

На протяжении 2010–2012 годов комитет вел работу по мониторингу формирования нормативной правовой базы, обеспечивающей вступление в силу указанного закона.

21 июня комитет организовал парламентские слушания на тему «О готовности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В работе слушаний приняли участие аудитор Счетной палаты Российской Федерации И.В. Васильев, министр финансов Волгоградской области МА. Абдулхалыков, министр финансов и налоговой политики Новосибирской области В.Ю. Голубенко, председатель комитета Законодательного Собрания Амурской области по бюджету, налогам, экономике и собственности области Т.П. Фарафонтова, и др.

Участники парламентских слушаний отметили, что по информации, поступающей в Совет Федерации, субъекты Российской Федерации практически готовы к реализации данного Федерального закона. Вместе с тем, несмотря на большую проделанную работу по подготовке к реализации указанного закона на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, еще остался ряд нерешенных проблем, сложностей и противоречий в правовом регулировании, методическом обеспечении и практике его реализации. По итогам совещания подготовлены рекомендации Правительству Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации (органам местного самоуправления).

Постановлением Совета Федерации от 21 ноября 2012 года № 328-СФ принято решение о прекращении деятельности Временной комиссии ввиду исполнения возложенных на нее задач.

29 февраля Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Межрегиональной общественной организацией потребителей «Союз потребителей финансовых услуг» (Финпотребсоюз) провел «круглый стол» на тему «Пенсионная реформа и регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов». В работе приняли участие Председатель Совета «Финпотребсоюза» И.В. Костиков, Управляющий Федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Е.Б. Ковров, Генеральный директор Общероссийского объединения работодателей электроэнергетики О.В. Куликов, Председатель Ростовского РО «Финпотребсоюза» О.И. Михайлова, Вице президент НПФ «Газфонд» С.А. Тимофеев, профессор кафедры «Финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации М.Л. Седова и др.

Участники «круглого стола» отметили следующее. Несмотря на более чем 15-летний период функционирования негосударственных пенсионных фондов, большинство застрахованных лиц до настоящего времени продолжает оставаться пассивными участниками пенсионной системы. И хотя под управлением государственной управляющей компании по состоянию на начало 2012 года находилась основная часть пенсионных накоплений — свыше 1,3 трлн. рублей, — в последние годы замечен бурный рост в сфере негосударственных пенсионных фондов. Вместе с тем, сохраняется значительное число проблем, связанных с деятельностью негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, вкладчиками, участниками, застрахованными лицами и другими субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а также участниками этих отношений, вовлеченных в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений. По итогам мероприятия подготовлены рекомендации Правительству Российской Федерации, Национальной ассоциации пенсионных фондов.

28 марта комитет в качестве соисполнителя принял участие в работе парламентских слушаний на тему «О разграничении полномочий между органами власти и совершенствовании межбюджетных отношений», организованных Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

10 апреля комитет организовал «круглый стол» на тему «О ходе реализации Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». В работе приняли участие представители банковского сектора, предпринимательских кругов и др. Вел заседание первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Д.Н. Ананьев.

Участники «круглого стола» отметили, что принятие Федерального закона от 18 июля 2009 года №190-ФЗ «О кредитной кооперации» и Федерального закона от 2 июля 2010 года №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» заложило основу для формирования системы регулирования микрофинансовой деятельности, осуществляемой некредитными организациями, что позволило придать микрофинансовому сектору более динамичные темпы развития и способствовало повышению его прозрачности. Деятельность микрофинансовых организаций в дополнение банковских услуг призвана способствовать повышению доступности финансовых услуг для населения, малого и среднего предпринимательства.

Однако практика применения законодательства о микрофинансовой деятельности выявила ряд правовых пробелов. Их наличие позволило недобросовестным участникам микрофинансового рынка вводить в заблуждение граждан, не раскрывая структуру платы за пользование займом (процентную ставку и/или порядок ее определения по договору микрозайма, иные платежи), и за счет этого достигать беспрецедентно высокого уровня платы за пользование займом.

В итогом документе участники заседания дали ряд предложений Федеральной службе по финансовым рынкам, Министерству финансов Российской Федерации, Российскому микрофинансовому центру, а также коснулись вопроса внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

17 апреля комитет (в соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессии 2012 года) провел совещание «О состоянии контрольно-аналитической работы в Российской Федерации и роли органов финансового контроля в обеспечении стабильности государства». В работе совещания приняли участие: заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации В.П. Горегляд, ответственный секретарь Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации Н.С. Столяров, руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации А.Г. Макушкин, член Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по финансовым рынкам и кредитным организациям Д.В. Шевченко, начальник отдела финансового контроля и правого обеспечения Министерства финансов Тверской области А.В. Бердюгин и др., всего — свыше 100 человек. Вел заседание первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.П. Иванов. Мероприятие освещалось в средствах массовой информации.

Участники совещания обсудили проблемы организации системы органов государственного финансового контроля и механизма их взаимодействия, проблемы единых правовых и методологических основ финансового контроля и вопросы обмена информацией о выявленных нарушениях; подробно остановились на вопросах необходимости совершенствования законодательства с целью повышения бюджетной дисциплины, а также повышения статуса контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их должностных лиц.

По итогам совещания подготовлены рекомендации Правительству Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, законодательным органам государственной власти, органам местного самоуправления.

3 октября в качестве соисполнителя комитет принял участие в работе парламентских слушаний на тему «Налогообложение газовой отрасли в 2013 году и плановом периоде 2014–2015 годов, принцип установления ставки НДПИ», организованных Комитетом Совета Федерации по экономической политике. Комитет подготовил рекомендации указанных слушаний.

29 ноября состоялся «круглый стол» на тему «Доступность и качество предоставления банковских услуг в субъектах Российской Федерации». В работе приняли участие члены Совета Федерации, заместитель председателя правления ОАО Банк «Зенит» Е.Л. Гришин, вице-президент КБ «Росэнергобанк» А.Г. Коваленко, председатель Совета директоров ОАО «БИН-Банк» С.Е. Марьин, заведующая кафедрой международного частного права Факультета права ГУ-ВШЭ Н.Ю. Ерпылева и др. Вел заседание первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Д.Н. Ананьев.

В ходе работы «круглого стола» обсуждались следующие вопросы:

— повышения качества и расширения возможностей потребления банковских услуг населением и организациями, в том числе в удаленных и труднодоступных регионах;

— снижения территориальных диспропорций в обеспечении банковскими продуктами и услугами;

— внедрения современных банковских технологий;

— развития конкуренции в банковском секторе.

По итогам «круглого стола» подготовлены рекомендации.

На заседании комитета 24–25 декабря рассмотрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в части уточнения обязанностей кредитных организаций», по которому комитет являлся ответственным. Комитет рекомендовал Совету Федерации отклонить указанный закон с созданием согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий.

Члены комитета В.А. Новиков и И.Н. Шубин разработали и внесли в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым предусматривалась отмена федеральных льгот по земельному налогу. В виде поправок он был дополнен нормами об отмене льгот для естественных монополий по налогу на имущество организаций и далее поступил на одобрение Совета Федерации. Принятие этого закона позволит наполнить доходную часть региональных и местных бюджетов.

Члены комитета подготовили целый блок поправок к Федеральному закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который реализовал многие концептуальные позиции, высказанные Советом Федерации. В частности, были реализованы некоторые предложения по повышению финансовой обеспеченности муниципальных образований. На данный момент эффект от этих решений оценивается примерно в 61 млрд. рублей. Также этим законом была решена проблема, связанная с полной передачей на федеральный уровень отдельных полномочий в области миграционной политики, которые до этого вменялись субъектам Российской Федерации.

Следует отметить новый вид деятельности комитета — проведение конкурса среди молодых ученых на лучшую работу в области бюджетного и налогового законодательства (организованного в соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2012 года). Конкурсная комиссия работала на протяжении августа–октября 2012 года.

В октябре подведены итоги конкурса, а на заседании комитета 26 ноября состоялась встреча с конкурсантами и награждение победителей. Прямая трансляция встречи была организована в сети Интернет.

По мнению комитета, проведенный конкурс способствовал повышению профессионального уровня российских молодых ученых, специализирующихся в области бюджетного, налогового законодательства, повышению интереса и доверия к деятельности Совета Федерации в целом. Объявленный конкурс вызвал большой интерес у молодых ученых по объявленной специализации. На рассмотрение конкурсной комиссии поступило 100 работ, из них 23 — были отмечены как заслуживающие высокой оценки. Комитет и в дальнейшем продолжит эту практику.

В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации весеннюю (осеннюю) сессию 2012 года комитетом проведены следующие выездные заседания.

— 31 мая состоялось выездное заседание на тему «О финансовом обеспечении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» в Тверской области. В заседании приняли участие заместитель Министра транспорта Российской Федерации О.В. Белозеров, заместитель Министра финансов Российской Федерации А.М. Лавров, Председатель Правления Пенсионного фонда Российской Федерации А.В. Дроздов, глава города Твери В.И. Бабичев, председатель Законодательного Собрания Тверской области А.Н. Епишин, заместитель губернатора Ярославской области — директор Департамента финансов Ярославской области А.П. Федоров и др. На заседании обсуждались вопросы, связанные с финансовым обеспечением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Подготовлены рекомендации Правительству Российской Федерации, сопредседателю рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации от Совета Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

— 28 июня в г. Санкт-Петербурге проведено выездное заседание на тему «Особенности формирования федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и 29 июня — совещание на тему «О результативности применения налоговых льгот и методики оценки их эффективности». В работе приняли участие заместитель Министра финансов Российской Федерации А.М. Лавров, директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации Л.А. Ерошкина, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации Р.А. Саакян, заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации А.Н. Митькин, министр финансов Волгоградской области М.А. Абдулхалыков, министр финансов Тверской области И.А. Северина, председатель Комитета Законодательного Собрания Амурской области по бюджету, налогам, экономике и собственности Т.П. Фарафонтова, генеральный директор Центра фискальной политики Г.В. Курляндская и др.

На выездном заседании комитета обсуждался вопрос реформирования бюджетного процесса в части перехода к программному бюджету, обеспечивающему прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики. Отмечен ряд существующих проблем.

На совещании поднимался вопрос, касающийся налоговых льгот. Использование налоговых льгот – один из наиболее спорных вопросов применения российского налогового права, что подтверждается наличием большого числа судебных разбирательств между налогоплательщиками и налоговыми органами. Это связано с неопределенностью норм о налоговых льготах, отсутствием системного подхода к их установлению на федеральном, региональном и местном уровнях, а также выявлением случаев налоговых злоупотреблений, когда налоговая льгота необоснованно используется в целях получения налоговой выгоды.

По итогам заседания комитетом даны рекомендации Правительству Российской Федерации.

— 28 сентября состоялось выездное заседание на тему «Эффективность использования направленных на финансирование города Сочи средств федерального бюджета, связанных с обеспечением проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года» в Краснодарском крае и выездное заседание подкомитета по финансовому контролю с выездном на объекты строительства.

В заседании приняли участие: аудиторы Счетной палаты Российской Федерации М.И. Бесхмельницын и М.В. Одинцов, глава администрации г. Сочи А.Н. Пахомов, первый вице-президент ГК «Олимпстрой» Х.Д. Мавлияров, начальник отдела Министерства финансов Российской Федерации И.В. Севоднянсис и др.

В ходе заседания приняты решения:

— рекомендовать ГК «Олимпстрой» принять меры ответственности к недобросовестным исполнителям по программе строительства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и заключенными соглашениями об организации строительства олимпийских объектов федерального значения, которые не могут гарантировать завершение объектов в срок с надлежащим качеством; и др.;

— администрации Краснодарского края совместно с администрацией города Сочи продолжить работу по реализации мероприятий, обеспечивающих улучшение экологической обстановки города Сочи.

Кроме федеральных законов и проектов федеральных законов на заседаниях комитета рассмотрен ряд следующих актуальных вопросов.

−23 января Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддержал представленный Счетной палатой Российской Федерации проект формы ежеквартального оперативного отчета Счетной палаты Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год для последующего утверждения Государственной Думой.

−23 января состоялось совместное заседание Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности по вопросу «О зачислении налога на доходы физических лиц, взимаемого с военнослужащих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту прохождения военнослужащими воинской службы» (в соответствии с выпиской из протокола заседания Совета Федерации № 429/4 от 25 ноября 2011 года) с участием руководителя Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации А.В. Кондратьевой, директора Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации С.В. Романова, директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации Л.А. Ерошкиной, аудитора Счетной палаты Российской Федерации В.Н. Богомолова. Заслушав выступления представителей федеральных органов исполнительной власти, комитет решил: Правительству Российской Федерации осуществить в установленные законодательством сроки перечисление доходов от налога на доходы физических лиц, взимаемого с военнослужащих в соответствии с установленными нормативами в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по месту дислокации воинских частей.

−30 января на заседании комитета рассмотрен вопрос «О проекте обращения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу рассмотрения проектов федеральных законов о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Необходимость обращения связана с тем, что в налоговое законодательство часто вносятся изменения, которые являются следствием изменений отраслевого законодательства. Эти изменения появляются, как правило, в виде поправок к отраслевому законопроекту в Государственной Думе и разрабатываются без участия Министерства финансов Российской Федерации. Поэтому зачастую они содержат нечеткие и некорректные нормы.

Позиция комитета состоит в том, что такие изменения в налоговое законодательство должны оформляться в виде отдельного законодательного акта. Также в указанном обращении Совет Федерации обращает внимание на необходимость инвентаризации и систематизации законодательно установленных неналоговых платежей и сборов. Обращение принято Советом Федерации 1 февраля 2012 года № 16-СФ.

−26 марта на заседании комитета рассмотрен вопрос «О проекте постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2011 году». В постановлении отмечена результативность деятельности Счетной палаты Российской Федерации, направленной на обеспечение прозрачности бюджетного процесса, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, устранение системных причин коррупции, проверку реализации приоритетных национальных проектов и реформирования пенсионной системы. Вместе с тем, выявлен ряд нерешенных проблем. Советом Федерации даны рекомендации Счетной палате Российской Федерации. Постановление одобрено Советом Федерации 28 марта 2012 года № 60-СФ.

−24 апреля на заседании комитета рассмотрен вопрос «О результатах зачисления доходов от налога на доходы физических лиц, уплачиваемого военнослужащими, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту нахождения их воинских частей и организаций по итогам первого квартала 2012 года». В заседании приняли участие директор Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации А.В. Кондратьева, руководитель Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации О.В. Лощенова, аудитор Счетной палаты Российской Федерации И.В. Васильев и др. Комитет принял решение: обратиться к Счетной палате Российской Федерации с просьбой о проведении в 2012 году проверок поступления налога на доходы физических лиц, уплачиваемого военнослужащими через «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», расположенного в г.Москве, в бюджеты Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Калининградской, Костромской, Мурманской, Ростовской, Тверской областей и, соответственно, в бюджеты их муниципальных образований и предоставить в комитет информацию о результатах проверок.

−24 апреля на заседании комитета также рассмотрен вопрос «О проблемах передачи объектов жилищного фонда, инженерной инфраструктуры и объектов социально-культурного назначения военных городков в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В заседании приняли участие ВРИО директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации О.В. Подгорная, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства Финансов Российской Федерации В.Б. Толоко, аудитор Счетной палаты Российской Федерации В.Н. Богомолов и др.

—на заседаниях комитета 28 мая, 13 и 25 июня рассматривался вопрос «О проекте постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Об основных проблемах осуществления надзора за реализацией законодательства Российской Федерации в сфере финансово-бюджетного контроля и о надзоре в субъектах Российской Федерации». 30 мая на 315 заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» заслушана информация Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

Комитет отметил, что Федеральной службой финансово-бюджетного надзора из‑за отсутствия административных регламентов исполняются не в полном объеме такие государственные функции, как функция по контролю и надзору за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре (не исполняется более четырех лет), а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Таким образом, назрела необходимость в комплексном реформировании системы государственного (муниципального) финансового контроля и определении единых критериев его осуществления. Постановление принято Советом Федерации 27 июня 2012 года № 192-СФ.

−16 июля на заседании комитета рассмотрен вопрос «О проекте постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О представителях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в состав Комиссии Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам использования средств Резервного фонда и средств, подлежащих перечислению в Резервный фонд, на реализацию мероприятий в связи с ухудшением экономической конъюнктуры». В состав комиссии было предложено включить членов комитета: Д.Н. Ананьева, Е.В. Бушмина, В.А. Новикова, В.А. Петрова, А.В. Смирнова. Постановление принято Советом Федерации 18 июля 2012 года № 236-СФ.

—Также на заседаниях комитетов рассматривались вопросы о досрочном освобождении аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, о предложениях по кандидатурам для назначения на должность аудитора Счетной палаты Российской Федерации (16 июля, 24 сентября).

−26 ноября на заседании комитета рассмотрен вопрос «О результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности доверительного управления средствами пенсионных накоплений управляющими компаниями и операциями со средствами пенсионных накоплений, осуществляемых брокерами управляющих компаний в 2008 – 2010 годах».

Рассмотренные на заседаниях комитета вопросы, касающиеся контрольных мероприятий, избрания на должность аудитора Счетной палаты Российской Федерации и пр., предварительно обсуждались на заседаниях подкомитета по финансовому контролю. В отчетный период проведено 11 заседаний подкомитета, в работе которых приняли участие: заместитель председателя Счетной палаты Российской Федерации В.П. Горегляд; аудиторы Счетной палаты Российской Федерации: А.В. Филиппенко, М.И. Бесхмельницын, М.В. Одинцов, А.А. Кузьмицкий, С.Н. Мовчан, В.С. Катренко, И.П. Васильев; директор Федеральной службы судебных приставов А.О. Парфенчиков; заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам С.К. Харламов, заместитель руководителя «Росгидромета» Е.В. Гангало.

В отчетный период комитет проводил ряд совещаний, встреч. Так, в феврале комитет инициировал встречу с руководством Министерства финансов Российской Федерации в Минфине России и членами Коллегии Счетной палаты Российской Федерации в Счетной палате Российской Федерации с целью обсуждения перспектив деятельности на будущее.

−14 мая проведено совещание Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике по вопросу о механизме компенсации потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, возникающих при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. В совещании приняли участие заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и агропромышленного комплекса Министерства финансов Российской Федерации Г.Г. Гусейнов, директор Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации СЛ. Тугаринов и др.

—На пленарном заседании Совета Федерации 15 июня 2012 года Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (об электронном обмене документами между банками и налоговыми органами) был принят к рассмотрению. 21 июня комитет провел совещание по указанному закону с целью рассмотрения возникших вопросов.

−12 сентября состоялось совещание Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам под председательством заместителя Председателя Совета Федерации С.Ю. Орловой на тему «О проблемах долговой нагрузки на бюджеты отдельных субъектов Российской Федерации». В совещании приняли участие заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации В.П. Горегляд, губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, первый заместитель губернатора Костромской области И.В. Корсун и др.

−10 октября состоялось рабочее совещание по вопросу о проектах федеральных законов № 121965–6 «Об образовании в Российской Федерации» (комитет поддержал с замечаниями) и № 121975–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (комитет поддержал законопроект).

−19 октября проведено совещание комитета по развитию банковской системы.

−23 октября комитет провел совещание на тему «Координация деятельности по вопросам государственной политики в области внебиржевых финансовых рынков».

−22 ноября проведено совещание комитета по обсуждению Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» (об особых формулах расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую) (проект № 155903–6). В работе совещания приняли участие статс-секретарь — заместитель Министра энергетики Российской Федерации Ю.П. Сентюрин, представители Министерства финансов Российской Федерации.

Также комитет проводил заседания рабочих групп, созданных в соответствии с распоряжением Председателя Совета Федерации:

−27 апреля комитет организовал заседание рабочей группы Совета Федерации по вопросам таможенного регулирования в Таможенном союзе с участием заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Т.Н. Голендеевой.

−22 мая, 29 июня состоялись заседания рабочей группы по подготовке законодательных предложений о дополнительных финансовых механизмах в сфере модернизации оборонно-промышленного комплекса.

Вопросы, рассмотренные в рамках «правительственного часа»:

— 18 апреля на 313 заседании Совета Федерации заслушана информация Правительства Российской Федерации по вопросу «Участие России во Всемирной торговой организации и в Таможенном союзе: перспективы и влияние на экономику России». С докладом выступил первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов. Комитет – соисполнитель.

— 30 мая на 315 заседании Совета Федерации заслушана информация Правительства Российской Федерации по вопросу «О результатах и основных проблемах осуществления надзора за реализацией законодательства Российской Федерации в сфере финансово-бюджетного контроля и надзоре в субъектах Российской Федерации». С докладами выступили Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов, руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора С.Ю. Павленко.

На протяжении отчетного периода комитет организовывал работу группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации (трехсторонняя рабочая группа). В отчетном периоде проведено 4 заседания.

В рамках межпарламентской деятельности члены комитета приняли участие:

−10–11 апреля в заседании Постоянной комиссии по экономике и финансам МПА СНГ и рабочей группы по разработке проекта «Общей части» модельного Налогового кодекса (новая редакция) в г. Санкт-Петербурге;

−9–10 октября в заседании рабочей группы и Постоянной комиссии по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления МПА СНГ, где состоялось обсуждение Основных направлений работы над проектом модельного законодательного акта «Концепция устойчивого и безопасного развития государств — участников МПА СНГ», по которому Комитет является ответственным (г.Санкт-Петербург);

−16–17 октября в заседании Объединенной комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в Содружестве Независимых Государств; Постоянной комиссии по экономике и финансам МПА СНГ, на которой был представлен проект общей части Налогового кодекса стран СНГ (новая редакция). В рамках указанных мероприятий рассматривались проект рекомендаций по совершенствованию законодательства государств-участников СНГ по вопросам противодействия легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма; проект комментария к модельному законодательству СНГ по вопросам противодействия легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Комитет является ответственным за подготовку указанных модельных актов (г.Санкт-Петербург).

30 мая — 8 июня состоялся визит делегации Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам во главе с заместителем Председателя Совета Федерации С.Ю. Орловой в Аргентинскую Республику по вопросу анализа финансового рынка стран, входящих в МЕРКОСУР.

Члены комитета приняли участие в следующих мероприятиях:

−17 апреля в заседании расширенной коллегии Министерства финансов Российской Федерации «Об итогах исполнения федерального бюджета за 2011 год и задачах органов финансовой системы на 2012 год»;

−13–15 сентября в Байкальском международном экономическом форуме;

−5 октября в заседании коллегии Министерства финансов Российской Федерации;

−8 ноября в заседании Межрегионального банковского совета при Совете Федерации;

−12 декабря в совместном заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации для заслушивания Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в Кремле.

При Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам образован Экспертно-консультативный совет по внебиржевым финансовым рынкам, целью деятельности которого является методологическое и научное обеспечение законодательной деятельности комитета по профильным направлениям, относящимся к ведению совета.

В течение года в области бюджетного, налогового, таможенного законодательства, вопросов социальной политики была проведена экспертиза ряда проектов федеральных законов и определена позиция по их концепции. Все проекты федеральных законов, принятые к рассмотрению Советом Государственной Думы и направленные в комитет, рассмотрены. Определена позиция комитета по их концепции. Замечания и предложения по концепции законопроектов направлены в Государственную Думу.

По всем проектам федеральных законов проводилась работа по организационному, документационному и информационному сопровождению проектов законодательных актов с момента их нулевого чтения, подготовке проектов заключений комитета и других материалов к заседаниям комитета.

На протяжении всего года комитет проводил антикоррупционную экспертизу по рассматриваемым федеральным законам, что нашло свое отражение в заключениях комитета.

Имеются предложения по совершенствованию российского законодательства. Среди законопроектов, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе на протяжении нескольких лет, есть очень важные, принятие которых было бы целесообразно в приоритетном порядке.

Например, проект федерального закона № 249606–5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)» уже три года, как внесен в Государственную Думу и в настоящий момент находится на стадии рассмотрения во втором чтении.

Между тем, секьюритизация активов российских организаций в настоящее время проходит преимущественно по иностранному праву. Появление института секьюритизации по российскому праву будет способствовать повышению капитализации российского фондового рынка и, в конечном счете, появлению в России международного финансового центра.

Законопроект № 469229–5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и иные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания системы пруденциального надзора за рисками профессиональных участников рынка ценных бумаг) два года рассматривается Государственной Думой и находится на стадии рассмотрения во втором чтении.

Текст законопроекта нуждается в доработке (поправки были направлены в ответственный комитет). Вместе с тем принятие законопроекта позволит существенно повысить устойчивость российского фондового рынка.

Законопроект № 217052–5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций) три с половиной года находится на рассмотрении в Государственной Думе на стадии ко второму чтению. Законопроект вносился Правительством Российской Федерации во время острой фазы финансового кризиса, который в нашей стране сопровождался нарушениями прав инвесторов и многочисленными дефолтами облигаций.

Законопроект № 217136–4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» о наделении Счетной палаты Российской Федерации полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях также длительное время находится на рассмотрении Государственной Думы.

За отчетный период председателем комитета подготовлены ответы по обращениям органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан. Члены комитета принимали участие в организованных приемной Совета Федерации встречах с гражданами.

Особое внимание в работе комитета в отчетном периоде уделялось вопросам более оперативного и эффективного взаимодействия с профильным комитетом и другими комитетами и комиссиями Государственной Думы по вопросам совместной работы над законопроектами. Члены комитета принимали участие в заседаниях подкомитетов и комитетов, круглых столов, парламентских слушаниях. В Государственную Думу направлялись предложения и замечания по законопроектам, принятым Советом Государственной Думы к рассмотрению.

Члены комитета в течение всего периода принимали активное участие в заседаниях Правительства Российской Федерации и в работе над законопроектами, разрабатываемыми Правительством Российской Федерации.

Члены комитета принимали участие в заседаниях Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.