Планы и отчеты

Отчет полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Счетной палате Российской Федерации о деятельности за 2024 год

До 11 декабря 2024 года полномочным представителем Совета Федерации в Счетной палате Российской Федерации являлся первый заместитель председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам С.П.Иванов. Постановлением Совета Федерации от 11 декабря 2024 года № 562-СФ полномочным представителем Совета Федерации в Счетной палате Российской Федерации назначен первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Рябухин Сергей Николаевич.

Деятельность полномочного представителя Совета Федерации в Счетной палате осуществлялась в 2024 году по нескольким основным направлениям. Прежде всего, это координация в Совете Федерации законотворческой работы, направленной на совершенствование регулирования в сфере финансового контроля.

В 2024 году проекты федеральных законов в данной сфере палатами Федерального Собрания не принимались и не рассматривались. В то же время возглавляемый полномочным представителем Совета Федерации в Счетной палате Российской Федерации (далее – полномочный представитель в Счетной палате) подкомитет по финансовому контролю продолжал осуществлять мониторинг практики применения федеральных законов «О Счетной палате Российской Федерации» и «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Другим важным направлением деятельности полномочного представителя в Счетной палате является работа, связанная с изменением в составе руководства и аудиторов Счетной палаты.

В соответствии со статьей 102 Конституции Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации относится теперь к ведению Совета Федерации. В связи с этим в мае 2024 года Президент Российской Федерации внес в Совет Федерации представление о назначении Ковальчука Бориса Юрьевича на должность Председателя Счетной палаты Российской Федерации. Представление Президента было под руководством полномочного представителя в Счетной палате подготовлено к рассмотрению на заседании Комитета по бюджету и финансовым рынкам и затем на заседании Совета Федерации. По итогам обсуждения вопроса на 567-м заседании Совета Федерации было принято соответствующее постановление.

В связи с тем, что в ноябре 2024 года истек срок полномочий аудитора Счетной палаты Российской С.Ю.Орловой, было подготовлено предложение по кандидатуре для назначения на должность аудитора Счетной палаты, которое после рассмотрения Советом палаты было направлено Президенту Российской Федерации.

Представленная Президентом Российской Федерации для назначения на должность аудитора Счетной палаты кандидатура С.Ю.Орловой была рассмотрена на заседании подкомитета по финансовому контролю, на заседании Комитета по бюджету и финансовым рынкам и 11 декабря 2024 года на 581-м заседании Совета Федерации. После выступления с докладом полномочного представителя в Счетной палате Совет Федерации принял решение поддержать представленную Президентом кандидатуру.

Еще одним направлением деятельности полномочного представителя в Счетной палате являлась координация взаимодействия комитетов Совета Федерации со Счетной палатой Российской Федерации, содействие комитетам в обеспечении участия аудиторов Счетной палаты, возглавляющих соответствующие направления деятельности, в проведении «правительственного часа» на заседаниях Совета Федерации, при рассмотрении федеральных законов на заседаниях Совета Федерации и на заседаниях комитетов, в парламентских слушаниях, «круглых столах», совещаниях и других мероприятиях, проводимых в Совете Федерации.

В 2024 году взаимодействие Совета Федерации со Счетной палатой по данному вопросу поддерживалось на хорошем уровне. В частности, «правительственный час» был включен в повестку на 11 заседаниях Совета Федерации и во всех «правительственных часах» принимали участие аудиторы Счетной палаты.

Всего в 2024 году представители Счетной палаты приняли участие в 175 мероприятиях, проведенных в Совете Федерации.

В 8 мероприятиях, проведенных в Совете Федерации, принимал участие и выступал на них Председатель Счетной палаты, в 26 мероприятиях участвовала заместитель Председателя Счетной палаты.

Важную роль в организации взаимодействия со Счетной палатой в 2024 году продолжали играть личные контакты с ее руководством. Полномочный представитель Совета Федерации в Счетной палате регулярно участвовал в заседаниях коллегии Счетной палаты, выступал на них с изложением позиции Совета Федерации, обсуждал актуальные вопросы с Председателем Счетной палаты, его заместителем, аудиторами, руководством аппарата Счетной палаты.

В связи с тем, что Счетная палата является органом парламентского контроля, формируется палатами Федерального Собрания и подотчетна им, важнейшим направлением деятельности полномочного представителя в Счетной палате является организация контроля за выполнением Счетной палатой возложенных на нее функций.

Центральным моментом в осуществлении указанного контроля является рассмотрение в Совете Федерации отчета Счетной палаты о работе за прошедший год.

Рассмотрение отчета Счетной палаты о работе в 2023 году было организовано в Совете Федерации в мае-июле 2024 года после поступления соответствующих документов из Счетной палаты. Отчет был обсужден на заседании подкомитета по финансовому контролю, на заседании Комитета по бюджету и финансовым рынкам и 19 июня 2024 года рассмотрен на 570-м заседании Совета Федерации.

По итогам рассмотрения вопроса и с учетом последующей доработки на 571-м заседании Совета Федерации было принято подготовленное под руководством полномочного представителя в Счетной палате постановление Совета Федерации, в котором были сформулированы рекомендации в адрес Счетной палаты по совершенствованию ее деятельности. Затем осуществлялся контроль за реализацией данного постановления.

Наряду с подведением общих итогов работы Счетной палаты за год в Совете Федерации был организован текущий контроль.

На регулярно проводившихся в 2024 году заседаниях подкомитета по финансовому контролю под руководством полномочного представителя в Счетной палате осуществлялось обсуждение отчетов Счетной палаты о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с участием аудиторов Счетной палаты, а также представителей руководства органов власти и организаций, являвшихся объектами проверок. Принятые решения были направлены в соответствующие органы власти.

Всего в 2024 году состоялось 15 заседаний подкомитета, на которых с докладами выступали аудиторы Счетной палаты, принимали участие представители руководства федеральных органов исполнительной власти.

На заседаниях подкомитета по финансовому контролю в 2024 году были рассмотрены, в частности, следующие вопросы:

«О результатах контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации «Аудит деятельности федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» в 2021–2022 годах и истекшем периоде 2023 года (при необходимости в более ранние периоды)» (19 февраля 2024 г.).

На заседании подкомитета с основными докладами выступили: Д.Е.Шилков – аудитор Счетной палаты Российской Федерации, П.В.Абрамов – заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи, Е.А.Беликова – директор ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи».

С учетом состоявшегося обсуждения подкомитет рекомендовал Федеральному агентству по делам молодежи проработать вопрос о совершенствовании механизма оценки охвата молодежи мероприятиями, организованными ФГБУ «Роспатриотцентр», обеспечив при этом отдельный учет уникальных участников мероприятий в разрезе регионов; обеспечить соответствие мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий Росмолодежи и Планом мероприятий ФГБУ «Роспатриотцентр»; усилить контроль за соблюдением ФГБУ «Роспатриотцентр» целей и условий предоставления субсидии, обеспечить своевременное предоставление подведомственным Учреждением отчетов о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и отчетов о достижении значений результатов предоставления субсидии.

Принятое по итогам заседания решение подкомитета направлено в Федеральное агентство по делам молодежи, в ФГБУ «Роспатриотцентр» и в Счетную палату Российской Федерации.

— «О результатах контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации «Аудит использования федеральным государственным унитарным предприятием «Национальные рыбные ресурсы» в 2021–2022 годах и за истекший период 2023 года закрепленного за ним государственного имущества в целях комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота» (4 марта 2024 г.).

На заседании подкомитета с основными докладами выступили: С.В.Мамедов – аудитор Счетной палаты Российской Федерации, А.В.Яковлев — заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству, А.В.Романович — заместитель генерального директора – руководитель аппарата ФГУП «Национальные рыбные ресурсы».

С учетом обсуждения подкомитет рекомендовал Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о наделении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации полномочиями по утверждению единых требований к форме договора аренды федерального имущества, расположенного в морском порту, а также проработать вопрос о наделении ФГУП «Нацрыбресурс» правом взимать в портах присутствия инвестиционные портовые сборы. Федеральному агентству по рыболовству рекомендовано утвердить стратегию развития ФГУП «Нацрыбресурс» на период от 3 до 5 лет; разработать совместно с ФГУП «Нацрыбресурс» предложения по мерам, направленным на увеличение Предприятием доли собственных средств, выделяемых на развитие портовой инфраструктуры; ускорить принятие управленческого решения по дальнейшей модели использования объектов инфраструктуры морского порта Владивосток – причалов № 44–54.

Принятое по итогам заседания решение подкомитета направлено в Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное государственное унитарное предприятие «Национальные рыбные ресурсы» и в Счетную палату Российской Федерации.

— «О результатах контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации «Аудит использования средств федерального бюджета, направленных в форме имущественного взноса в публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» в 2020–2022 годах и истекшем периоде 2023 года, средств Фонда национального благосостояния, предусмотренных на реализацию проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры в 2022 году и истекшем периоде 2023 года, а также соблюдения законодательства при присоединении государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства к публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (18 марта 2024 г.).

На заседании подкомитета с основными докладами выступили: Н.А.Трунова – аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Н.Е.Стасишин – заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, И.И.Шагиахметов – генеральный директор публично-правовой компании «Фонд развития территорий».

Подкомитет рекомендовал Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на усиление контроля за целевым и эффективным использованием институтами развития бюджетных средств, в том числе на собственное содержание; рассмотреть вопрос о необходимости дополнительного нормативного правового регулирования в данной сфере; учитывать при разработке проекта федерального бюджета и планировании бюджетных ассигнований на плановые периоды имеющиеся у институтов развития остатки средств на лицевых счетах. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рекомендовано обеспечить надлежащий контроль за использованием средств федерального бюджета, направленных в форме имущественного взноса в публично-правовую компанию «Фонд развития территорий», а также средств Фонда национального благосостояния, предусмотренных на реализацию проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры; рассмотреть совместно с Минфином России и Федеральным казначейством в целях обеспечения контроля за своевременным и полным исполнением условий договоров, заключенных Фондом на выполнение работ по завершению строительства многоквартирных домов, вопрос об установлении в соответствии со статьей 24224 Бюджетного кодекса расширенного казначейского сопровождения по заключенным договорам, источником формирования которых являются средства федерального бюджета.

Принятое по итогам заседания решение подкомитета направлено в Правительство Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» и в Счетную палату Российской Федерации.

— «О результатах экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты Российской Федерации «Анализ реализации Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года» (15 апреля 2024 г.).

На заседании подкомитета с основными докладами выступили: А.А.Каульбарс – аудитор Счетной палаты Российской Федерации, С.В.Мочальников — заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

По итогам состоявшегося обсуждения подкомитет рекомендовал Министерству энергетики Российской Федерации разработать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение конкурентоспособности отечественного оборудования, применяемого при добыче и обогащении угля, включить в Программу развития угольной промышленности России целевые показатели по доле применяемого отечественного оборудования; организовать учет реализации инвестиционных проектов, предусмотренных Программой, обеспечить увязку указанных проектов с целевым показателем Программы «Ввод мощностей по добыче угля»; проработать вопрос о дополнении Программы мероприятиями, обеспечивающими формирование полного цикла производства водорода из угля; разработать совместно с Минстроем России и заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации комплекс дополнительных мер, направленных на увеличение темпов переселения жителей с подработанных территорий ликвидированных шахт. Министерству экономического развития Российской Федерации рекомендовано принять меры по совершенствованию нормативного регулирования управления рисками в процессе реализации отраслевых документов; отменить экспортные пошлины в отношении всех видов углей и (или) установить минимальные пороговые значения цены взимания экспортных пошлин в зависимости от направления экспорта (через порты Северо-Запада, Юга и Востока), ниже которых экспортная пошлина взиматься не должна.

Принятое по итогам заседания решение подкомитета направлено в Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и в Счетную палату Российской Федерации.

— «О результатах экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты Российской Федерации «Оценка формирования и финансового обеспечения реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в 2021 – 2022 годах и истекшем периоде 2023 года» (3 июня 2024 г.).

На заседании подкомитета с основными докладами выступили: Г.С.Изотова – заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, В.А.Зеленский – первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации, И.В.Баланин – председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

По итогам обсуждения подкомитет рекомендовал Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части определения сроков утверждения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; обеспечить издание нормативного документа, регламентирующего организацию взаимодействия заинтересованных органов власти при формировании программы госгарантий; обеспечить разработку методики определения целевых значений критериев доступности и качества медицинской помощи, устанавливаемых в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Министерству здравоохранения Российской Федерации рекомендовано принять совместно с ФОМС меры по совершенствованию разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий; обеспечить учет при определении средних нормативов объема медицинской помощи сверхплановых объемов медицинской помощи; проработать вопрос о совершенствовании способов оплаты медицинской помощи с применением показателей результативности медицинских организаций, основанных на значениях критериев доступности и качества медицинской помощи, устанавливаемых в территориальных программах государственных гарантий; разработать методику определения стоимости стандарта медицинской помощи.

Принятое по итогам заседания решение подкомитета направлено в Правительство Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в Счетную палату Российской Федерации.

— «О результатах контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации «Аудит эффективности расходования бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление мероприятий по проектированию и строительству объекта капитального строительства «Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» за период 2020—2023 годов» (7 октября 2024 г.).

На заседании подкомитета с основными докладами выступили: Д.А.Зайцев – аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Р.М.Даутов — директор Департамента бюджетных инвестиций Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, И.И.Шмидт — управляющий проектом Центра коллективного пользования «СКИФ» ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Институт катализа имени Г.К.Борескова Сибирского отделения Российской академии наук».

Подкомитет рекомендовал Министерству науки и высшего образования Российской Федерации подготовить предложение о взаимоувязке сроков выполнения контрольных точек объекта капитального строительства ЦКП «СКИФ», включенного в Реестр объектов капитального строительства, с фактическими сроками выполнения работ, установленными контрактом; совместно с Минпромторгом России подготовить предложения по формированию общедоступного реестра поставщиков и производителей промышленной продукции, а также научного и технологического оборудования; усилить текущий контроль государственного заказчика за реализацией мероприятий по проектированию и строительству Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов». ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Институт катализа имени Г.К.Борескова Сибирского отделения Российской академии наук» рекомендовано принять меры по завершению в срок строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства ЦКП «СКИФ», работ по сборке и пусконаладке технологического оборудования и введению объекта в эксплуатацию; активизировать работу по формированию трудового коллектива ЦКП «СКИФ», реализовать комплекс мер по обеспечению молодых специалистов жильем, социальной инфраструктурой.

Принятое по итогам заседания решение подкомитета направлено в Правительство Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральную службу государственной статистики, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Федеральный исследовательский центр «Институт катализа имени Г.К.Борескова Сибирского отделения Российской академии наук» и в Счетную палату Российской Федерации.

— «О результатах совместного контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации «Аудит реализации мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, расположенных в субъектах Российской Федерации, в рамках федерального проекта «Сохранение культурного и исторического наследия» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» в 2022–2023 годах» (с Контрольно-счетной палатой Калужской области, Счетной палатой Саратовской области и Счетной палатой Ульяновской области) (25 ноября 2024 г.).

На заседании подкомитета с основными докладами выступили: С.И.Штогрин – аудитор Счетной палаты Российской Федерации, В.Г.Осинцев – заместитель Министра культуры Российской Федерации.

По итогам обсуждения подкомитет рекомендовал Министерству культуры Российской Федерации проанализировать результаты совместного контрольного мероприятия и с учетом выводов Счетной палаты по его итогам принять меры по повышению результативности реализации мероприятий по сохранению объектов культурного наследия в рамках федерального проекта; усилить контроль за соблюдением законодательства в сфере сохранения культурного наследия, а также за реализацией соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках федерального проекта; разработать предложения по дополнительным мерам, направленным на сохранение объектов культурного наследия, в том числе, на сокращение количества объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

Принятое по итогам заседания решение подкомитета направлено в Министерство культуры Российской Федерации и в Счетную палату Российской Федерации.

Рассмотрение на заседаниях подкомитета по финансовому контролю результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты с участием аудиторов, руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации позволило обеспечить необходимый контроль за выполнением Счетной палатой своих функций, а также придать дополнительный импульс к ускорению работы по устранению недостатков и нарушений, выявленных Счетной палатой.

Еще одно важное направление деятельности полномочного представителя в Счетной палате – организация работы по формированию предложений Совета Федерации для включения в План работы Счетной палаты Российской Федерации на очередной год.

В рамках данной работы полномочным представителем Совета Федерации в Счетной палате в июле 2024 года во все комитеты Совета Федерации были направлены информационные письма, в которых предлагалось до 9 сентября представить в Комитет по бюджету и финансовым рынкам свои предложения по проведению в 2025 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты.

К указанному сроку все комитеты сообщили о своей позиции, при этом большинство комитетов представили свои предложения. Наибольшую активность в подготовке предложений проявили Комитет по социальной политике, Комитет по экономической политике и Комитет по бюджету и финансовым рынкам.

После обобщения и согласования поступивших материалов был подготовлен окончательный вариант предложений Совета Федерации, который 12 ноября 2024 года был направлен Председателем Совета Федерации в Счетную палату. Затем осуществлялся контроль за включением предложений Совета Федерации в План работы Счетной палаты.

В 2024 году полномочный представитель в Счетной палате участвовал в международных мероприятиях, организованных Счетной палатой, в частности, в специальной панельной сессии контрольных ведомств Беларуси и России в рамках мероприятий Одиннадцатого форума регионов Беларуси и России (г. Витебск, июнь 2024 года), в «круглом столе» на тему «Аудит на региональном и муниципальном уровнях» в рамках 4-й встречи глав высших органов аудита стран БРИКС (г. Уфа, июль 2024 года).

В целом по итогам выполненной работы можно сделать вывод о том, что взаимодействие Совета Федерации и Счетной палаты в 2024 году осуществлялось успешно. В 2025 году полномочным представителем Совета Федерации в Счетной палате при поддержке руководства Совета Федерации и на основе сотрудничества со всеми комитетами и структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации будет продолжена работа по всем основным направлениям деятельности с целью совершенствования механизма взаимодействия со Счетной палатой и развития финансового контроля в стране.