Отчет о работе Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам за 2019 год
Работа Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в отчетный период строилась исходя из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю (осеннюю) сессии 2019 года (далее – план мероприятий Совета Федерации), плана работы Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на 2019 год, планов текущей работы комитета, вопросов, отнесенных к ведению комитета.
В соответствии со своими полномочиями комитет рассматривал федеральные законы, принятые Государственной Думой и переданные на рассмотрение Совета Федерации. За отчетный период комитет подготовил к рассмотрению на заседаниях Совета Федерации 122 федеральных закона, принятых Государственной Думой, по которым являлся ответственным за сопровождение в Совете Федерации, 78 федеральных законов, принятых Государственной Думой, по которым комитет являлся соисполнителем. По вопросам своего ведения комитет регулярно проводил экспертизу законопроектов, принятых Государственной Думой в первом чтении, а также законопроектов, рассмотренных Советом Государственной Думы и перед первым чтением направленных в Совет Федерации.
В 2019 году состоялось 33 заседания комитета.
В рамках дней субъектов Российской Федерации в Совете Федерации проведено несколько расширенных заседаний комитета по следующим вопросам:
— «О проблемах обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Пензенской области)» – 28 января;
— «Вопросы совершенствования налогового и бюджетного законодательства в целях повышения финансовой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Ульяновской области)» – 11 февраля;
— «Актуальные вопросы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Самарской области» – 19 апреля;
— «Влияние изменений федерального законодательства на формирование бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края)» – 24 июня;
— «Актуальные вопросы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Саратовской области)» – 23 сентября;
— «Актуальные вопросы повышения долговой устойчивости субъектов Российской Федерации (на примере Томской области)» – 21 октября;
— «Актуальные вопросы бюджетной и налоговой политики в части стимулирования роста отдельных отраслей экономики (на примере Удмуртской Республики)» – 21 ноября.
Кроме того, проведен ряд расширенных заседаний комитета по следующим вопросам:
— 25 февраля – «О подготовке „правительственного часа“ по теме „Инновационные инструменты администрирования налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований“.
— 11 марта – «О результатах организации исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в органах Федерального казначейства по итогам 2018 года».
— 8 апреля – «О реализации программы реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам»; «О проекте постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации „О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов“.
— 8 июля – «О Федеральном законе „О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов“ (проект № 720845–7); „О подготовке „правительственного часа“ по вопросу „О реализации единого плана деятельности Правительства Российской Федерации по достижению национальных целей в области экономики“.
— 12, 13, 14 ноября состоялись заседания расширенные заседания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам с участием членов трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений от Совета Федерации.
В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации на весеннюю (осеннюю) сессии 2019 года комитет обеспечил подготовку и проведение следующих мероприятий:
— 19 февраля – «круглый стол» на тему «Таможенное администрирование в Российской Федерации: состояние и перспективы» (совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации);
— 14 марта – «круглый стол» на тему «Налоговая система Российской Федерации как инструмент развития делового климата» (совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации);
— 2 апреля и 25 декабря – заседания Межрегионального банковского совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
— 18 апреля – совещание «Совершенствование государственной программы Российской Федерации „Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами“ с целью обеспечения финансирования национальных проектов в субъектах Российской Федерации»;
— 31 мая – совещание «О государственном регулировании производства и оборота табачной продукции»;
— 10 июня – «круглый стол» на тему «Банковское сопровождение долевого строительства: проблемы и решения»;
— 17 июля – совещание «Об эффективности применения налоговых льгот, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для инновационных научно-технологических центров»;
— 4 октября – парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;
— 10 октября – «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
— 14 октября – «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы организации системы нотариата, формирования стоимости нотариальных услуг, ответственности и финансового обеспечения деятельности нотариусов» совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;
— 24 октября – парламентские слушания «Вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
— 8 ноября – парламентские слушания «Развитие системы ОСАГО: индивидуализация тарифа»;
— 26 ноября – совещание по вопросу «О направлениях совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего производство и оборот табачной продукции»;
— 27 ноября – «круглый стол» на тему «О практике использования модельного Налогового кодекса для государств – участников СНГ при совершенствовании законодательства Российской Федерации»;
— 12 декабря – «круглый стол» на тему «Государственные меры стимулирования развития малого и среднего предпринимательства как дополнительные источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации» в Московской области, совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике;
— 18 декабря – «круглый стол» на тему «Развитие цифровых технологий в финансовом секторе экономики: первые итоги»;
— 19 декабря – семинар-совещание «Об итогах взимания курортного сбора на территориях проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры».
В качестве соисполнителя комитет принял участие в следующих мероприятий в соответствии с планом мероприятий Совета Федерации:
— 28 ноября – парламентские слушания «Проблемы развития Нечерноземья и возрождение льноводства в Российской Федерации», организованные Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
— 17 декабря – совещание «О деятельности единого института развития в жилищной сфере по развитию ипотечного жилищного кредитования в целях реализации национального проекта „Жилье и городская среда“, организованное Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Также комитетом были проведены следующие внеплановые совещания и заседания рабочих групп, экспертных советов, в том числе, мероприятия, связанные с выполнением поручений Совета Федерации и руководства Совета Федерации:
— 22 января – совещание с обсуждением подходов к регулированию рынка электронных сигарет.
— 23, 28 и 30 января – совещания по вопросам налогообложения драгоценных металлов и драгоценных камней.
— 31 января – рабочее совещание по вопросу маркировки табачной продукции средствами идентификации (с участием представителей Министерства финансов Российской Федерации).
— 4 и 14 февраля – рабочие совещания по вопросу совершенствования законодательного регулирования рынка алкогольной продукции.
— 5 февраля – совещание по вопросам налогообложения драгоценных металлов и драгоценных камней.
— 6 февраля – рабочее совещание, посвященное Дням Ульяновской области в Совете Федерации.
— 15 февраля – совещание по вопросам изменения порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении федерального бюджета и предоставления в Федеральное Собрание Российской Федерации проекта соответствующего федерального закона.
— 21 февраля – совещание по организации проекта международной цифровой продовольственной биржи.
— 11 марта — совещание «Об особенности заключения с высокодотационными регионами соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации (на примере Чеченской Республики)».
— 12 марта в рамках реализации поручения Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко в комитете проведено совещание по вопросу реализации механизма возврата вкладов, открытых в ПАО «Сбербанк России» (Украина) и в АО «ВТБ БАНК» (Украина), гражданам, проживающим на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
— 13 марта – рабочее совещание по вопросам налогообложения драгоценных металлов и драгоценных камней.
— 26 апреля комитетом – совещание «О легализации табака кальянного на российском рынке».
— 29 мая – совещание по вопросу подготовки к проведению расширенного заседания комитета в рамках Дней Красноярского края в Совете Федерации на тему «Влияние изменений федерального законодательства на формирование бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края)».
— 30 мая – совещание по вопросу реализации рекомендаций Министерству просвещения Российской Федерации, предусмотренных постановлением Совета Федерации от 27 февраля 2019 года № 44-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Ульяновской области» по итогам проведения Дней Ульяновской области.
— 10 июня – совещание по вопросу «О предложениях по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
— 26 июня – совещание по вопросу реализации механизма возврата вкладов, открытых в ПАО «Сбербанк России» (Украина) и в АО «ВТБ БАНК» (Украина) гражданам, проживающим на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
— 26 июня, 26 сентября, 20 ноября – закрытые заседания Комиссии Совета Федерации по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
— 2 октября – совещание по вопросам: о подготовке заключения на проект федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»; о возможности распределения и доведения субъектам Российской Федерации бюджетных ассигнований на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами на очередной финансовый год и плановый период.
— 7, 11, 15, 16 октября – совещания членов трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений от Совета Федерации.
— 29 октября – совещание по вопросу «О деятельности Фонда развития промышленности».
— состоялось 10 заседаний Экспертной группы по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску.
— проведено 15 заседаний подкомитета Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам по финансовому контролю.
В январе началась подготовка к рассмотрению вопросов в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и таможенной политики Российской Федерации на 2019 год.
Одним из главных направлений деятельности комитета является работа над федеральным бюджетом. Следует отметить, что эта работа велась непрерывно: в течение всего года осуществлялся мониторинг исполнения бюджета текущего года и проводилась работа над проектом федерального бюджета на очередной финансовый год.
Так, с начала года комитет занимался формированием предложений по концепции федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов с учетом предложений всех комитетов Совета Федерации, и заслушивая мнения представителей федеральных органов исполнительной власти, выступавших на заседаниях комитета.
В дальнейшем было принято постановление Совета Федерации от 22 апреля 2019 года № 140-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», подготовленное комитетом.
Постановление Совета Федерации было направлено в Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Государственную Думу. В дальнейшем при формировании проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Правительством Российской Федерации были учтены предложения и рекомендации Совета Федерации, сформулированные в постановлении.
Проект федерального закона № 802503–7 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» был внесен в Государственную Думу 30 сентября 2019 года.
4 октября комитет организовал парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Парламентские слушания являются ежегодным мероприятием, в рамках которого Министерство финансов Российской Федерации представляет параметры проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. По сути, это первая публичная презентация федерального бюджета.
С основным докладом выступил Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации А.Г.Силуанов, который также ответил на вопросы присутствующих. В работе слушаний приняли участие: заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации Г.С.Изотова, первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации К.В.Юдаева, члены Совета Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, представители общественных организаций, а также научных кругов. Всего участвовало свыше 250 человек.
Вела парламентские слушания Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко. Работу парламентских слушаний освещали средства массовой информации, включая телевидение. Была организована прямая трансляция мероприятия в сети Интернет.
Участники слушаний говорили о сокращении в следующем году доли расходов на национальную экономику; о недостаточной результативности института государственных программ; об использовании средств Фонда национального благосостояния; о необходимости передачи на федеральный уровень полномочий по лекарственному обеспечению пациентов с орфанными заболеваниями; о передаче на федеральный уровень расходов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование пенсионеров и детей; о сбалансированности региональных бюджетов и дальнейшем реформировании межбюджетных отношений; о необходимости распространения на все регионы со следующего года специального налогового режима в виде налога на профессиональный доход.
В итоговом документе парламентских слушаний даны рекомендации Правительству Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Федеральной налоговой службе, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, комитетам Совета Федерации.
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» одобрен Советом Федерации 25 ноября 2018 года и подписан Президентом Российской Федерации 2 декабря 2019 года (№ 380-ФЗ).
19 февраля состоялся «круглый стол» на тему «Таможенное администрирование в Российской Федерации: состояние и перспективы» (совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации).
Участники «круглого стола» выразили озабоченность в связи с «пробуксовкой» процесса создания «единого окна» в Российской Федерации — технологии, основанной на однократном представлении сведений всем органам, задействованным в осуществлении таможенно-пограничного контроля ввозимых и вывозимых товаров и транспортных средств, а также решением выделить отдельно «единое окно» для экспорта.
В ходе работы «круглого стола» обозначены проблемы, препятствующие развитию института уполномоченных экономических операторов, реализации товаров через каналы «Интернет»-торговли, а также экспорту ювелирных изделий. Отмечена необходимость продолжения работы по внедрению механизмов прослеживаемости движения товаров от ввоза на территорию Российской Федерации до их реализации в целях борьбы с нелегальной продукцией и контрафактом.
По итогам мероприятия были даны рекомендации Правительству Российской Федерации, Федеральной таможенной службе.
14 марта комитет провел «круглый стол» на тему «Налоговая система Российской Федерации как инструмент развития делового климата» (совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации).
Участники мероприятия отметили следующее. Решение стоящих перед российской экономикой задач, реализация мер, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, требуют дальнейшей настройки налоговой системы, развития ее стимулирующей функции, создающей условия для инвестиционных вложений в развитие производства. Необходима компенсация выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае предоставления соответствующих налоговых льгот на федеральном уровне, выявление дополнительных источников налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах должны быть направлены на расширение налоговой базы региональных и местных бюджетов, стимулирование развития среднего и малого предпринимательства, улучшение положения налогоплательщика.
По итогам мероприятия были даны рекомендации Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
На совещании 31 мая «О государственном регулировании производства и оборота табачной продукции» обсуждались итоги реализации протокольных поручений министерствам и ведомствам, которые были даны на проведенных в 2016–2018 годах совещаниях по вопросам регулирования производства и оборота табачной продукции, а также меры по борьбе с незаконным оборотом табачной продукции.
Участниками совещания было предложено Правительству Российской Федерации рассмотреть следующие вопросы: о введении в Российской Федерации запрета розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина, жидкостей для электронных систем доставки никотина; об установлении в нормативных актах нормы выхода готовой продукции при производстве различных видов табачной продукции из соответствующего сырья; о подготовке предложений по усилению административной ответственности за оборот табачной продукции, не маркированной специальными и акцизными марками, а также по усилению уголовной ответственности за перемещение нелегальной продукции; о передаче части доходов от акцизов на табачную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации, учитывая внедрение системы мониторинга движения табачной продукции в региональном разрезе и др.
Было принято решение о продолжении работы, в том числе с учетом итогов совещания «О легализации табака кальянного на российском рынке» (апрель 2019 года) и обсуждении ее итогов в конце 2019 года.
На совещании 26 ноября по вопросу «О направлениях совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего производство и оборот табачной продукции» обсуждалось состояние рынка табачной продукции, особенности налогообложения различных видов данной продукции (сигарет, папирос, электронных систем доставки никотина, табака кальянного и т. д.), ставки акцизов, а также меры по борьбе с нелегальным оборотом и ввозом на территорию Российской Федерации табачной продукции. Участниками совещания было предложено Правительству Российской Федерации рассмотреть следующие вопросы: об установлении порядка уничтожения технологического оборудования, используемого для незаконного производства табачной продукции; о разработке нормативного правового акта, позволяющего произвести оценку фальсифицированной или находящейся в незаконном обороте табачной продукции, принятие которого позволит проводить точную оценку стоимости табачной продукции, находящейся в незаконном обороте, в целях определения наступления уголовной или административной ответственности; обратиться в Министерство внутренних дел Российской Федерации с просьбой представить в Совет Федерации аналитические данные о причинах роста числа выявленных преступлений, связанных с незаконным производством и оборотом табака и табачной продукции и др.
10 октября проведено совещание «Совершенствование государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Совещание является продолжением работы, которая ведется в Совете Федерации в соответствии с поручением Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко с 2015 года. За это время удалось добиться утверждения Правительством Российской Федерации плана мероприятий (»дорожной карты») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, роста поступлений в 2016–2017 годах акцизов на крепкоалкогольную продукцию, ликвидации нескольких нелегальных заводов по производству крепкого алкоголя и их оборудования. По инициативе членов комитета были приняты три федеральных закона, направленных на противодействие производству и обороту нелегальной алкогольной продукции, несколько законопроектов, внесенных ими же, находятся на рассмотрении в Государственной Думе. По итогам заседания Президиума Совета законодателей Российской Федерации в декабре 2018 года комитет собрал от субъектов Российской Федерации предложения по законодательному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В мае 2019 года членами комитета был внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 714648–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения требований к производству и обороту этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств). Данный законопроект уточняет требования к производству и обороту этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств, устанавливает ряд запретов и ограничений, что обусловлено необходимостью усиления контроля за их оборотом и использованием.
По итогам совещания членами комитета были подготовлены поправки в указанный проект федерального закона (в дальнейшем принятые Государственной Думой). Федеральный закон подписан Президентом Российской Федерации 27 декабря № 481-ФЗ.
24 октября комитет провел парламентские слушания «Вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Вела слушания Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко.
В рамках мероприятия освещался ряд вопросов. В частности, шла речь о поддержке инициативы по сокращению количества способов закупок в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; о необходимости упрощения и сокращения сроков закупочных процедур в сфере строительства и капитального ремонта; о необходимости сохранения действующих региональных площадок с учетом их интеграции с единой информационной системой; обсуждался вопрос о закреплении на законодательном уровне порядка проведения закупок с использованием электронных магазинов; а также об установлении ответственности банка перед участником закупки за несвоевременное блокирование денежных средств; отметили сложности в проведении конкурсов и т. д.
По итогам мероприятия были даны рекомендации Правительству Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе.
8 ноября комитет провел парламентские слушания «Развитие системы ОСАГО: индивидуализация тарифа».
По мнению участников парламентских слушаний, назрела необходимость изменения подходов к системе тарификации. Только постепенный отказ от централизованного регулирования тарифов с одновременным установлением системы гибкого ценообразования в зависимости от различных факторов риска позволит достичь цели индивидуализации страхового тарифа, установления справедливой цены полиса для каждого страхователя. Система тарифообразования в ОСАГО должна способствовать повышению безопасности дорожного движения и экономически стимулировать водителей к более дисциплинированному вождению, сохраняя при этом баланс интересов сторон. Аккуратный и дисциплинированный водитель должен платить существенно меньшую сумму за полис ОСАГО, чем водитель, который создает аварийные ситуации для участников дорожного движения.
По результатам парламентских слушаний были даны рекомендации Правительству Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Банку России.
12 декабря Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике провели «круглый стол» на тему «Государственные меры стимулирования развития малого и среднего предпринимательства как дополнительные источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации» в Московской области. Вел заседание «круглого стола» заместитель Председателя Совета Федерации Н.А.Журавлев, с приветственным словом выступил губернатор Московской области А.Ю.Воробьев. В мероприятии приняли участие руководители Минфина России, Минэкономразвития России, Минтруда России, ФНС России, представители 40 субъектов Российской Федерации, ведущих бизнес-объединений, а также предприниматели из сферы малого бизнеса.
На заседании «круглого стола» обсуждались вопросы оптимизации налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, совершенствования механизмов налогообложения в целях поддержки данной категории предпринимателей. Было предложено сохранить действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности после 1 января 2021 года, установив предельные параметры, ограничивающие право ее применения, и скорректировав перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых она может применяться. Также, по мнению участников заседания, следует разработать пакет законопроектов о распространении с 1 июля 2020 года специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» на всей территории Российской Федерации, рассмотреть возможность увеличения предельных параметров, ограничивающих право применения упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения, предоставить возможность уменьшения суммы налога по патентной системе налогообложения на сумму уплаченных страховых взносов.
По результатам мероприятия подготовлены рекомендации, которые были направлены всем заинтересованным сторонам.
В 2019 году продолжал осуществлять свою деятельность Межрегиональный банковский совет при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Так, 2 апреля на заседании совета под руководством Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко и с участием Председателя Центрального банка Российской Федерации Э.С.Набиуллиной была рассмотрена тема, актуальная как для банковского сектора, так и для экономики в целом: «Стоимость банковских услуг для населения и бизнеса».
В рамках данной темы в контексте положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации обсуждались вопросы, связанные с регуляторными ограничениями по кредитованию населения, стоимостью услуг системы быстрых платежей, меры по снижению процентных ставок по ипотечным кредитам, тарифов за переводы граждан и комиссии по обслуживанию платежных карт, а также перспективы введения законодательного ограничения долговой нагрузки заемщика – физического лица.
По итогам заседания были подготовлены содержательные рекомендации в адрес Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, а также иных заинтересованных сторон.
25 декабря состоялось очередное заседание Межрегионального банковского совета «Оптимизация регуляторной нагрузки на банковский сектор».
Особое внимание в течение всего года уделялось работе сенаторов в составе трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений (далее – трехсторонняя комиссия). В течение года состоялось 6 заседаний трехсторонней комиссии в Правительстве Российской Федерации и 7 совещаний и расширенных заседаний комитета с участием членов трехсторонней комиссии от Совета Федерации.
В 2019 году спектр вопросов этой комиссии был существенно расширен. Для обеспечения более ритмичной реализации национальных проектов была предусмотрена возможность перераспределения ассигнований между национальными проектами и (или) входящими в их состав федеральными проектами без внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», но после предварительного рассмотрения трехсторонней комиссии.
Также в отчетный период усилилось ее влияние на распределение межбюджетных трансфертов регионам Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». На очередной финансовый год удалось достичь беспрецедентно максимального распределения трансфертов указанным федеральным законом – почти 94%, при этом распределение каждого трансферта было рассмотрено трехсторонней комиссии и первое их обсуждение состоялось еще до рассмотрения проекта федерального бюджета в 1-м чтении Государственной Думой.
Комитет неоднократно собирал сенаторов, входящих в состав трехсторонней комиссии от Совета Федерации, и представителей от профильных комитетов Совета Федерации для предварительного обсуждения вопросов по повесткам заседаний комиссии и выработки по ним единой позиции Совета Федерации.
Полным составом трёхсторонней комиссии с участием Государственной Думы и Правительства Российской Федерации было проведено 6 заседаний, на которые было вынесено почти 300 вопросов.
Наиболее острыми темами были вопросы о распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в целях частичной компенсации дополнительных расходов регионов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, субсидий на строительство и реконструкцию онкологических центров и др.
Также важным результатом работы этой комиссии стало распределение в 2019 году грантов за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объем которых впервые составил 50,0 млрд. рублей.
Необходимо отметить участие членов комитета в работе Правительственной комиссии по региональному развитию под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л.Мутко, в ходе которой рассматривались предложения по совершенствованию межбюджетных отношений.
В Совете Федерации был сформирован и утвержден Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2019 год. В течение года комитет ежеквартально представлял отчеты об исполнении поручений.
В соответствии с указанными поручениями комитет, провел несколько мероприятий, в частности:
— «круглый стол» на тему «Налоговая система Российской Федерации как инструмент развития делового климата» (совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации);
— совещание «Совершенствование государственной программы Российской Федерации „Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами“ с целью обеспечения финансирования национальных проектов в субъектах Российской Федерации»;
— «круглый стол» на тему «Банковское сопровождение долевого строительства: проблемы и решения».
Заместитель Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлев принял участие в 3-х заседаниях Национального финансового совета при Банке России (14 марта, 2 июля, 7 октября).
Член комитета Н.Л.Дементьева (в период исполнения обязанностей члена Совета Федерации) являлась официальным представителем Совета Федерации в Межпарламентской ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) и членом Контрольно-бюджетной комиссии МПА СНГ. В настоящее время членом Контрольно-бюджетной комиссии МПА СНГ является первый заместитель председателя комитета Е.А.Перминова.
Заместитель председателя комитета А.Н.Епишин является членом Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам.
В отчетный период подготовлены материалы к заседанию Постоянной комиссии по экономике и финансам МПА СНГ по вопросу «О проекте модельного Налогового кодекса для государств-участников СНГ, часть III „Налоговое администрирование“ (г.Санкт-Петербург, 14 марта 2019 года). С докладом выступил заместитель председателя комитета А.Н.Епишин.
21 ноября заместитель председателя комитета А.Н.Епишин принял участие в заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам в г.Санкт-Петербурге и выступил с предложением о разработке новых глав Модельного Налогового кодекса. Материалы подготовлены аппаратом комитета.
Комитет подготовил проведение «правительственных часов» на пленарных заседаниях Совета Федерации, на которых выступили:
— руководитель Федеральной налоговой службы М.В.Мишустин по вопросу «Инновационные инструменты администрирования налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований» 27 февраля 2019 года. По итогам принято постановление Совета Федерации от 13 марта 2019 года № 65-СФ «Инновационные инструменты администрирования налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований»;
— Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А.Г.Силуанов по вопросу «О реализации единого плана деятельности Правительства Российской Федерации по достижению национальных целей в области экономики» 10 июля 2019 года. По итогам принято постановление Совета Федерации от 23 июля 2019 года № 331-СФ «О реализации единого плана деятельности Правительства Российской Федерации по достижению национальных целей в области экономики»;
— директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Ю.А.Чиханчин по вопросу «О реализации Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 11 декабря 2019 года. По итогам принято постановление Совета Федерации от 23 декабря 2019 года № 665-СФ «О реализации Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Кроме того отдельно заслушивался вопрос с участием Председателя Центрального банка Российской Федерации Э.С.Набиуллиной «О деятельности Центрального банка Российской Федерации по развитию финансового рынка и внедрению современных финансовых технологий» 6 ноября 2019 года. По итогам принято постановление Совета Федерации 25 ноября 2019 года № 550-СФ «О деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по развитию финансового рынка и внедрению современных финансовых технологий».
Комитет подготовил ряд постановлений Совета Федерации в части вопросов своего ведения:
— «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» принято 22 апреля 2019 года № 140-СФ.
— «Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2018 году» 11 июня 2019 года № 206-СФ (с докладом выступил Председатель Счетной палаты Российской Федерации А.Л.Кудрин).
— «О представителях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Национальном финансовом совете» 25 ноября 2019 года № 552-СФ.
— «О внесении изменений в постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 октября 2018 года № 465-СФ „О представителях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений“ 25 ноября 2019 года № 551-СФ.
— «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по исполнению Федерального закона „О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов“ 11 декабря 2019 года № 578-СФ.
— «О представителях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений» 23 декабря 2019 года № 667-СФ.
В рамках рубрики «Время эксперта» комитет организовал выступления следующих участников:
— доктора экономических наук М.Ю.Алексеева на тему «Роль министров финансов в реализации структурных реформ в России. Исторический аспект» на 450 пленарном заседании Совета Федерации 16 января 2019 года;
— профессора кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, доктора географических наук Н.В.Зубаревич на тему «Тенденции развития российских регионов» на 470 пленарном заседании Совета Федерации 11 декабря 2019 года.
Комитет вынес на рассмотрение палаты 25 сентября 2019 года вопрос «О назначении на должность заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации». Приняты постановления Совета Федерации:
— «О назначении Изотовой Галины Сергеевны на должность заместителя Председателя Счетной палаты» от 25 сентября 2019 года № 424-СФ;
— «О назначении Батуркина Андрея Николаевича на должность аудитора Счетной палаты Российской Федерации» 25 сентября 2019 года № 425-СФ;
— «О назначении Саватюгина Алексея Львовича на должность аудитора Счетной палаты Российской Федерации» 25 сентября 2019 года № 426-СФ;
— «О назначении Савельева Олега Генриховича на должность аудитора Счетной палаты Российской Федерации» 25 сентября 2019 года № 427-СФ.
Во исполнение статьи 6 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 77‑ФЗ «О парламентском контроле» комитет в течение года анализировал информацию Правительства Российской Федерации о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами, принятыми в 2013–2018 годах. По итогам данного анализа в части вопросов ведения комитета направлялись соответствующие письма в федеральные органы исполнительной власти, которые допускали нарушение сроков принятия нормативных актов, представлялись отчеты на заседаниях Совет палаты.
В 2019 году комитет выявил 45 нормативных актов в части вопросов своего ведения, не разработанных в установленные сроки. В ведомственном разрезе они в основном относились к Минфину России и ФНС России. В ответ на обращения комитета с предложением принять меры по разработке нормативных правовых актов в кратчайшие сроки была получена ответная информация о причинах несоблюдения сроков, которые в большинстве случаев носили объективный характер.
В порядке реализации права законодательной инициативы члены комитета разработали и внесли в Государственную Думу следующие проекты федеральных законов:
— № 738437–7 «О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (24.06.2019) (члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, Г.Н.Карелова, С.Н.Рябухин, Н.А.Журавлев, С.П.Иванов, А.Н.Епишин, Е.А.Перминова, М.М.Ульбашев, А.А.Салпагаров; депутаты Государственной Думы),
— № 739187–7 «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (25.06.2019) (члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, Г.Н.Карелова, С.Н.Рябухин, Н.А.Журавлев, С.П.Иванов, А.Н.Епишин, Е.А.Перминова, М.М.Ульбашев; Депутат Государственной Думы С.В.Чижов),
— № 837124–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“ в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)“ (о расширении территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“) (15.11.2019) (депутаты Государственной Думы; члены Совета Федерации Н.А.Журавлев, М.М.Ульбашев, Е.А.Перминова, А.Н.Епишин),
— № 837128–7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (в связи с принятием Федерального закона о расширении территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход») (15.11.2019) (депутаты Государственной Думы; члены Совета Федерации Н.А.Журавлев, М.М.Ульбашев, Е.А.Перминова, А.Н.Епишин),
— № 849806–7 «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ (в части урегулирования отдельных вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидий) (02.12.2019) (депутаты Государственной Думы; член Совета Федерации А.Д.Даллакян) и др.
Проекты федеральных законов, внесенные членом Совета Федерации Н.А.Журавлевым:
— № 632702–7 «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ (о наделении Банка России дополнительными полномочиями) (24.01.2019),
— № 655479–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком — физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика» (28.02.2019) (члены Совета Федерации В.И.Матвиенко, Е.В.Бушмин, С.Н.Рябухин, Н.А.Журавлев, депутаты Государственной Думы),
— № 657361–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и иные законодательные акты Российской Федерации (в части использования и хранения электронных документов)» (01.03.2019) (член Совета Федерации Н.А.Журавлев, депутаты Государственной Думы),
— № 681486–7 «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона „О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений“ (в части уточнения одного из условий признания негосударственного пенсионного фонда соответствующим требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц) (04.04.2019),
— № 684667–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части предотвращения неправомерных действий при осуществлении микрофинансовой деятельности) (09.04.2019) (члены Совета Федерации В.И.Матвиенко, Е.В.Бушмин, С.Н.Рябухин, Н.А.Журавлев, депутаты Государственной Думы),
— № 684672–7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации „ (об освобождении от налогообложения материальной выгоды, полученной при реализации заемщиком права на получение „ипотечных каникул“) (09.04.2019) (члены Совета Федерации В.И.Матвиенко, Е.В.Бушмин, С.Н.Рябухин, Н.А.Журавлев, депутаты Государственной Думы),
— № 703816–7 «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона „Об актах гражданского состояния“ (07.05.2019),
— № 714648–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения требований к производству и обороту этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств) (21.05.2019) (члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, С.Н.Рябухин, Н.А.Журавлев, С.П.Иванов, А.Н.Епишин, Е.А.Перминова, М.М.Ульбашев, А.А.Салпагаров, Т.А.Кусайко; Депутаты Государственной Думы),
— № 841465–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ (в части финансового обеспечения лечения редких (орфанных) заболеваний) (21.11.2019) (члены Солвета Федерации Г.Н.Карелова, В.В.Рязанский, А.Г.Варфоломеев, Н.А.Журавлев, И.Н.Каграманян, К.И.Косачев, Т.А.Кусайко, С.Н.Рябухин, депутаты Государственной Думы),
— № 842224–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ (21.11.2019) и др.
24 апреля на заседании Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации был рассмотрен вопрос «О дополнительных мерах по сокращению дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню их бюджетной обеспеченности». Материалы подготовлены с участием комитета. В подготовке решения Президиума Совета законодателей Российской Федерации принял участие первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев (н/в — заместитель Председателя Совета Федерации).
25 октября на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации был рассмотрен вопрос «Правовые гарантии соблюдения законных прав и интересов должника: гармонизация правоотношений на финансовом рынке», с докладом выступил председатель комитета Н.А.Журавлев (н/в — заместитель Председателя Совета Федерации).
На заседании Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству 24 апреля выступил председатель комитета С.Н. Рябухин, а на заседании 16 декабря — заместитель председателя комитета А.Н.Епишин. Материалы для проектов решений Комиссии готовились с участием аппарата комитета.
Комитетом был подготовлен вопрос «О предложениях по совершенствованию законодательства о недвижимом имуществе в целях сохранения налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации», который обсуждался 6 декабря на ежегодном совещании Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко со статс-секретарями – заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти. С докладом выступила первый заместитель председателя комитета Е.А.Перминова.
На протяжении 2019 года члены комитета и сотрудники аппарата комитета приняли участие в следующих мероприятиях:
— 29 января председатель комитета С.Н.Рябухин принял участие в «Открытом диалоге с участием Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К.Ю.Носкова „О реализации и законодательном обеспечении национальной программы „Цифровая экономика Российской Федерации“, организованном Комитетом Совета Федерации по экономической политике.
— 11 февраля председатель комитета С.Н.Рябухин принял участие в расширенном заседании Комитета Совета Федерации по международным делам на тему «Актуальные вопросы развития международных связей субъекта Российской Федерации на примере Ульяновской области» (в рамках Дней Ульяновской области в Совете Федерации).
— 12 февраля председатель комитета С.Н.Рябухин принял участие в расширенном заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему «Повышение эффективности территориального общественного самоуправления (на примере Ульяновской области)» (в рамках Дней Ульяновской области в Совете Федерации).
— 12 февраля председатель комитета С.Н.Рябухин принял участие в расширенном заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на тему «Развитие агропромышленного комплекса и обеспечение рационального природопользования в Ульяновской области» (в рамках Дней Ульяновской области в Совете Федерации).
— 12 февраля председатель комитета С.Н.Рябухин принял участие в расширенном заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике на тему «О повышении инвестиционной привлекательности Ульяновской области и улучшении делового и предпринимательского климата» (в рамках Дней Ульяновской области в Совете Федерации).
— 13 февраля в рамках Дней Ульяновской области в Совете Федерации состоялась встреча Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко с губернатором Ульяновской области С.И.Морозовым, председателем Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н.Рябухиным (представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области), В.Б.Харловым (представитель от исполнительного органа государственной власти Ульяновской области).
— 19 февраля, 22 мая, 19 июня, 18 сентября, 8 октября, 15 ноября члены комитета, руководство аппарата комитета приняли участие в заседании трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений.
— 28 февраля председатель комитета С.Н.Рябухин принял участие в заседании Временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации на тему «Предварительные результаты первого этапа перехода на цифровое вещание».
— 19 марта председатель комитета С.Н.Рябухин принял участие в заседании расширенной Коллегии Федерального казначейства.
— 26 марта председатель комитета С.Н.Рябухин, заместитель руководителя аппарата комитета В.П.Корнеева приняли участие в расширенном заседании коллегии Министерства финансов Российской Федерации.
— 28 марта председатель комитета С.Н.Рябухин, руководитель аппарата комитета Ю.В.Проскурякова приняли участие в совещании, организованном Счетной палатой Российской Федерации, по вопросам изменения сроков представления годового отчета об исполнении федерального бюджета.
— 3 апреля первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев (н/в — заместитель Председателя Совета Федерации) принял участием в Биржевом форуме 2019.
— 18 апреля первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев (н/в — заместитель Председателя Совета Федерации) принял участие в Московском Бизнес-форуме SWIFT 2019.
— 12 – 16 мая в соответствии с Планом межпарламентского сотрудничества Совета Федерации на 2019 год состоялся визит Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в Республику Корея (г.Сеул).
21 мая первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев (н/в — заместитель Председателя Совета Федерации) принял участие в конференции «Российский фондовый рынок 2019».
— 23 мая председатель комитета С.Н.Рябухин, руководитель аппарата комитета Ю.В.Проскурякова приняли участие в заседании Коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации.
— 28 мая председатель комитета С.Н.Рябухин принял участие во встрече Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко с Председателем Национального собрания Республики Корея Мун Хи Саном.
— 5 июня председатель комитета С.Н.Рябухин принял участие в XII Международном салоне средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность – 2019».
— 5 июня председатель комитета С.Н.Рябухин принял участие в торжественном собрании, посвященном Дню эколога и всемирному дню охраны окружающей среды.
— 17 июня председатель комитета С.Н.Рябухин принял участие в совещании «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения новых условий уплаты налога на добавленную стоимость для плательщиков единого сельскохозяйственного налога» для выработки согласованной позиции по данному вопросу.
— 18 июня председатель комитета С.Н.Рябухин, руководитель аппарата комитета Ю.В.Проскурякова приняли участие в заседании Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
— 19 июня председатель комитета С.Н.Рябухин провел совещание с Руководителем Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка И.О.Алешиным.
— 19 июня председатель комитета С.Н.Рябухин, первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев (н/в — заместитель Председателя Совета Федерации) приняли участие в работе III Форума социальных инноваций регионов, организованном Советом Федерации и правительством Москвы.
— 26 июня состоялась встреча члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, руководителя группы по сотрудничеству Совета Федерации с Народным Собранием Республики Болгарии В.Н.Иконникова с сопредседателями группы дружбы «Болгария — Россия» Народного Собрания Республики Болгарии К.Велчевым и А.Кутевым.
— 27 июня первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев (н/в — заместитель Председателя Совета Федерации) принял участие в Международной ювелирной конференции «Современные требования регулирования ювелирной отрасли», г.Кострома.
— 3 июля первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев (н/в — заместитель Председателя Совета Федерации) принял участие в Международном финансовом конгрессе.
— 9 июля председатель комитета С.Н.Рябухин принял участие в парламентских слушаниях «О ходе решения экономических задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 „О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года“, организованных Комитетом Совета Федерации по экономической политике.
— 17 июля заместитель председателя комитета А.Н.Епишин принял участие в совещании заместителя Председателя Совета Федерации по вопросу о совершенствовании законодательства по вовлечению в оборот неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения.
— 12 сентября первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев (н/в — заместитель Председателя Совета Федерации) принял участие в XVII Международном банковском форуме «Банки России – XXI век».
— 12–13 сентября председатель комитета С.Н.Рябухин, первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев (н/в — заместитель Председателя Совета Федерации), заместитель председателя комитета Е.А.Перминова, заместитель руководителя аппарата комитета М.Л.Соколова приняли участие в Московском финансовом форуме.
— 18 сентября первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев (н/в — заместитель Председателя Совета Федерации) принял участие в Консультативном совете по вопросам развития НПС.
— 10 октября Председатель комитета Н.А.Журавлев (н/в — заместитель Председателя Совета Федерации) принял участие работе Форума инновационных финансовых технологий Finopolis 2019.
— 9 – 11 октября в составе делегации Аппарата Совета Федерации советник аппарата комитета Г.О.Брицкий посетил г.Цхинвал с целью стажировки в Парламенте Республики Южная Осетия.
— 5, 6 декабря заместитель председателя комитета А.Н.Епишин принял участие в составе делегации Совета Федерации в заседании Комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы по вопросам равенства и недопущения дискриминации и Комиссии ПАСЕ по культуре, науке, образованию и СМИ.
— 12 декабря член комитета В.Н.Иконников возглавил совместное заседание группы по сотрудничеству Совета Федерации с Народным Собранием Республики Болгарии и группы дружбы «Болгария — Россия» в Народном Собрании Республики Болгарии в формате видеоконференции.
Также в течение всего 2019 года члены комитета и сотрудники аппарата комитета принимали участие в закрытых заседаниях Комиссии Государственной Думы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
В отчетном периоде комитет занимался обеспечением деятельности Комиссии Совета Федерации по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Сопредседателем данной комиссии является первый заместитель председателя комитета С.П.Иванов. В отчетный период состоялось 3 заседания комиссии.
При комитете действуют следующие структурные образования:
— подкомитет по финансовому контролю. Возглавляет подкомитет первый заместитель председателя комитета С.П.Иванов, который является полномочным представителем Совета Федерации в Счетной палате Российской Федерации. В течение отчетного периода постоянно проходили заседания подкомитета по финансовому контролю, на которых рассматривались итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации. По результатам рассмотрения формировались рекомендации проверяемым организациям по исправлению выявленных нарушений и недостатков. Решения подкомитета направлялись в федеральные органы исполнительной власти. Фактически по каждому решению были получены конструктивные ответы заинтересованных сторон;
— экспертная группа Экспертно-консультативного совета по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску. Возглавляет Экспертную группу заместитель председателя некоммерческого партнерства Национальный совет финансового рынка А.Е.Наумов. В 2019 году было проведено 10 заседаний экспертной группы, в которых приняли участие представители финансовых и иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, а также профильных государственных органов: Банка России, Минфина России, ФНС России и др.;
— Координационный совет по финансовому контролю отраслей инфраструктурного комплекса при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам – продолжает свою деятельность в рабочем порядке.
Работа комитета в отчетном периоде строилась в тесном и эффективном взаимодействии с профильными комитетами Государственной Думы по вопросам совместной работы над законопроектами. Члены комитета и сотрудники аппарата комитета принимали участие в заседаниях подкомитетов и комитетов, «круглых столов» и парламентских слушаниях, проводимых в Государственной Думе.
За указанный период в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в комитете было рассмотрено 275 обращений граждан. Ответы были даны в установленные действующим законодательством сроки.
В течение 2019 года комитет обеспечивал работу по подготовке и размещению отзывов комитета на проекты законодательных инициатив субъектов Российской Федерации в подсистеме «Эксперт» в базе СОЗД.
Аппаратом комитета проводилась работа по обеспечению и размещению информации на сайтах комитета в сети «Интранет» и «Интернет», а также на мобильные устройства членов Совета Федерации.