Планы и отчеты

Отчет о работе Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам за 2018 год

Отчет о работе Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам за 2018 год

Работа Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в отчетный период строилась исходя из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю (осеннюю) сессии 2018 года (далее – план мероприятий Совета Федерации), плана работы Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на 2018 год, планов текущей работы комитета, вопросов, отнесенных к ведению комитета.

В соответствии со своими полномочиями комитет рассматривал федеральные законы, принятые Государственной Думой и переданные на рассмотрение Совета Федерации. За отчетный период комитет подготовил к рассмотрению на заседаниях Совета Федерации 129 федеральных законов, принятых Государственной Думой, по которым являлся ответственным за сопровождение в Совете Федерации, 98 федеральных законов, принятых Государственной Думой, по которым комитет являлся соисполнителем. По вопросам своего ведения комитет регулярно проводил экспертизу законопроектов, принятых Государственной Думой в первом чтении, а также законопроектов, рассмотренных Советом Государственной Думы и перед первым чтением направленных в Совет Федерации.

В 2018 году состоялось 30 заседаний комитета.

В рамках дней субъектов Российской Федерации в Совете Федерации комитет провел несколько расширенных заседаний комитета по следующим вопросам:

29 января — «Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Республики Бурятия»,

26 февраля — «О проблемах сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Республики Мордовия)»,

19 марта — «Актуальные вопросы сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Забайкальского края)»,

16 апреля — «Об отдельных вопросах обеспечения сбалансированности бюджетов регионов Крайнего Севера и Арктической зоны Российской Федерации (на примере Мурманской области)»,

25 июня — «Актуальные вопросы межбюджетных отношений и их влияние на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Ярославской области)»,

22 октября — «Влияние изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Пермского края)»,

3 декабря — «Актуальные вопросы обеспечения сбалансированности региональных бюджетов (на примере Республики Марий Эл)»,

10 декабря — «Актуальные вопросы сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (на примере Республики Татарстан)».

В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации на весеннюю (осеннюю) сессии 2018 года и планом мероприятий, посвященных 25-летию Совета Федерации, комитет обеспечил подготовку и проведение следующих мероприятий:

— 26 февраля и 16 октября — заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

— 1 марта — «круглый стол» на тему «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

— 20 марта — «круглый стол» на тему «О совершенствовании законодательства в сфере защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности»;

— 22 марта — семинар-совещание «Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» совместно с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации;

— 17 апреля — «круглый стол» на тему «О правовом регулировании деятельности физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя»;

— 24 мая — совещание «Нормативно-правовое регулирование персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования»;

— 30 мая — совещание по вопросам финансового обеспечения реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях;

— 19 июня — «круглый стол» на тему «Влияние внедрения модельного бюджета на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации»;

— 21 июня — «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы применения контрольно-кассовой техники с фискальными накопителями»;

— 18 июля — «круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»;

— 24 сентября — парламентские слушания «Актуальные вопросы совершенствования регулирования в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

— 8 октября — парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»;

— 22 октября — «круглый стол» на тему «Развитие электронной торговли в сфере регламентированных закупок»;

— 15 ноября — «круглый стол» на тему «О финансовом обеспечении региональных дорожных фондов в 2018–2021 годах»;

— 22 ноября — «круглый стол» на тему «О проблемах кадастровой оценки объектов недвижимости»

— 4 декабря — «круглого стола» на тему «Развитие системы жилищного ипотечного кредитования в Российской Федерации»;

— 7 декабря — «круглый стол» на тему «Создание и развитие многоуровневой банковской системы в субъектах Российской Федерации»;

— 24 декабря — «круглый стол» на тему «Финансовое обеспечение реализации национальных проектов» совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Комитетом Совета Федерации по экономической политике.

В качестве соисполнителя комитет принял участие в организации и проведении следующих мероприятий в соответствии с планом мероприятий Совета Федерации:

— 20 февраля с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера — «круглый стол» на тему «Проблемы развития инфраструктуры в моногородах»;

— 23 марта с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству — «круглый стол» на тему «Гарантии адвокатской деятельности: профессиональный и социальный аспекты»;

— 18 декабря с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера — «круглый стол» на тему «Состояние и пути повышения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».

Также комитетом были проведены следующие внеплановые совещания и заседания рабочих групп, экспертных советов, в том числе, мероприятия, связанные с выполнением поручений Совета Федерации и руководства Совета Федерации:

— 30 января — совещание по вопросу рассмотрения проекта федерального закона № 273179–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности;

— 6 февраля — совещание по вопросам правового закрепления обязательных платежей для субъектов предпринимательской деятельности;

— 6 февраля — рабочее совещание по подготовке предложений к новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации;

— 13 февраля — совещание по вопросу оптимизации механизма рефинансирования банками ипотечных кредитов в целях снижения процентных ставок по ним для заемщиков – физических лиц;

— 15 февраля, 4 октября и 29 ноября — заседание Экспертной группы по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску;

— 30 марта — выездное рабочее совещание в Республике Коми на тему «Оценка последствий принятия федеральных законов в сфере повышения минимального размера оплаты труда на территориях субъектов Российской Федерации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;

— 30 марта — совещание «О государственном регулировании производства и оборота фармацевтической субстанции спирта этилового»;

— 4 апреля — совещание «О проблемах исполнения судебных постановлений о конфискации алкогольной продукции и оборудования»;

— 28 мая — совещание по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона „О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей“;

— 30 мая — совещание по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона „О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей“, подготовленного членами Совета Федерации;

— 13 июня — совещание по вопросу государственного регулирования деятельности и порядка налогообложения доходов самозанятых граждан;

— 14 июня — совещание по вопросам, поднятым в обращении Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, поступившего в адрес Совета Федерации;

— 18 июля — совещание по вопросу «О законодательном регулировании инициативного бюджетирования»;

— 26 сентября — закрытое заседание Комиссии Совета Федерации по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

— 25 октября — заседание рабочей группы при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам по совершенствованию законодательства в части развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации;

— 6 и 29 ноября — совещания «О государственном регулировании оборота кедрового ореха при экспортных операциях» под руководством председателя комитета С.Н.Рябухина;

— 21 марта, 6 июня, 8 ноября — совещания членов комитета, входящих в состав трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений от Совета Федерации;

— 21 ноября — заседание Комиссии Совета Федерации по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности в связи с приятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов“;

— 27 ноября — совещание по вопросу «Проблемы и пути решения вопроса доступности услуг по страхованию гражданской ответственности застройщиков в рамках реализации Федерального закона „Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“;

— 3 декабря — заседание Координационного совета по финансовому контролю отраслей инфраструктурного комплекса при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

— регулярно проводились заседания подкомитета по финансовому контролю.

В январе началась подготовка к рассмотрению вопросов в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и таможенной политики Российской Федерации на 2018 год.

Одним из главных направлений деятельности комитета является работа над федеральным бюджетом. Следует отметить, что эта работа велась непрерывно: в течение всего года осуществлялся мониторинг исполнения бюджета текущего года и проводилась работа над проектом федерального бюджета на очередной финансовый год.

Так, принято постановление Совета Федерации от 17 января 2018 года № 1-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по исполнению Федерального закона „О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов“, подготовленное комитетом.

С начала года комитет занимался формированием предложений по концепции федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов с учетом предложений всех комитетов Совета Федерации. Предложения по концепции вошли в постановление Совета Федерации от 27 июня 2018 года №237-СФ «О мерах Правительства Российской Федерации по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года», подготовленное по результатам выступления Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации А.Г.Силуанова в рамках «правительственного часа» 20 июня 2018 года.

Постановление было направлено в Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. В дальнейшем при формировании проекта федерального бюджета на 2019–2021 годы Правительством Российской Федерации было учтено большинство предложений и рекомендаций Совета Федерации, сформулированных в постановлении.

Большую работу комитет провел над проектом федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы в связи с началом реализации масштабных национальных проектов.

Проект федерального закона № 556362–7 «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» был внесен в Государственную Думу 29 сентября 2018 года.

8 октября комитет провел парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Парламентские слушания являются ежегодным мероприятием, в рамках которого Министерство финансов Российской Федерации представляет параметры проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. По сути, это первая публичная презентация федерального бюджета.

С основным докладом выступил Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А.Г.Силуанов, который также ответил на многочисленные вопросы участников слушаний. В работе слушаний также приняли участие: Председатель Счетной палаты Российской Федерации А.Л.Кудрин, первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации К.В.Юдаева, члены Совета Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, представители общественных организаций и научных кругов. Всего участвовало около 250 человек.

Вела парламентские слушания Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко. Работу парламентских слушаний освещали средства массовой информации, включая телевидение. Была организована прямая трансляция мероприятия в сети Интернет.

Проект федерального бюджета «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» сформирован на основе «базового» варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, предполагающего продление антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствие иных геополитических потрясений и экономических шоков. Надо отметить, что впервые за последние несколько лет федеральный бюджет формируется с положительным балансом (профицитом).

В непростых внешнеэкономических условиях Правительству Российской Федерации удалось достигнуть устойчивости макроэкономической ситуации, снизить зависимость государственных финансов от цен на нефть и обеспечить устойчиво низкую инфляцию.

В то же время участники парламентских слушаний отметили, что остается нерешенным целый ряд проблем, Так, остаются низкими темпы роста производительности труда и, соответственно, доходов большой части населения, недостаточный объем «длинных денег» сдерживает рост инвестиционной активности, сохраняются значительные структурные ограничения динамичного и сбалансированного развития и др.

В итоговом документе парламентских слушаний, направленном в Правительство Российской Федерации, даны рекомендации Правительству Российской Федерации, органам законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» одобрен Советом Федерации 23 ноября 2018 года и подписан Президентом Российской Федерации 29 ноября 2018 года (№ 459-ФЗ).

В отчетном периоде комитет занимался обеспечением деятельности Комиссии Совета Федерации по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Сопредседателем данной комиссии является первый заместитель председателя комитета С.П.Иванов.

1 марта комитет провел «круглый стол» на тему «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции».

В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной налоговой службы и других федеральных органов исполнительной власти, а также общественных организаций и предпринимательского сообщества.

Участники «круглого стола» отметили, что на протяжении 2016–2017 годов ситуация на рынке алкогольной продукции изменилась в лучшую сторону. Вместе с тем, существует ряд проблем, требующих решения. Так, для производства контрафактного алкоголя все чаще стала использоваться фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), оборот которой в меньшей степени контролируется государством, чем оборот спирта, произведенного из пищевого сырья. Также распространено употребление населением в качестве алкогольной продукции спиртосодержащих лекарственных препаратов.

Кроме того, вызывают обеспокоенность длительные сроки хранения изъятого технологического оборудования и изъятой алкогольной продукции с момента их помещения на специализированные площадки и до момента исполнения судебных постановлений, предусматривающих конфискацию указанного оборудования и продукции. Также вызывает озабоченность информация, содержащаяся в сети «Интренет» о дистанционной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По итогам мероприятия подготовлены рекомендации Правительству Российской Федерации.

22 марта комитет провел семинар-совещание «Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации». В семинаре-совещании приняли участие члены Совета Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, представители общественных организаций, а также научных кругов.

Участники «круглого стола» отметили, что налоговые льготы и преференции являются неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации. Их предоставление направлено на решение задач государственной политики, например, на поддержку социально незащищенных слоев населения, стимулирование отдельных видов экономической деятельности, опережающее развитие определенных территорий. Таким образом, налоговые льготы и преференции фактически являются налоговыми расходами государства и служат альтернативой прямым бюджетным расходам.

По результатам семинара-совещания были даны рекомендации Правительству Российской Федерации. В частности, было рекомендовано утвердить на федеральном уровне методику оценки эффективности налоговых льгот (разработанную Министерством финансов Российской Федерации). Во исполнение данного поручения и в целях внедрения концепции налоговых расходов и формирования на основании данной концепции системы оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) был принят Федеральный закон от 25 декабря 2018 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

Также участники «круглого стола» рекомендовали провести оценку эффективности льгот, установленных на федеральном уровне по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты; подготовить предложения по отмене неэффективных налоговых льгот и преференций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и др.

По итогам данного мероприятия аппаратом комитета было подготовлено и выпущено печатное издание, которое было направлено всем участникам «круглого стола».

 — 17 апреля комитет провел «круглый стол» на тему «О правовом регулировании деятельности физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».

Участники «круглого стола» отметили, что данные статистики ФНС России свидетельствует о низкой привлекательности и эффективности предусмотренного действующим законодательством механизма постановки на учет данной категории физических лиц. Это обстоятельство обусловлено, во многом, неопределенностью правового статуса указанных лиц, а также условий налогообложения после истечения срока освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов.

По итогам проведения «круглого стола» приняты рекомендации, которые были направлены в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу.

 — 30 мая комитет провел совещание под руководством председателя комитета С.Н. Рябухина по вопросам финансового обеспечения реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях, на котором, в том числе во исполнение протокольного поручения Совета Федерации (выписка из протокола заседания СФ от 25 октября 2017 года № 544/7) было принято решение рекомендовать Правительству Российской Федерации при внесении изменений в Федеральный закон от 5 декабря 2017 года № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», а также при формировании бюджетных проектировок федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований до 50 млрд. рублей ежегодно на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в целях перевода обучающихся из зданий школ со степенью износа 50 процентов и выше в новые здания общеобразовательных организаций.

Следует отметить, что этот вопрос поднимался еще в 2017 году.

29 ноября 2017 года Совет Федерации принял документ № 496-СФ «Об Обращении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Правительству Российской Федерации по вопросу увеличения в 2018 году бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях», подготовленный Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

Аналогичное предложение Совета Федерации к Правительству Российской Федерации по увеличению до 50 млрд. рублей бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели, содержится также в разработанных в комитете проектах соответствующих постановлений Совета Федерации (от 17 января 2018 года № 1-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по исполнению Федерального закона „О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов“ и от 27 июня 2018 года № 237-СФ „О мерах Правительства Российской Федерации по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года“).

Также необходимо отметить, что членами Совета Федерации Е.В.Бушминым, С.Н.Рябухиным, Е.А.Перминовой, М.М.Ульбашевым, В.В.Рязанским была внесена поправка ко второму чтению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», предусматривающая увеличение объёма межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в размере почти 7 млрд. рублей в целях доведения в 2019 году объёма финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на указанные цели до 50 млрд. рублей. Указанная поправка не была поддержана депутатами Государственной Думы.

Вместе с тем, в Федеральном законе от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на финансовое обеспечение реализации указанных мероприятий в субъектах Российской Федерации в 2019 году предусмотрено выделение 43,2 млрд. рублей, что значительно (примерно в полтора раза) выше уровня 2018 года (31,5 млрд. рублей) и почти соответствует запрашиваемому Советом Федерации в названном Обращении уровню (до 50 млрд. рублей).

 19 июня комитет провел «круглый стол» на тему «Влияние внедрения модельного бюджета на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации». В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также эксперты.

Основная цель «модельного бюджета» в действующей системе межбюджетных отношений — это использование расчетных расходов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Рассматривая первоначальные результаты внедрения «модельного бюджета», участники «круглого стола» отметили, что его внедрение позволило повысить в 2018 году размер дотации относительно 2016 года для 61 региона. При этом для 40 регионов этот рост превысил 30%, а для 15 из них составил даже выше 50%. Но по 10 регионам наблюдается снижение размера дотации по сравнению с 2016 годом.

При этом в сравнении с 2017 годом увеличение дотации складывается по 46 субъектам Российской Федерации, по 8 из которых формируется максимальное увеличение — 20%. При этом по 26 регионам наблюдается снижение размера дотации, а по 3 субъектам Российской Федерации это снижение выше 50% (Липецкая и Мурманская области, Пермский край).

По результатам «круглого стола» были разработаны рекомендации Правительству Российской Федерации. В частности, предложено продлить на более длительный период зачисление в федеральный бюджет суммы налога на прибыль организаций, исчисленной по ставке 3 процента, в целях последующего распределения одного процентного пункта указанного налога между бюджетами субъектов Российской Федерации. В настоящий момент зачисление продлено до 2021 года.

 — 21 июня комитет провел «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы применения контрольно-кассовой техники с фискальными накопителями».

На первоначальном этапе внедрения контрольно-кассовой техники с фискальными накопителями имелись определенные риски реализации реформы. Первый риск заключался в недостатке предложения технических средств для налогоплательщиков. Также присутствовал затратный риск в рамках покупки контрольно-кассовой техники. Второй этап реформы (с 1 июля 2018 года) предусматривал переход на онлайн-кассы организаций торговли и общественного питания на ЕНВД и патентной системе налогообложения, если в их штате были наемные работники.

Участники «круглого стола», отмечая значительную проделанную работу, рекомендуют Федеральному Собранию Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и ФНС России рассмотреть возможность законодательного обеспечения мер по освобождению от необходимости применения или смягчению режима отдельных налогоплательщиков, таких как: муниципальных учреждений культуры и музеев; мобильных передвижных специализированных магазинов по продаже хлеба; садовых некоммерческих товариществ, баз отдыха, обществ охотников и рыболовов и др.

18 июля комитет провел «круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», в котором приняли участие статс-секретарь-заместитель Министра финансов Российской Федерации Ю.И.Зубарев, заместитель Министра финансов Российской Федерации И.В.Трунин, аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.И.Штогрин, представители ФНС России и ФТС России.

Целью проекта Основных направлений являлось определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В рамках мероприятия особо активно обсуждался ряд вопросов. В частности, Советом Федерации неоднократно предлагалось централизовать закупки лекарственных препаратов для лечения редких (орфанных) заболеваний и осуществлять их за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с рекомендациями «круглого стола» в рамках федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов положительно решен вопрос о передаче на федеральный уровень полномочий субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения редких (орфанных) заболеваний по 5 нозологиям.

Также в соответствии с рекомендациями «круглого стола» принято решение об увеличении с 1 января 2019 года норматива зачисления акцизов на крепкий алкоголь для бюджетов субъектов Российской Федерации с 50% до 80% с учетом поэтапного перехода в течение 5 лет на их распределение в полном объеме исходя из объемов розничной продажи алкогольной продукции, что, будет способствовать повышению заинтересованности регионов в декриминализации рынка алкогольной продукции и, соответственно, росту доходов. Принятие данного решения позволит увеличить доходы бюджетов субъектов Российской Федерации на 59,0 млрд. рублей в 2019 году, на 62,1 млрд. рублей в 2020 году и на 65,6 млрд. рублей в 2021 году.

В рекомендациях «круглого стола» была отмечена необходимость законодательного регулирования деятельности так называемых «самозанятых» граждан. Комитет добился ее решения, члены комитета Е.В. Бушмин, М.М.Ульбашев и депутаты Государственной Думы внесли три законопроекта, по которым Государственной Думой были приняты федеральные законы и 23 ноября одобрены Советом Федерации. Это – следующие федеральные законы: от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“ в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», от 27 ноября 2018 года № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 27 ноября 2018 года № 423-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Указанными федеральными законами предусматривается проведение эксперимента по установлению специального налогового режима в виде налога на профессиональный доход. Этот налоговый режим создается для самозанятых граждан и предусматривает передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность и регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.

Постановка на налоговый учет и уплата налога гражданами производится с помощью мобильного приложения, которое бесплатно устанавливается на смартфон или планшет. Эксперимент будет проводиться в течение 10 лет с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 год в 4 субъектах Российской Федерации, а его реализация позволит решить ряд проблем, сдерживающих легализацию самозанятых граждан.

 — 24 сентября комитет провел парламентские слушания «Актуальные вопросы совершенствования регулирования в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В заседании парламентских слушаний приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, общественных организаций, а также эксперты.

По мнению участников парламентских слушаний, назрела необходимость изменения подходов к системе тарификации. Только постепенный отказ от централизованного регулирования тарифов с одновременным установлением системы гибкого ценообразования в зависимости от различных факторов риска позволит достичь цели индивидуализации страхового тарифа, установления справедливой цены полиса для каждого страхователя.

По результатам парламентских слушаний даны рекомендации Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, Государственной Думе, Российскому Союзу Автостраховщиков.

 — 15 ноября комитет организовал проведение «круглого стола» на тему «О финансовом обеспечении региональных дорожных фондов в 2018–2021 годах».

В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Счетной палаты Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федерального дорожного агентства и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представители общественных организаций и эксперты (всего — более 50 человек).

Участники заседания обратили внимание на необходимость повышения финансовой устойчивости местных бюджетов и дорожных фондов бюджетов субъектов Российской Федерации и снижения избыточных обременений дорожных фондов. В частности, Правительству Российской Федерации было предложено рассмотреть возможность внесения дополнений в часть 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения автомобильных дорог регионального значения от уплаты налога на имущество.

Предлагалось принять меры к обеспечению сохранности существующей сети автомобильных дорог через совершенствование системы контроля весогабаритных параметров транспортных средств, а также выделить в отдельный трансферт финансовые ресурсы на приведение в нормативное состояние мостовых сооружений, находящихся в аварийном состоянии.

Участники заседания также отметили, что, несмотря на изменившиеся условия, необходимо принимать во внимание поручение Президента Российской Федерации от 10 мая 2017 года № Пр-912, и призвали Правительство Российской Федерации рассмотреть возможность доведения норматива зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на нефтепродукты до 100% в более ранние сроки, чем это указано в паспорте национального проекта «Безопасные и качественные дороги».

Рекомендации мероприятия направлены в Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.

 — 22 ноября проведен «круглый стол» на тему «О проблемах кадастровой оценки объектов недвижимости».

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители субъектов Российской Федерации, руководители министерств и ведомств, представители бизнес-сообщества и научных кругов.

В рамках «круглого стола» обсуждались вопросы совершенствования порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, формирования перечня объектов недвижимости и определения вида их фактического использования, качества информации в ЕГРН, порядка оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, ответственности собственников недвижимости за своевременную регистрацию, а также вопросы, связанные с организацией работы государственных бюджетных организаций.

Государственные бюджетные организации создаются в субъектах Российской Федерации с 1 января 2017 года в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости. Их работа строится на принципах единства методологии оценки с использованием методических указаний Минэкономразвития России.

Участники «круглого стола» отмечали, что в части совершенствования системы налогообложения имущества физических лиц уже приняты решения по ограничению кадастровой стоимости для целей налогообложения, и они действуют с 1 января 2017 года. Однако необходимо дальнейшее совершенствование механизмов расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости.

По результатам обсуждения подготовлены рекомендации, которые были направлены в Правительство Российской Федерации для дальнейшего совершенствования института кадастровой оценки объектов недвижимости.

— 4 декабря проведено заседание «круглого стола» на тему «Развитие системы жилищного ипотечного кредитования в Российской Федерации».

Участники «круглого стола» отметили следующее. Среди национальных целей развития, которые определены Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, предусмотрено улучшение жилищных условий не менее 5 миллионов семей ежегодно.

Вместе с тем, российская система ипотечного кредитования сталкивается с рядом проблем, которые будут затруднять выполнение поставленных задач.

Одной из проблем, сдерживающих развитие системы ипотечного кредитования в России, является низкая платежеспособность населения, которая вызвана невысоким уровнем доходов и жизни граждан.

Развитию российской системы ипотечного кредитования препятствуют и проблемы, связанные с миграционной политикой. Спрос на недвижимость, и, соответственно, на ипотечное кредитование сильнее востребован в более развитых регионах.

К частным проблемам, касающимся организации ипотечного кредитования, можно отнести монополизацию этого рынка.

Снижение в последнее время количества строительных компаний вследствие их банкротства, занимающихся возведением многоквартирных домов, приводит к отсутствию здоровой конкуренции между ними и, как следствие, к необоснованному завышению цен на недвижимость.

Еще одной проблемой, затрудняющей развитие системы ипотечного кредитования в России, является недостаточное количество социальных ипотечных программ. Существует ряд льготных ипотечных специализированных программ для таких категорий граждан, как молодые семьи, военнослужащие, работники полиции, ученые и учителя. Однако большинство из них нуждается в доработках и актуализации.

Кроме того, на практике возникают сложности при ипотечном кредитовании с использованием средств материнского (семейного) капитала, когда при рефинансировании происходит погашение ипотечного кредита, ранее предоставленного на цели приобретения жилого помещения за счет средств нового кредита, при этом законодательство не предусматривает исключений по исполнению обязанности наделения собственностью детей в имуществе, которое будет предметом залога по новому кредиту.

По итогам мероприятия подготовлены рекомендации Правительству Российской Федерации, Банку России, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

13 декабря на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации был рассмотрен вопрос «Региональные аспекты законодательного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», подготовленный комитетом. Работа по совершенствованию государственного регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, начатая в Совете Федерации в соответствии с поручением Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, ведется комитетом на протяжении нескольких лет. Комитету удалось добиться принятия плана мероприятий (»дорожной карты») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, сокращения рынка нелегального алкоголя, повышения собираемости акцизов на крепкую алкогольную продукцию.

В целях повышения эффективности противодействия нелегальному производству и обороту алкогольной продукции членами Совета Федерации было подготовлено и внесено в Государственную Думу шесть законопроектов. В июле 2017 года были приняты два федеральных закона, и еще один федеральный закон о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был принят в октябре 2018 года.

По итогам заседания Президиума Совета законодателей Российской Федерации было подготовлено решение, в котором отмечалась необходимость совершенствования экономических методов мотивации субъектов Российской Федерации и обеспечения органов государственной власти субъектов Российской Федерации всеми необходимыми правовыми инструментами по контролю и борьбе с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции. Были даны рекомендации Правительству Российской Федерации, Государственной Думе и органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особое внимание в течение всего года уделялось работе сенаторов в составе трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений (далее – трехсторонняя комиссия). Комитет регулярно собирал сенаторов, входящих в состав трехсторонней комиссии от Совета Федерации, для предварительного обсуждения вопросов, вынесенных на заседания комиссии и выработки единой позиции Совета Федерации по ним.

Всего за прошедший период состоялось 5 заседаний данной комиссии, Наиболее острыми вопросами, вынесенными на обсуждение трехсторонней комиссии, были вопросы о распределении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в целях частичной компенсации дополнительных расходов регионов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, о компенсации выпадающих в 2019 году доходов в связи с исключением движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций, а также о распределении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и др.

По результатам работы трехсторонней комиссии Правительство Российской Федерации предусмотрело в рамках изменений показателей федерального бюджета в 2018 году предоставление дотации уже в текущем году в целях компенсации выпадающих доходов в связи с исключением движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций начиная с 2019 года.

Комитетом в течение всего года было рассмотрено 165 проекта правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих распределение и правила предоставления межбюджетных трансфертов регионам, распределение которых не было утверждено федеральным законом о федеральном бюджете, из них — 83 документа были вынесены на рассмотрение трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений.

Также необходимо отметить участие членов комитета в работе Правительственной комиссии по региональному развитию, в ходе которой рассматривались предложения по совершенствованию межбюджетных отношений.

В 2018 году осуществлял свою деятельность Межрегиональный банковский совет при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В течение года было проведено два заседания совета, одно из них – под руководством Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко с участием Председателя Центрального банка Российской Федерации Э.С.Набиуллиной.

На заседаниях обсуждались актуальные для банковского сектора темы:

«Влияние современных механизмов регулирования на развитие конкуренции в банковском секторе» (26 февраля), где рассматривались вопросы, связанные с текущим состоянием конкуренции в банковском секторе, в том числе в связи с вхождением Фонда консолидации банковского сектора в капиталы крупных банков и переходом банков на универсальную или базовую лицензию;

«Обеспечение финансовой стабильности в условиях существующих рисков внешнего воздействия на банковский сектор» (16 октября), в рамках которой обсуждались вопросы, связанные с текущей ситуацией в банковском секторе и его готовностью к внешним воздействиям, а также возможные меры регуляторного характера, направленные на поддержку Банком России кредитных организаций в целях поддержания финансовой стабильности.

По итогам заседаний были подготовлены емкие рекомендации Правительству Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, а также иным заинтересованным сторонам.

Также по итогам заседания от 26 февраля 2018 года были исполнены рекомендации в части принятия в весеннюю сессию Государственной Думой:

— Федерального закона 4 июня 2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

— Федерального закона от 3 августа 2018 № 322-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего включение в систему страхования вкладов микро- и малые предприятия.

Федеральным казначейством принят нормативный акт о смягчении требований к кредитным организациям по размещению бюджетных средств (Приказ Федерального казначейства от 6 августа 2018 года № 25н «О признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 9 января 2018 года № 8н „Об установлении для кредитной организации, в которой могут размещаться на банковских депозитах средства федерального бюджета, уровня кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации“).

В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрено увеличение объема финансовой поддержки кредитования малого бизнеса. В 2019 году это будет порядка 24 млрд. рублей. И в течение 6-ти лет предусмотрен ежегодный рост почти до 194 млрд. рублей.

 27 июня 2018 года Совет Федерации принял постановление № 238-СФ «Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2017 году», подготовленное комитетом по итогам выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации А.Л. Кудрина.

 

В Совете Федерации был сформирован и утвержден Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2018 год. В течение года комитет ежеквартально представлял отчеты об исполнении поручений.

В соответствии с указанными поручениями комитет, в частности:

— провел «круглый стол» на тему «Влияние внедрения модельного бюджета на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации»;

— подготовил постановление Совета Федерации «О мерах Правительства Российской Федерации по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

— провел «круглый стол» на тему «О проблемах кадастровой оценки объектов недвижимости»;

— провел «круглый стол» на тему «О правовом регулировании деятельности физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя»;

— провел «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы применения контрольно-кассовой техники с фискальными накопителями»;

— провел «круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»;

— провел «круглый стол» «О финансовом обеспечении региональных дорожных фондов в 2018–2020 годах» совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике

— провел «круглый стол» на тему «О проблемах кадастровой оценки объектов недвижимости» и др.

Заместитель Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмин и первый заместитель председателя комитета Н.А. Журавлев являются членами Национального финансового совета при Банке России (НФС). В 2018 году сенаторы принял участие в 4-х заседаниях НФС (12 марта, 4 июня, 1 октября, 7 декабря). Первый заместитель председателя комитета Н.А. Журавлев также является членом Консультативного совета по вопросам развития Национальной платежной системы при Председателе Центрального банка Российской Федерации.

Член комитета Н.Л. Дементьева является официальным представителем Совета Федерации в Межпарламентской ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ). Заместитель председателя комитета А.Н. Епишин является членом Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам.

В отчетный период комитетом (сотрудниками аппарата) были подготовлены материалы к заседанию Постоянной комиссии по экономике и финансам МПА СНГ по вопросу «О проекте Концепции модельного Налогового кодекса для государств‑участников СНГ, часть III „Налоговое администрирование“ (г. Санкт‑Петербург, апрель 2018 года).

17–18 октября заместитель председателя комитета А.Н. Епишин представил проект части III «Налоговое администрирование» модельного Налогового кодекса государств‑участников СНГ в г. Санкт-Петербурге на заседании Постоянной комиссии по экономике и финансам МПА СНГ.

13 декабря в г.Санкт-Петербурге состоялось заседание МПА СНГ, в рамках которого проходили Межпарламентские слушания по вопросам законодательного обеспечения развития цифровой экономики в государствах‑участниках Содружества Независимых Государств. Сопредседатель слушаний – заместитель председателя комитета А.Н. Епишин.

Комитет организовал выступление на пленарном заседании Совета Федерации 18 апреля 2018 года в рамках рубрики «Время эксперта» руководителя Школы востоковедения Высшей школы экономики, доктора исторических наук, профессора А.А. Маслова на тему «Влияние российско-китайского сотрудничества на конъюнктуру мировой экономики».

Комитет подготовил проведение «правительственного часа» на пленарном заседании Совета Федерации 20 июня 2018 года, на котором выступил первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А.Г.Силуанов. По итогам было принято постановление Совета Федерации от 27 июня 2018 года № 237-СФ «О мерах Правительства Российской Федерации по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Комитет подготовил постановление Совета Федерации от 28 июля 2018 года № 340-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с одобрением Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации“.

Во исполнение статьи 6 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 77‑ФЗ «О парламентском контроле» комитет в течение года анализировал информацию Правительства Российской Федерации о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами, принятыми в 2013–2018 годах. По итогам данного анализа в части вопросов ведения комитета направлялись соответствующие письма в федеральные органы исполнительной власти, которые допускали нарушение сроков принятия нормативных актов, и ежеквартально представлялся отчет Председателю Совета Федерации В.И.Матвиенко о проделанной работе.

На заседании комитета, которое состоялось 14 мая 2018 года, была заслушана информация представителей Минфина России и ФНС России о причинах несоблюдения сроков принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами. По итогам ее обсуждения было направлено письмо в Правительство Российской Федерации.

В порядке реализации права законодательной инициативы члены комитета разработали и внесли в Государственную Думу следующие проекты федеральных законов, которые были приняты как федеральные законы:

— № 551845–7 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“ в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, М.М.Ульбашев и депутаты Государственной Думы);

— № 551846–7 «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход») (члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, М.М.Ульбашев и депутаты Государственной Думы);

— № 551847–7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход») (члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, М.М.Ульбашев и депутаты Государственной Думы);

— № 471381–7 «О внесении изменений в статьи 9 и 11 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ (о предоставлении резидентам права совершать валютные операции, связанные с исполнением и (или) прекращением договоров репо) (член Совета Федерации Н.А.Журавлев);

— № 830457–6 «О внесении изменений в статьи 219 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части предоставления льгот по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций лицам, оказавшим финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры) (члены Совета Федерации В.И.Матвиенко, Е.В.Бушмин, З.Ф.Драгункина, С.Н.Рябухин);

— № 366342–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте“ (член Совета Федерации Н.А.Журавлев);

— № 320401–7 «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части уточнения полномочий должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по составлению протоколов об административных правонарушениях) (члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, С.Н.Рябухин, В.Б.Шуба и депутаты Государственной Думы);

— № 398002–7 «О внесении изменения в статью 292 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, Н.А.Журавлев, М.М.Ульбашев);

— № 211550–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“ в части регулирования структурных облигаций» (депутаты Государственной Думы; члены Совета Федерации Н.А.Журавлев, В.В.Полетаев).

Также членами комитета были разработаны и внесены следующие законопроекты:

— № 429550–7 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона „О консолидированной финансовой отчетности“ (член Совета Федерации Н.А.Журавлев);

— № 480252–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части соблюдения режима противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения) (член Совета Федерации Н.А.Журавлев);

— № 480285–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в целях уточнения наименования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) (член Совета Федерации Н.А.Журавлев);

— № 514780–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма“ и иные законодательные акты Российской Федерации» (член Совета Федерации Н.А.Журавлев);

— № 558682–7 «О внесении изменения в статью 46.1 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ (член Совета Федерации Н.А.Журавлев);

— № 570420–7 «О внесении изменения в статью 10.4 Федерального закона „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ (член Совета Федерации А.А.Салпагаров);

— № 572458–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об инвестиционных фондах“ и иные законодательные акты Российской Федерации» (член Совета Федерации Н.А.Журавлев);

— № 605945–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части уточнения перечня информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено) (члены Совета Федерации В.И.Матвиенко, Е.В.Бушмин, А.А.Турчак, С.Н.Рябухин, Н.А.Журавлев);

— № 617867–7 «О совершении сделок с использованием электронной платформы» (член Совета Федерации Н.А.Журавлев);

— № 617880–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О совершении сделок с использованием электронной платформы“ (член Совета Федерации Н.А.Журавлев) и др.

За отчетный период членами комитета подготовлены поправки к законопроектам, принятым в первом чтении, в частности:

— № 556362–7 «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, С.Н.Рябухин, В.В.Рязанский, Е.А.Перминова, М.М.Ульбашев, А.Н.Епишин)

— № 442400–7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (об отдельных вопросах налогообложения) (члены Совета Федерации В.И.Матвиенко, Е.В.Бушмин, С.Н.Рябухин, А.Н.Епишин, А.В.Кутепов, Е.А.Перминова, М.М.Ульбашев, О.В.Мельниченко) и др.

На протяжении 2018 года члены комитета и сотрудники аппарата комитета приняли участие в следующих мероприятиях:

— 17 января участие в экспертных дискуссиях в рамках Гайдаровского форума 2018 (заместитель руководителя аппарата комитета М.Л. Соколова, ведущий советник аппарата комитета В.А. Ципко);

— 23 января выступление на экспертном обсуждении по вопросу включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации на площадке Аналитического центра «Форум» (заместитель руководителя аппарата комитета М.Л. Соколова);

— 25 января участие в VI Рождественских парламентских встречах в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений на тему «Нравственные ценности и будущее человечества» (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 25 января участие в заседании «круглого стола» на тему «Роль духовно-нравственных ценностей в формировании личности в системе образования» (в рамках VI Рождественских парламентских встреч) (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 1–2 февраля участие во встрече Ассоциации «России» с Банком России по вопросам «Регулирования ЦБ РФ деятельности коммерческих банков» (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 12 февраля, 21 марта, 11 апреля, 7 июня, 8 ноября участие в заседании трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений в Правительстве Российской Федерации (члены комитета, руководство аппарата комитета);

— 14 февраля участие в работе заседания Президиума Международной Академии менеджмента (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 15 февраля участие в работе IX Международной научно-практической конференции «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития» по теме «Вызовы цифровой экономики: Россия на фоне общемировых тенденций» (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 20 февраля участие во встрече с делегацией Мордовии в рамках дней Мордовской области в Совете Федерации (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 20–21 февраля участие в стратегической сессии «Легализация средств размещения путем внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и разработка комплекса мер по детенизации деятельности физических лиц, предоставляющих услуги временного размещения» и пленарном заседании «Механизмы государственной и финансовой поддержки субъектов туристской отрасли» VI Туристского форума «Открытый Крым», Республика Крым (заместитель руководителя аппарата комитета М.Л.Соколова);

— 27 февраля участие в Шестых Васильевских чтениях – ежегодном форуме «Общественные финансы: наука и практика» по теме «Новации бюджетного законодательства и перспективы развития финансовой системы России» (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 2 и 20 марта участие в заседании рабочей группы по вопросу «О состоянии и проблемах ипотечного кредитования военнослужащих», организованной Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности (первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев, сотрудники аппарата комитета);

— 6 марта участие в форуме Вольного экономического общества России: Абалкинских чтениях на тему «Цифровизация и национальная безопасность» (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 14 марта участие в национальной конференции «Внутренний аудит в России: инструмент повышения эффективности управления» (Институт внутренних аудиторов) (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 23 марта участие в заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе с рассмотрением вопроса «О развитии рынка жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа» (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 27 марта участие в церемонии подписания Меморандума о сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Акционерным обществом «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 27 марта участие в расширенной коллегии Министерства финансов Российской Федерации «Об итогах работы министерства за 2017 год и задачах на предстоящий период» (руководство комитета и аппарата комитета);

— 28 марта участие в итоговом заседании Коллегии Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка об итогах деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка за 2017 год и основных задачах на 2018 год (ведущий советник аппарата комитета И.А.Сапронова);

— 30 марта участие в проекте «Менеджер года», организованного Вольным экономическим обществом России (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 2 апреля участие в работе Съезда Вольного экономического общества России, г.Санкт-Петербург (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 19 апреля участие в заседании Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России (заместитель председателя комитета В.Б.Шуба (в период исполнения им обязанностей члена Совета Федерации);

— 19 апреля сотрудник аппарата комитета принял участие в работе конференции по теме «Государственная кадастровая оценка по новым правилам», проведенной Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (главный советник аппарата комитета Н.В.Калачева);

— 27 апреля, 13 декабря участие в заседании Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, Президиума Совета законодателей Российской Федерации, Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству (председатель комитета С.Н.Рябухин, руководитель аппарата комитета Ю.В. Проскурякова, заместитель руководителя аппарата комитета М.Л.Соколова);

— 29 мая участие в совещании «О мерах государственной поддержки резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа» (председатель комитета С.Н.Рябухин);

 — 29 мая участие в общем собрании Международной академии менеджмента «Менеджмент в условиях цифровой трансформации экономики и общества» (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 12 марта, 4 июня, октября, 7 декабря участие в заседании Национального финансового совета (заместитель Председателя Совета Федерации Е.В.Бушмин, первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев);

— 9 июля участие в парламентских слушаниях «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», организованных Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам (председатель комитета С.Н.Рябухин, члены комитета, сотрудники аппарата комитета);

— 25 июля участие во встрече членов Совета Федерации с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Гордеевым, Министром сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н.Патрушевым и Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д.Н.Кобылкиным (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 6–7 сентября участие в Московском Финансовом форуме – 2018 (члены комитета и сотрудники аппарата комитета);

— 11 октября участие в обсуждении Коллегией Счетной палаты Российской Федерации проекта заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона № 556362–7 «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (председатель комитета С.Н.Рябухин, руководитель аппарата комитета Ю.В.Проскурякова, заместитель руководителя аппарата комитета В.П.Кореева);

— 16 октября председатель комитета С.Н.Рябухин присутствовал на выступлении Президента Арабской Республики Египет Абдельфаттаха Ас-Сиси перед членами Совета Федерации с участием представителей научно-экспертного сообщества;

— 17–18 октября заместитель председателя комитета А.Н.Епишин представлял проект части III «Налоговое администрирование» модельного Налогового кодекса государств – участников СНГ в городе Санкт-Петербурге на заседании Постоянной комиссии по экономике и финансам МПА СНГ 2018 года;

— 18 октября участие членов комитета в совещании по вопросу о состоянии финансирования строительства внешней инфраструктуры в рамках инвестиционного проекта «Освоение Аргунского и Жерлового месторождений урана» (вел совещание — заместитель Председателя Совета Федерации Е.Б.Бушмин);

— 9 октября участие в Форуме «Инвестиции в регионы – инвестиции в будущее» (организовано РФПИ) (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 10 октября участие в специальном проекте «Третья сторона медали» «Каким будет бюджет 2019» (»Парламентская газета») (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 17 октября участие в работе финансово-экономической конференции «Плехановский Форум: Актуальный диалог» (РЭУ им.Г.В.Плеханова) (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 24 октября участие в программе «Парламентское утро» телеканала Совета Федерации «Вместе-РФ» (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 25 октября участие в научно-практической конференции на тему «Бюджет Подмосковья: вчера, сегодня завтра» (Московская областная Дума) (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 8 ноября участие в совместном заседании Совета палаты Совета Федерации и президиума РАН (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 12 ноября участие в IV Международной научно-практической конференции: «Эпоха криптоэкономики» (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 19 ноября участие во встрече членов Совета Федерации с Министром здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцовой на тему «О национальном проекте „Здравоохранение“ (председатель комитета С.Н.Рябухин, члены комитета);

— 22 ноября участие в открытом диалоге на тему «Стратегические задачи развития транспортной инфраструктуры до 2024 года» (с участием Министра транспорта Российской Федерации Е.И.Дитриха), организованном Комитетом Совета Федерации по экономической политике (председатель комитета С.Н.Рябухин, члены комитета);

— 22 ноября участие в рассмотрении вопроса «О пилотном проекте „Модернизация систем водоподготовки малых городов Поволжья на базе модульных станций водоочистки серийного производства“ и технологическом решении „Модульная станция водоподготовки“, организованного Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (председатель комитета С.Н.Рябухин, члены комитета);

— 27 ноября участие в съемках программы «Дом Э» на тему «Бюджет России 2019: каким он будет?» (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 29 ноября участие в «круглом столе» «Молодежь в жизни, бизнесе и на работе. В чьих руках наше будущее?», организованным Международной Академией менеджмента совместно с РЭУ им.Г.В.Плеханова (председатель комитета С.Н.Рябухин);

— 13 декабря в г.Санкт-Петербурге состоялось заседание МПА СНГ, в рамках которого проходили Межпарламентские слушания по вопросам законодательного обеспечения развития цифровой экономики в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (сопредседатель слушаний — заместитель председателя комитета А.Н.Епишин).

 При комитете действуют следующие подкомитеты, экспертные советы, группы:

— подкомитет по финансовому контролю. Возглавляет подкомитет первый заместитель председателя комитета С.П.Иванов, который является полномочным представителем Совета Федерации в Счетной палате Российской Федерации. В течение отчетного периода постоянно проходили заседания подкомитета по финансовому контролю, на которых рассматривались итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации. По результатам рассмотрения формировались рекомендации проверяемым организациям по исправлению выявленных нарушений и недостатков. Решения подкомитета направлялись в федеральные органы исполнительной власти. Фактически по каждому решению были получены конструктивные ответы заинтересованных сторон;

— Экспертно-консультативный совет;

— экспертная группа Экспертно-консультативного совета по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску. Возглавляет экспертную группу первый заместитель председателя комитета Н.А.Журавлев. В 2018 году было проведено 5 заседаний экспертной группы, в которых приняли участие представители финансовых и иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, а также профильных государственных органов: Банка России, Минфина России, ФНС России и др.;

— рабочая группа по совершенствованию законодательства в части развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации. Возглавляет рабочую группу член комитета Д.А.Шатохин;

— Координационный совет по финансовому контролю отраслей инфраструктурного комплекса.

Работа комитета в отчетном периоде строилась в тесном и эффективном взаимодействии с профильными комитетами Государственной Думы по вопросам совместной работы над законопроектами. Члены комитета и сотрудники аппарата комитета принимали участие в заседаниях подкомитетов и комитетов, «круглых столов» и парламентских слушаниях, проводимых в Государственной Думе.

За указанный период в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в комитете было рассмотрено 164 обращения граждан. Ответы были даны в установленные действующим законодательством сроки.

В течение 2018 года комитет обеспечивал работу по подготовке и размещению отзывов комитета на проекты законодательных инициатив субъектов Российской Федерации в подсистеме «Эксперт» в базе СОЗД.

Аппаратом комитета проводилась работа по обеспечению и размещению информации на сайтах комитета в сети «Интранет» и «Интернет», а также на мобильные устройства членов Совета Федерации.