Отзывы на ПФЗ

Отзыв по проекту законодательной инициативы № 7–424 «О внесении изменения в статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», подготовленному Московской областной Думой

Рассмотрев проект законодательной инициативы № 7–424 «О
внесении изменения в статью 59 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации», подготовленный Московской областной Думой
(Совет законодателей Российской Федерации), комитет отмечает
следующее.
Указанным законопроектом предлагается устранить
неопределенность, которая существует в статье 59 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и касается
органов, в компетенцию которых входит принятие решения о признании
недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к
взысканию и их списании. В указанной статье определено, что при
наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах, органами, в компетенцию которых входит
принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и
штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые
органы либо по месту нахождения организации или месту жительства
физического лица, либо по месту учета налогоплательщика, плательщика
сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента. По
налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением
товаров через таможенную границу Таможенного союза, таковыми
органами являются таможенные органы.
Между тем, согласно пункту 4 статьи 59 Кодекса законами
субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований могут быть
установлены дополнительные основания признания безнадежными к
взысканию недоимки по региональным и местным налогам,
задолженности по пеням и штрафам по этим налогам. В этом случае
органы, в компетенцию которых входит принятие решения о признании
недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к
взысканию и их списании, не определены.
Указанная неопределенность законодательства устраняется
подзаконными актами. Так, в соответствии с пунктом 6 Порядка списания
недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных
безнадежными к взысканию, утвержденного приказом ФНС России от 19
августа 2010 года № ЯК-7–8/393@, установлено, что в случае принятия
законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов
представительных органов муниципальных образований, устанавливающих
дополнительные основания признания безнадежными к взысканию
недоимки, соответственно, по региональным и местным налогам,
задолженности по пеням и штрафам по этим налогам, списание
указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам производится
в соответствии с данным порядком на основании документов,
установленных вышеуказанными законами или нормативными правовыми
актами.
Рассматриваемый законопроект пытается устранить правовую
неопределенность путем внесения изменения в пункт 1 статьи 59 Кодекса.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, считая, что нормы
Кодекса должны быть прямого действия и не требовать принятия
нормативных правовых актов. Однако предлагаемая законопроектом
правовая конструкция представляется сложной и запутанной. На наш
взгляд, в пункте 2 статьи 59 Кодекса следует сделать отсылку на
обстоятельства, предусмотренные пунктом 3 указанной статьи.
В связи с вышеизложенным комитет поддерживает концепцию
проекта федерального закона № 7–424 «О внесении изменения в статью 59
части первой Налогового кодекса Российской Федерации»,
подготовленного Московской областной Думой в порядке реализации
права законодательной инициативы, с учетом указанных замечаний.