Отзывы на ПФЗ

Отзыв по проекту законодательной инициативы № 8–818 «О внесении изменений в статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации», подготовленному Законодательным Собранием Санкт- Петербурга и Законодательным Собранием Калининградской области

Рассмотрев проект законодательной инициативы № 8–818
«О внесении изменений в статью 219 Налогового кодекса Российской
Федерации» (далее — Проект), подготовленный Законодательным
Собранием Санкт-Петербурга и Законодательным Собранием
Калининградской области, комитет отмечает следующее.
Проектом предлагается расширить сферу применения социального
налогового вычета по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ)
в сумме расходов налогоплательщика на физкультурно-оздоровительные
услуги, установленному подпунктом 7 пункта 1 статьи 219 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
В соответствии с действующей редакцией НК РФ вычет
предоставляется, если указанные услуги включены в перечень видов
физкультурно-оздоровительных услуг, утверждаемый Правительством
Российской Федерации, и оказываются физкультурно-спортивными
организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими
деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного
вида деятельности и включенными в перечень физкультурно-спортивных
организаций, индивидуальных предпринимателей, формируемый
Министерством спорта Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки к Проекту, Федеральный
закон от 30 апреля 2021 года № 127-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» изменил правовой статус организаций, осуществляющих
спортивную подготовку, на организации, реализующие дополнительные
образовательные программы спортивной подготовки, в связи с чем
основным видом деятельности указанных организаций стало осуществление
образовательной деятельности.
В целях устранения возникшей коллизии Проектом предлагается
установить, что право на вычет будет также предоставляться в случае
оказания указанных услуг физкультурно-спортивными организациями,
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность
в области физической культуры и спорта в качестве одного из видов
деятельности.
Вместе с тем предлагаемые Проектом изменения представляются
не в полной мере обоснованными. Так, действующая редакция пункта 30
статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № Э29-ФЗ
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
(далее — Федеральный закон № Э29-ФЗ) содержит указание
на осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями
деятельности в области физической культуры и спорта в качестве основного
вида деятельности. Таким образом, используемые в НК РФ формулировки
полностью коррелируют с формулировками Федерального закона № 329-Ф3.
Необходимо отметить, что предоставление социальных налоговых
вычетов по НДФЛ в статье 219 НК РФ осуществляется в зависимости
от вида оказываемой услуги, что не учитывается в Проекте. В частности,
в отношении расходов на обучение в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность (в том числе реализующих дополнительные
образовательные программы спортивной подготовки), подпунктом 2 пункта
1 статьи 219 НК РФ предусмотрен социальный налоговый вычет
«на обучение». Причем принимаемые к вычету расходы на обучение детей
не суммируются с общим ограничением социального налогового вычета
по НДФЛ в размере 150 ООО рублей, предусмотренным пунктом 4 статьи 219
НК РФ, а учитываются отдельно.
Помимо этого, согласно действующей редакции Бюджетного кодекса
Российской Федерации поступления от НДФЛ зачисляются в бюджеты всех
уровней бюджетной системы Российской Федерации. Соответственно,
реализация предлагаемой Проектом меры может повлечь бюджетные потери.
Однако в финансово-экономическом обосновании не приводится
каких‑либо оценок или расчетов последствий реализации предлагаемых
изменений.
Кроме того, положения статьи 2 Проекта не в полной мере
соответствуют нормам статьи 5 НК РФ, регламентирующим порядок
вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о налогах
и сборах.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает проект
законодательной инициативы № 8–818 «О внесении изменений в статью 219
Налогового кодекса Российской Федерации».
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской
Федерации законопроекты, предусматривающие введение или отмену
налогов, освобождение от их уплаты, об изменении финансовых
обязательств государства могут быть внесены только при наличии
заключения Правительства Российской Федерации. Соответственно,
в случае принятия решения о внесении подготовленного законопроекта
в Государственную Думу потребуется получение заключения Правительства
Российской Федерации.