Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в Закон
Российской Федерации „О недрах“ и в статьи 131 и 133 Федерального закона
»О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Законопроект), внесенный
в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Д.Н. Кобылкиным,
З.З. Байгускаровым, Э.Р. Аиткуловой, Г.К. Араповым и другими, комитет по
вопросам своего ведения отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства
Российской Федерации о недрах в части финансового обеспечения выполнения
обязательств пользователей недр по рекультивации земель, нарушенных в
результате добычи золота рудного (коренного) и россыпного, а также
общераспространенных полезных ископаемых.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской
Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах» (далее — Закон о недрах),
закрепив порядок подтверждения исполнения обязательства по рекультивации
земель, нарушенных в результате пользования недрами, а также предусмотрев
обязательное финансовое обеспечение реализации мероприятий по
рекультивации земель лицами, которым предоставляется право пользования
недрами для разведки и добычи или для геологического изучения, разведки и
добычи коренного (рудного), россыпного и (или) техногенного золота, а также
право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи или
для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных
полезных ископаемых.
Закон о недрах предлагается дополнить статьей 261 «Рекультивация земель,
нарушенных в результате пользования недрами», определяющей, что не
исполненные ранее или ненадлежаще исполненные обязательства пользователей
недр по рекультивации земель сохраняются до дня их полного исполнения и
подписания актов о рекультивации земель, нарушенных в результате пользования
недрами, в том числе при прекращении или досрочном прекращении права
пользования недрами. Рекультивация земель, нарушенных в результате
пользования недрами, будет осуществляться за счет собственных средств
пользователей недр и считается завершенной после подписания акта о
рекультивации земель, порядок подписания которого будет устанавливаться
Правительством Российской Федерации.
Новой статьей 262 «Финансовое обеспечение реализации мероприятий по
рекультивации земель» Закона о недрах предусматривается, что лицами, которым
предоставляется право пользования недрами для разведки и добычи или для
геологического изучения, разведки и добычи коренного (рудного), россыпного и
(или) техногенного золота, а также право пользования участком недр местного
значения для разведки и добычи или для геологического изучения, разведки и
добычи общераспространенных полезных ископаемых, до выдачи им
соответствующей лицензии на пользование недрами осуществляется финансовое
обеспечение реализации мероприятий по рекультивации земель.
Согласно Законопроекту финансовое обеспечение реализации мероприятия
по рекультивации земель будет осуществляться лицами, которым предоставляется
право пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи
коренного (рудного), россыпного и (или) техногенного золота, право пользования
участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и
добычи общераспространенных полезных ископаемых, осуществляемых
по совмещенной лицензии.
При этом финансовое обеспечение реализации мероприятий
по рекультивации земель будет осуществляться указанными лицами в сроки,
установленные федеральным органом управления государственным фондом недр,
его территориальными органами или уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в отношении участков недр местного
значения, и до выдачи указанным лицам соответствующей лицензии
на пользование недрами.
Размер финансового обеспечения реализации мероприятий
по рекультивации земель будет определяться пользователями недр на основании
ставок среднего размера стоимости проведения рекультивационных работ и
утверждаться федеральным органом управления государственным фондом недр,
его территориальными органами или уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в отношении участков недр местного
значения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ставки среднего размера стоимости проведения рекультивационных работ
будут утверждаться Правительством Российской Федерации раз в три года за один
гектар земель по субъектам Российской Федерации для золота и видов
общераспространенных полезных ископаемых на основании данных о размере
стоимости аналогичных рекультивационных работ при пользовании недрами,
предусмотренных проектной документацией, за три года, предшествующих году
утверждения данных ставок.
Также предполагается закрепить, что подтверждением формирования
названными лицами финансового обеспечения мероприятий по рекультивации
земель будет являться безотзывная банковская гарантия уплаты денежных средств
в объеме, необходимом для финансирования мероприятий по рекультивации
земель, или выписка банка, подтверждающая создание рекультивационного
фонда для размещения денежных средств в объеме необходимом для
финансирования мероприятий по рекультивации земель.
Согласно Законопроекту рекультивационный фонд представляет собой
денежные средства, размещаемые на специальных счетах, на специальных
депозитах, а также начисляемые по специальным депозитам доходы в виде
процентов. Кредитные организации, которые будут выдавать банковские гарантии
на указанные цели и открывать специальные счета и специальные депозиты для
размещения денежных средств, должны быть определены Банком России
в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» как системно значимые, а также соответствовать
требованиям к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале,
установленным Правительством Российской Федерации.
При этом предполагается, что кредитной организацией будет открываться
специальный счет для учета и блокирования денежных средств
рекультивационного фонда до выполнения обязательств по рекультивации земель
на участке недр.
Порядок создания, использования и возврата пользователям недр денежных
средств рекультивационных фондов будет устанавливаться Правительством
Российской Федерации.
Предусматривается, что денежные средства рекультивационного фонда
возвращаются пользователю недр после выполнения обязательств
по рекультивации земель в полном объеме и подписания актов о рекультивации
земель.
В случае невыполнения обязательств пользователя недр по рекультивации
земель и прекращении права пользования недрами денежные средства
рекультивационного фонда переходят к новому пользователю недр, либо по
истечении одного года с даты прекращения права пользования недрами –
в распоряжение субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится участок недр, для организации мероприятий по рекультивации земель,
в случае если в результате добычи золота нанесен вред земельным участкам, либо
по истечении шести месяцев с даты прекращения права пользования недрами –
в распоряжение субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится соответствующий участок недр местного значения, для организации
мероприятий по рекультивации земель, в случае если в результате добычи
общераспространенных полезных ископаемых нанесен вред земельным участкам.
При этом Законопроектом исключается возможность обращения взыскания
по обязательствам владельца специального счета на денежные средства
рекультивационного фонда.
В Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» также
предлагается внести изменения, согласно которым денежные средства
рекультивационного фонда в случае признания пользователя недр банкротом
не будут включаться в конкурсную массу, а специальный счет и специальный
депозит пользователя недр, открытые для размещения денежных средств
рекультивационного фонда, не подлежат закрытию конкурсным управляющим.
По мнению комитета, положения Законопроекта, согласно которым выдача
лицензии на пользование недрами для разведки и добычи или для геологического
изучения, разведки и добычи коренного (рудного), россыпного и (или)
техногенного золота, осуществляемых по совмещенной лицензии на пользование
недрами, а также лицензии на пользование участком недр местного значения для
разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для
геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных
ископаемых допускается только после финансового обеспечения реализации
мероприятий по рекультивации земель, необходимо согласовать с положениями
части 7 статьи 9 Закона о недрах, согласно которой права и обязанности
пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии
на пользование участком недр, а при предоставлении права пользования
участком недр на условиях соглашения о разделе продукции – с даты вступления
такого соглашения в силу.
Согласно пункту 1 части 5 новой статьи 262 Закона о недрах безотзывная
банковская гарантия уплаты денежных средств в объеме необходимом для
финансирования мероприятий по рекультивации земель, выдается на срок
пользования недрами, указанный в части первой названной статьи, при этом в
названном положении не содержится указания на такой срок.
Также в Законопроекте используется термин «техногенное золото», значение
которого не раскрывается и не содержится в действующих законодательных актах.
Кроме того, установление обязанности по созданию рекультивационного
фонда до начала деятельности, связанной с пользованием недрами и, по сути, его
резервирование до завершения работ по рекультивации земель, повлечет для
пользователей недр дополнительные расходы, что может оказать негативное
влияние на финансово-экономическое состояние предприятий указанной
отрасли.
При этом в материалах к Законопроекту расчеты оценки его влияния
на финансовую нагрузку пользователей недр отсутствуют. Также не приводятся
статистические данные, свидетельствующие о том, что нормы действующего
законодательства Российской Федерации не обеспечивают исполнение
пользователями недр обязательств по рекультивации земель в рамках
предоставленных им в пользование участков недр, а также размеры причиняемого
такими пользователями ущерба. По мнению комитета, наличие таких данных
могло бы позволить более точно оценить как необходимость создания
соответствующих фондов, так и требуемые объемы их финансового наполнения.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Законопроекту
реализация его положений не потребует дополнительных расходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации
»О недрах» и в статьи 131 и 133 Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)».