Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1040449–8 «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 1040449–8 «О внесении изменения в статью 217
части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу сенаторами Российской
Федерации Е.В. Афанасьевой, В.Е. Деньгиным и депутатами Государственной
Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, А.К. Луговым и другими, и сообщает
следующее.
Законопроект разработан в целях усиления поддержки лиц, имеющих трех и
более детей, пенсионеров, а также участников специальной военной операции и
членов их семей. Для достижения заявленной цели Законопроектом предлагается
освободить их от уплаты налога на доходы физических лиц
(далее – НДФЛ) в отношении доходов в виде процентов, полученных ими
в 2025–2027 годах по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся
на территории Российской Федерации.
Комитет концептуально поддерживает необходимость совершенствования
мер государственной поддержки указанных категорий граждан. Вместе с тем
по Законопроекту имеется ряд замечаний.
Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 102-ФЗ «О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2021 года
введен новый механизм налогообложения совокупного процентного дохода
по вкладам в российских банках.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 67-ФЗ «О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации» доходы в виде процентов,
полученных в 2021 и 2022 годах по вкладам (остаткам на счетах) в банках,
находящихся на территории Российской Федерации, были полностью
освобождены от обложения НДФЛ. В связи с этим новые правила стали
применяться к доходам, полученным начиная с 1 января 2023 года,
а обязанность по уплате НДФЛ возникла только в 2024 году.
Согласно действующей редакции статьи 2142 Налогового кодекса
Российской Федерации налогооблагаемый доход подлежит уменьшению
на необлагаемый минимум, рассчитанный как произведение 1 млн рублей
и максимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской
Федерации из действовавших по состоянию на 1-е число каждого месяца
в соответствующем налоговом периоде. Таким образом, НДФЛ облагаются только
доходы, превышающие необлагаемый минимум. Причем в совокупном доходе не
учитываются проценты по вкладам, ставка по которым не превышает 1%, и по
счетам эскроу. В 2023 году максимальное значение такой
ключевой ставки составило 15%, необлагаемый минимум – 150 тыс. рублей.
В 2024 и 2025 годах максимальное значение ключевой ставки составляет 21%,
необлагаемый минимум – 210 тыс. рублей. Только полученный сверх этой суммы
совокупный процентный доход подлежит налогообложению.
Таким образом, действующая редакция Налогового кодекса Российской
Федерации уже предусматривает льготу для указанных категорий
налогоплательщиков.
Кроме того, по мнению комитета, Законопроект нуждается
в дополнительном финансово-экономическом обосновании. Так, согласно
финансово-экономическому обоснованию к Законопроекту «в соответствии
с публичными данными большинство физических лиц держат на сберегательных
счетах менее 1 млн рублей (95,2% вкладчиков)». Однако не ясно, в какую группу
вкладчиков входят налогоплательщики, на которых предполагается
распространить проектируемую льготу, и в каком соотношении. При этом
в сопроводительных материалах к Законопроекту отсутствует аналитическая
информация, позволяющая сделать вывод о необходимости внесения таких
изменений в законодательство Российской Федерации, а также провести оценку
их влияния на уровень поддержки указанных категорий граждан.
Следует также учитывать, что в соответствии с положениями Бюджетного
кодекса Российской Федерации доходы от НДФЛ в отношении доходов
в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках,
находящихся на территории Российской Федерации, полностью зачисляются
в федеральный бюджет. В связи с этим реализация Законопроекта может привести
к выпадающим доходам федерального бюджета. Однако в финансово-
экономическом обосновании отсутствует оценка данных потерь и информация
о возможных источниках их компенсации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета
Федерации по обороне и безопасности и Комитет Совета Федерации
по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению
и делам Севера не поддерживают Законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам не поддерживает проект федерального закона
№ 1040449–8 «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации».