Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1037302–8 «О внесении изменения в статью 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 1037302–8 «О внесении изменения
в статью 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
(далее – Законопроект), внесенный в Государственную Думу сенаторами
Российской Федерации Е.В. Афанасьевой, В.Е.Деньгиным и депутатами
Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, А.К. Луговым и другими,
и сообщает следующее.
Законопроект разработан в целях предоставления дополнительных льгот
физическим лицам, доходы которых не превышают полуторакратной величины
прожиточного минимума на душу населения соответствующего субъекта
Российской Федерации.
Для достижения заявленной цели Законопроектом предлагается освободить
указанную категорию граждан от уплаты государственной пошлины за выдачу
свидетельств о праве на наследство во всех случаях независимо от вида
наследственного имущества.
Комитет концептуально поддерживает необходимость совершенствования
мер государственной поддержки малоимущих категорий граждан. Вместе с тем
по Законопроекту имеется ряд замечаний.
Следует учитывать, что институт государственных нотариусов в Российской
Федерации фактически упразднен, совершение нотариальных действий
осуществляют нотариусы, занимающиеся частной практикой. Согласно
действующей редакции статей 22, 25 и 30 Основ законодательства Российской
Федерации о нотариате за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону
и по завещанию частнопрактикующим нотариусом взимается единый
нотариальный тариф, включающий федеральный и региональный тарифы.
Федеральный тариф взимается в размере, соответствующем размеру
государственной пошлины, а региональный – в размере, установленном
нотариальной палатой конкретного субъекта Российской Федерации
в соответствии с предельными размерами региональных тарифов, которые,
в свою очередь, устанавливаются Федеральной нотариальной палатой
для каждого субъекта Российской Федерации. Следовательно, предусмотренная
Законопроектом льгота будет применяться только в отношении федерального
тарифа.
Статьей 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате
определено, что источником финансирования деятельности нотариуса,
занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные
им за совершение нотариальных действий, другие финансовые поступления,
не противоречащие законодательству Российской Федерации. Таким образом,
взимаемый частнопрактикующим нотариусом единый нотариальный тариф
является источником финансирования его деятельности и образует
его налогооблагаемый доход. При этом в соответствии с действующими
редакциями Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса
Российской Федерации доходы частнопрактикующих нотариусов подлежат
обложению налогом на доходы физических лиц, который зачисляется
в федеральный, региональные и местные бюджеты. Соответственно, реализация
Законопроекта может повлечь выпадающие доходы бюджеты всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем в сопроводительных
материалах к Законопроекту отсутствует информация о возможных объемах
таких потерь и источниках их компенсации.
Помимо этого, из текста Законопроекта не ясно, за какой период
физическими лицами должны быть представлены сведения о полученном доходе.
Также требует определения перечень документов, подтверждающих этот доход.
Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с приказом
Министерства юстиции Российской Федерации от 12 сентября 2023 года № 253
«Об утверждении формулы расчета экономически обоснованного предельного
размера регионального тарифа и перечня льгот, применяемых к региональным
тарифам» в расчете размера регионального тарифа учитывается также сложность
нотариальных действий и нагрузка на нотариусов, в том числе количество
нотариальных действий. В связи с этим при резком увеличении количества
обращений в связи с упрощением указанной процедуры нотариальные палаты
могут быть вынуждены повысить тариф на указанные услуги, чтобы справится
с возрастающей нагрузкой, что негативно отразится на остальных категориях
граждан, включая тех, чьи доходы незначительно выше предусмотренного
Законопроектом размера.
Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета
Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера и Комитет Совета Федерации
по конституционному законодательству и государственному строительству
не поддерживают Законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам не поддерживает проект федерального закона
№ 1037302–8 «О внесении изменения в статью 333.38 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации» в представленной редакции.