Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1037203–8 «О внесении изменения в статью 183 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Законопроект),
внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы
С.А. Пахомовым, В.А. Кошелевым, С.В. Колуновым и другими, а также
сенаторами Российской Федерации В.В. Якушевым и А.А. Шевченко, комитет
по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в целях внедрения дополнительных механизмов,
направленных на повышение собираемости платы за капитальный ремонт
многоквартирных домов.
Законопроектом, в частности, предлагается дополнить статью 183
Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс)
отдельным положением, согласно которому функции регионального оператора
по начислению взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в
многоквартирном доме, предоставлению платежных документов таким
собственникам для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в
многоквартирном доме, взысканию задолженности по их оплате, в том числе
уплаченных пеней, от имени и в интересах регионального оператора могут быть
переданы платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему
платежей физических лиц, банковскому платежному агенту, а также лицам,
осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами на
основании договора, заключенного с региональным оператором, в случае, если
это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.
Данные изменения направлены на снижение нагрузки региональных
операторов по капитальному ремонту в части ведения работы по начислению
(сбору) взносов на капитальный ремонт, претензионно-исковой работы по
взысканию задолженности за счет передачи этих функций профессиональным
операторам по приему платежей физических лиц.
Вместе с тем предлагаемые изменения в части формирования фондов
капитального ремонта на счете регионального оператора являются в большей
степени предметом регулирования статьи 181 Жилищного кодекса, в то время
как статья 183 Жилищного кодекса регулирует вопросы учета региональным
оператором уже сформированных фондов капитального ремонта.
Также необходимо учитывать, что уплата взносов на капитальный ремонт
общего имущества в многоквартирных домах (включая пени за просрочку
оплаты) в отношении жилых помещений, находящихся в собственности
муниципальных образований (в частности, не приватизированных гражданами
жилых помещений) должна осуществляться муниципальными образованиями (в
лице юридических лиц, как правило, органов местного самоуправления
(администраций муниципальных образований)) на основании Гражданского
кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса.
Согласно части 141 статьи 155 Жилищного кодекса уплата пеней за
несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт осуществляется в том
же порядке, что и уплата самих взносов на капитальный ремонт, то есть на
специальный счет регионального оператора. В связи с этим следует рассмотреть
вопрос о возможности уплаты задолженности (включая пени) по оплате взносов
на капитальный ремонт на счета лиц, которым передаются функции взыскания
(платежных агентов, банковских платежных агентов, лиц, осуществляющим
деятельность по управлению многоквартирными домами).
Также целесообразно уточнить, что в Законопроекте понимается под
»лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными
домами», так как этими лицами в соответствии с частью 3 статьи 183 Жилищного
кодекса может являться и товарищество собственников жилья, и жилищный
кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, и
управляющая организация, тогда как согласно пояснительной записке
Законопроектом предполагается передача указанных в нем функций только
управляющим организациям, имеющим соответствующую лицензию.
В настоящее время плата за жилое помещение и коммунальные услуги
может взиматься в соответствии с частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса при
участии платежных агентов, банковских платежных агентов. Деятельность
платежных агентов и банковских платежных агентов урегулирована
соответственно Федеральным законом «О деятельности по приему платежей
физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федеральным
законом «О национальной платежной системе». С учетом этого реализация
положений Законопроекта может потребовать внесения изменений в указанные
федеральные законы в части закрепления новых полномочий и функций
платежных агентов и банковских платежных агентов, в связи с чем необходимо
установить особый порядок вступления Законопроекта в силу.
При этом необходимо учитывать, что авторами Законопроекта внесен на
рассмотрение Государственной Думы также проект федерального закона
№ 1036203–8 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса
Российской Федерации и Федеральный закон „О деятельности по приему
платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами“, которым
предлагается установить, что представитель перечисленных в части 15 статьи 155
Жилищного кодекса лиц, которым вносится плата за жилое помещение и
коммунальные услуги, действует на основании агентского договора и вправе
осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений,
взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, плату за наем,
взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы
за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом допускается оказание
указанным представителем иных услуг, определяемых агентским договором, в
том числе по осуществлению начисления платы за жилое помещение и
коммунальные услуги, пеней за несвоевременное или неполное внесение такой
платы, по формированию и представлению платежных документов для внесения
указанной платы.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Законопроекту его
принятие не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
С учетом вышеизложенного комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона „О внесении изменения в статью 183 Жилищного кодекса
Российской Федерации“.