Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменения в статью 16
Федерального закона „О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции“ (далее — законопроект),
внесенный на рассмотрение Государственной Думы Государственным Советом
Чувашской Республики, комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается исключить указание на рестораны
как на объекты общественного питания, на которые не распространяется
полномочие субъектов Российской Федерации устанавливать ограничение
времени розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг
общественного питания в объектах общественного питания, расположенных
в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях.
Согласно пояснительной записке, питейные заведения обходят
установленные региональные ограничения времени реализации алкогольной
продукции в объектах общественного питания, расположенных в жилых домах,
посредством смены вида предприятия, в частности с „буфета“ на „ресторан“,
что позволяет „любым предприятиям общественного питания, в том числе
“наливайкам», круглосуточно продавать алкогольную продукцию под видом
ресторанов». Проблема, как указано, заключается в том, что к объектам
общественного питания (к ресторанам, кафе, барам и буфетам) установлены
общие требования и классификация, которые введены для добровольного
применения.
Вместе с тем рассматриваемую проблему нецелесообразно решать
посредством внесения изменений в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года
№ 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции», поскольку в его предмет
не входят классификация и разграничение предприятий (объектов) общественного
питания. Данные вопросы регулируются законодательством о стандартизации
и техническом регулировании, документами национальной системы
стандартизации.
Также необходимо обратить внимание на то, что расширение полномочий
субъектов Российской Федерации, предусмотренное Федеральным законом
от 14 февраля 2024 года № 6-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
»О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления
(распития) алкогольной продукции», вводилось в целях борьбы с «наливайками»
в жилых домах, однако введение полного ограничения реализации алкогольной
продукции при оказании услуг общественного питания в многоквартирных жилых
домах будет стимулировать незаконный оборот такой продукции.
Вместо предлагаемого регулирования более целесообразно решать вопрос
об установлении обязательных требований к типам объектов общественного
питания.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет
Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике,
местному самоуправлению и делам Севера не поддерживают концепцию
законопроекта.
Учитывая вышеизложенное, комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона № 1036970–8 «О внесении изменения в статью 16
Федерального закона „О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции“.