Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1036072–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)“ (далее – проект федерального закона), внесенный депутатами
Государственной Думы С.М. Мироновым, А.М. Бабаковым, С.В. Кабышевым,
А.А. Кузнецовым, М.Г. Делягиными другими, комитет отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается расширить численность
состава Национального финансового совета (далее – НФС), а также установить
новый порядок изменения ключевой ставки Банка России, включая публичное
обсуждение решения по ее изменению.
В этих целях проектом федерального закона вносятся изменения в
Федеральный закон № 86-ФЗ „О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)“ (далее — Федеральный закон № 86-ФЗ), связанные с
увеличением состава численности НФС до 21 человека, из которых пятеро
направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации из числа сенаторов Российской Федерации, пятеро -
Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, пятеро -
Президентом Российской Федерации, пятеро — Правительством Российской
Федерации, в состав Совета также входит Председатель Банка России.
Обращаем внимание, что в пояснительной записке к проекту
федерального закона отсутствует обоснование необходимости увеличения
численности НФС до 21 человека, а также неэффективности деятельности
действующего состава.
В настоящее время в состав НФС, как представительного органа Банка
России, входят представители законодательной и исполнительной власти,
уполномоченные соответствующими высшими государственными органами
Российской Федерации на осуществление фактически надзорных функций за
деятельностью Банка России, не нарушая при этом его конституционных
полномочий и прав.
Увеличение численности представителей Федерального Собрания до 10
человек (по действующему законодательству 5 человек) может привести к
ситуации, когда представительство сенаторов Российской Федерации и
депутатов Государственной Думы позволит не учитывать мнение иных членов
НФС при принятии решений, поскольку в соответствии с частью седьмой
статьи 12 Федерального закона № 86-ФЗ решения НФС принимаются
большинством голосов от числа присутствующих членов при кворуме в 7
человек. Полагаем, что такое перераспределение представительства в НФС не
соответствует принципу коллективного принятия решений, предполагающему
учет интересов всех членов коллегиального органа Банка России. Соблюдение
такого принципа представляется важным, учитывая, что председатель Банка
России и члены Совета директоров Банка России назначаются Государственной
Думой.
Комитет отмечает, что действующие нормы по формированию НФС
обеспечивают оперативное и эффективное взаимодействие представителей
Федерального Собрания, федеральных органов исполнительной власти и Банка
России, а нормами статьи 5 Федерального закона № 86-ФЗ закрепляется
подотчетность Банка России Государственной Думе и устанавливается широкий
перечень форм парламентского контроля.
Также проектом федерального закона предлагается дополнить
компетенцию НФС вопросом предварительного рассмотрения проекта решения
Банка России о ключевой ставки Банка России более чем на 100 базисных
пунктов. Предусматривается, что Банк России до официальной публикации
решения будет представлять его обоснование и сценарный анализ в НФС для
проведения публичного обсуждения и голосования по нему. Результаты
рассмотрения НФС проекта решения Банка России об изменении процентной
ставки будут учитываться Банком России при принятии решения по изменению
ключевой ставки.
Отметим, что в соответствии со статьей 75 Конституции Российской
Федерации, защита и обеспечение устойчивости рубля является основной
функцией Банка России, которую он осуществляет независимо от других
органов государственной власти. Одним из основных инструментов и методов
денежно-кредитной политики Банка России, является установление
процентных ставок. Принятие решения об изменении процентных ставок
относится к компетенции Совета директоров Банка России.
Реализация положений проекта федерального закона создаст риск
необоснованного вмешательства в деятельность Банка России, а также
нарушения принципа его независимости. Помимо этого, публичное обсуждение
размера ключевой ставки до принятия официального решения Банком России
приведет к усилению волатильности на финансовых рынках и рискам
существенного снижению эффективности денежно-кредитной политики.
Отметим, что в настоящее время в Государственной Думе находится на
рассмотрении проект федерального закона № 876543–8 „О внесении изменения
в статью 12 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)“ в части изменения порядка формирования состава
Национального финансового совета и усиления парламентского контроля
деятельности финансового регулятора“, которым также предлагается увеличить
численность НФС. Комитет указанный проект не поддержал.
Комитет информирует о том, что Комитет Совета Федерации по
Регламенту и организации парламентской деятельности, являющийся
соисполнителем при рассмотрении проекта федерального закона, не
поддерживает его концепцию.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон
“О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».