Рассмотрев проект федерального конституционного закона «О внесении
изменений в отдельные федеральные конституционные законы» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской
Федерации, комитет по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Законопроект внесен с целью продления ряда временных норм,
направленных на интеграцию воссоединенных субъектов Российской Федерации
в экономическую, финансовую и правовую систему государства.
С этой целью Законопроектом предлагается внести изменения в
Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию
Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации
нового субъекта — Донецкой Народной Республики», Федеральный
конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Луганской
Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового
субъекта — Луганской Народной Республики», Федеральный конституционный
закон «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании
в составе Российской Федерации нового субъекта — Запорожской области»,
Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию
Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового
субъекта — Херсонской области».
В частности, Законопроектом с 1 января 2026 года:
- продлевается до 1 января 2028 года срок, в течение которого ограничения,
запреты и требования, связанные с замещением государственных и
муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной
службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, не
действуют на территориях воссоединенных субъектов Российской Федерации, за
исключением специально установленных случаев;
- продлевается до 1 января 2027 года срок, в течение которого Правительство
Российской Федерации устанавливает особенности составления, утверждения
проектов бюджетов воссоединенных субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов, а также исполнения указанных бюджетов и формирования бюджетной
отчетности;
- продлевается до 1 января 2027 года срок, в течение которого Российская
Федерация оказывает финансовую поддержку воссоединенным субъектам
Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Законопроектом также предлагается предоставить право лицам, которым
предоставлялись в пользование участки недр по лицензиям с целью
краткосрочного (сроком до одного года) пользования такими участками недр, и
лицам, в отношении которых имеется поручение (указание) Президента
Российской Федерации о согласии с предоставлением права пользования
участками недр, обратиться с заявками о предоставлении права пользования
такими участками недр:
- в органы государственной власти указанных субъектов Российской
Федерации — в отношении участков недр местного значения;
- в федеральный орган управления государственным фондом недр или его
территориальный орган — в отношении участков недр, не являющихся участками
недр местного значения.
Право пользования такими участками недр предоставляется указанными
органами сроком на два года без уплаты разового платежа за пользование недрами,
после чего указанный срок пользования недрами по лицензиям может быть
продлен на срок не более одного года без уплаты разового платежа за пользование
недрами по решению соответственно Правительства Российской Федерации или
высшего исполнительного органа соответствующего субъекта Российской
Федерации.
При этом право пользования участками недр, предоставленными в
пользование по лицензиям на пользование недрами, по которым на дату
вступления в силу положений Законопроекта пользователями недр не уплачен в
срок и (или) в установленном размере разовый платеж за пользование недрами,
прекращается с 1 марта 2026 года.
Законопроектом также устанавливаются особенности возникновения права
государственной или муниципальной собственности на отдельных объектах
имущества и распоряжения такими объектами в части предоставления во владение
и в пользование для проживания по договору найма специализированного жилого
помещения жилых помещений, которые имели признаки бесхозяйного имущества
и поступили в соответствии с предусмотренными Законопроектом изменениями в
собственность субъектов Российской Федерации или их муниципальных
образований, государственным служащим (лицам, замещающим должности
государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы
иных видов), включая сотрудников, замещающих должность участкового
уполномоченного полиции, а также в части возникновения в силу закона права
государственной собственности на объекты имущества, категории (перечни)
которых определяются в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации.
Согласно Законопроекту, координацию и обеспечение согласованного
осуществления функций и полномочий федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных
государственных органов, органов местного самоуправления, организаций,
осуществляющих публично значимые функции, до 31 декабря 2028 года
включительно осуществляет специальный коллегиальный орган, принимающий
обязательные для исполнения решения, полномочия которого возлагаются на
рабочую группу по реализации специального инфраструктурного проекта,
созданную Правительством Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Законопроекту
реализация его положений не окажет влияния на доходы и расходы федерального
бюджета.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального конституционного закона «О внесении изменений в отдельные
федеральные конституционные законы».