Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений
в Земельный кодекс Российской Федерации» (далее – Законопроект),
внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы
Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, А.К. Луговым, Б.А. Чернышовым и другими, а
также сенатором Российской Федерации Е.В. Афанасьевой, комитет по
вопросам своего ведения отмечает следующее.
Законопроект разработан с целью расширения перечня случаев
бесплатного предоставления государственных или муниципальных земельных
участков гражданам в собственность.
Законопроектом предлагается предоставлять на безвозмездной основе
гражданам, состоящим в браке не менее десяти лет и имеющим одного ребенка
и более, земельные участки, находящиеся в государственной или
муниципальной собственности и обеспеченные подъездными путями и
возможностью подключения к сетям инженерно-технического обеспечения,
либо иные меры социальной поддержки взамен предоставления им земельных
участков.
2
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее –
Земельный кодекс) субъекты Российской Федерации вправе определять
отдельные категории граждан, которым могут быть предоставлены земельные
участки, устанавливать условия и порядок предоставления таких земельных
участков в собственность бесплатно (пункт 7 статьи 395 Земельного кодекса), а
также перечень муниципальных образований, на территориях которых могут
быть предоставлены земельные участки в безвозмездное пользование гражданам
для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного
хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его
деятельности (подпункт 6 пункта 2 статьи 3910 Земельного кодекса). При этом
по истечении пяти лет со дня предоставления такого земельного участка
гражданин имеет право приобрести его в собственность бесплатно при условии
использования данного земельного участка в соответствии с его разрешенным
использованием.
Предлагаемое Законопроектом правовое регулирование в части
бесплатного предоставления гражданам, состоящим в браке не менее десяти лет
и имеющим одного ребенка и более, земельных участков может повлечь
оказание социальной поддержки лицам как нуждающимся, так и не
нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Законопроекту его
реализация потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации на компенсацию выпадающих доходов в связи с
безвозмездным предоставлением земельных участков, а также расходов,
связанных с оказанием содействия в обустройстве территории посредством
строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной
инфраструктур, которые должны быть учтены при формировании федерального
бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов.
При этом размеры дополнительных расходов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации не определены, соответствующие расчеты в
материалах к Законопроекту не представлены.
Комитет отмечает, что проектом федерального закона «О федеральном
бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» (№1026181-8)
подобные расходы не предусмотрены, а иные источники и порядок исполнения
соответствующих видов расходных обязательств материалами к Законопроекту
не определены, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса
Российской Федерации.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской
Федерации».