Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1012482–8 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»

Рассмотрев проект федерального закона № 1012482–8 «О внесении
изменений в статью 10 Федерального закона „О валютном регулировании и
валютном контроле“ (далее – Законопроект), внесенный А.Г. Нечаевым,
С.В. Авксентьевой, Д.А. Певцовым и другими, комитет отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, Законопроектом предлагается
запретить нерезидентам, работающим в Российской Федерации по трудовым и
гражданско-правовым договорам, осуществлять международные денежные
переводы в размере, превышающем размер оплаты труда по трудовому или
гражданско-правовому договору за полный календарный месяц.
Указанная мера, по мнению авторов Законопроекта, направлена на
повышение прозрачности денежных переводов и выведет значительную часть
доходов мигрантов в легальное поле, что приведет к росту налоговых
поступлений в бюджет.
Отмечая значимость борьбы с нелегальной миграцией и неуплатой
налогов, комитет обращает внимание, что Законопроектом данные проблемы
предлагается решать в рамках иной сферы правового регулирования, не
относящейся к миграционной политике и администрированию налогов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 года
№ 173-ФЗ „О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее –
Федеральный закон) основными принципами валютного регулирования и
валютного контроля в Российской Федерации являются, в том числе, приоритет
экономических мер в реализации государственной политики в области валютного
регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его
органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; обеспечение
государством защиты прав и экономических интересов резидентов и
нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Кроме того, Договором о Евразийском экономическом союзе (далее –
ЕАЭС) обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей
силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в
отраслях экономики, определенных данным Договором и международными
договорами в рамках ЕАЭС.
Предложенные изменения не соответствуют указанным принципам
валютного регулирования, а в случае ограничения валютных переводов граждан
государств — членов ЕАЭС противоречат Договору о ЕАЭС.
Согласно действующей редакции статьи 10 Федерального закона
нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы
иностранной валюты и валюты Российской Федерации со счетов в банках за
пределами Российской Федерации на банковские счета в уполномоченных
банках или банковских счетов в уполномоченных банках на счета в банках за
пределами Российской Федерации или в уполномоченных банках.
Следует отметить, что принятие рассматриваемых изменений повлечет за
собой не только ограничение переводов на счета в банках за пределами
Российской Федерации, но и переводов из банков за пределами Российской
Федерации на счета в уполномоченных банках, а также между счетами в
уполномоченных банках.
При этом в Законопроекте не содержится механизм подтверждения
законности приобретения денежных средств и их декларирования в случае
превышения суммы перевода над размером оплаты труда.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и
государственному строительству не поддерживает концепцию Законопроекта.
На основании изложенного комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона „О внесении изменений в статью 10 Федерального закона
“О валютном регулировании и валютном контроле».