Рассмотрев проект федерального закона «О приостановлении действия
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и об
установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации в 2026 году» (далее — Законопроект), внесенный
в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, комитет
отмечает следующее.
Законопроект направлен на создание правовых условий для организации
исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2026 году.
Предлагается продлить действие ряда установленных ранее в бюджетном
законодательстве Российской Федерации норм временного характера,
предусматривающих, в частности:
право Правительства Российской Федерации принимать решения о
предоставлении государственных кредитов, не предусмотренных программой
предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов в пределах
общего объема бюджетных ассигнований на реализацию этой программы и (или)
за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета;
продолжение работы Комиссии Федерального Собрания Российской
Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем
финансовом году и плановом периоде (далее – Комиссия) в части рассмотрения
проектов актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих
распределение и правила предоставления межбюджетных трансфертов из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
возможность предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам
субъектов Российской Федерации в случае софинансирования расходных
обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании
медицинской помощи, протезно-ортопедической помощи военнослужащим
Вооруженных Сил Российской Федерации, являющимся участниками
специальной военной операции, медицинскими организациями,
подведомственными исполнительным органам субъектов Российской Федерации,
в период проведения специальной военной операции;
возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись без
внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете с
представлением предложений о таком перераспределении Минфином России для
рассмотрения Комиссией в случаях перераспределения (увеличения)
зарезервированных бюджетных ассигнований и уменьшения расходов
федерального бюджета в случае и в пределах поступления отдельных видов
доходов на сумму уменьшения прогноза их поступления с соответствующим
уменьшением общего объема расходов федерального бюджета.
Также продлеваются отдельные нормы в части казначейского
обслуживания и казначейского сопровождения в целях повышения ликвидности
единого казначейского счета, возможности размещения средств Фонда
национального благосостояния (далее — ФНБ) в иностранной валюте и
установленных видах финансовых активов в целях финансовой поддержки
ключевых отраслей российской экономики, обеспечения государственной
корпорацией (государственной компанией) в случае безвозмездной передачи ей
активов, поступивших в федеральную собственность на основании судебных
решений, перечисления в федеральный бюджет денежных средств в размере 50 %
от рыночной стоимости переданного актива, определенной на основании отчета
независимого оценщика, в целях обеспечения соблюдения интересов казны
Российской Федерации.
При этом сохраняется право регионов и муниципальных образований в
2026 году превышать отдельные ограничения по размеру дефицита бюджета и
объему государственного (муниципального) долга на объем расходов, связанных
с реализацией указанных мероприятий. Так, в 2025 году объем государственного
долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) сможет
превысить установленный законом субъекта Российской Федерации о бюджете
субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом
представительного органа муниципального образования о местном бюджете)
верхний предел государственного долга субъекта Российской Федерации
(муниципального долга), в том числе показатели программы государственных
внутренних заимствований, на сумму, не превышающую объема бюджетных
ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и
экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и дополнительных
мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности,
включая социальную поддержку отдельных категорий граждан, а также
мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций федерального и
межрегионального характера и их последствий.
Кроме того, предлагается продлить на 2026 год норму, согласно которой в
ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в
соответствии с решениями высшего исполнительного органа субъекта
Российской Федерации (местной администрации) в сводную бюджетную роспись
бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) могут быть
внесены изменения в случае перераспределения бюджетных ассигнований,
направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с
ликвидацией чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального
характера и их последствий, без внесения изменений в закон субъекта
Российской Федерации о региональном бюджете или муниципальный правовой
акт о местном бюджете. При этом внесение изменений в сводную бюджетную
роспись бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета муниципального
образования), не являющегося в текущем финансовом году получателем дотаций
на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
(муниципальных образований), может осуществляться с превышением общего
объема расходов, утвержденных законом субъекта Российской Федерации о
бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом о
местном бюджете).
Также Законопроектом предусмотрены новые нормы, регламентирующие
особенности исполнения федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации в 2026 году.
Так, в целях оперативного перераспределения бюджетных ассигнований
федерального бюджета Законопроектом предусматривается возможность
внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без
внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в случаях:
перераспределения (увеличения) бюджетных ассигнований на цели,
определенные Правительством Российской Федерации;
уменьшения расходов федерального бюджета, осуществляемых на
основании актов Правительства Российской Федерации об использовании
резервного фонда Правительства Российской Федерации, в случае достижения
целей и результатов, установленных указанными актами, на сумму сложившейся
экономии бюджетных средств с соответствующим увеличением бюджетных
ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации;
возврата дебиторской задолженности прошлых лет по государственным
контрактам на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение)
объектов капитального строительства государственной собственности
Российской Федерации (далее – объекты), финансовое обеспечение которых
осуществлялось за счет федерального бюджета, выплат по независимым
(банковским) гарантиям, выданным в обеспечение исполнения обязательств по
таким контрактам, с соответствующим увеличением в текущем финансовом году
бюджетных ассигнований на строительство (реконструкцию, техническое
перевооружение) объектов главному распорядителю бюджетных средств,
которому предусматривались бюджетные ассигнования для оплаты таких
контрактов, для их направления на завершение строительства (реконструкции,
технического перевооружения) объектов, государственные контракты по которым
расторгнуты.
В целях оперативного направления бюджетных ассигнований на
финансовое обеспечение реализации приоритетных мероприятий наряду с
продлением на 2026 год действия положения, устанавливающего возможность
увеличения по решению Правительства Российской Федерации общего объема
расходов федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о
федеральном бюджете с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований
резервного фонда Правительства Российской Федерации в случае и в пределах
поступлений от ненефтегазовых доходов сверх объемов, учтенных в прогнозе
общего объема доходов федерального бюджета, аналогичная возможность
предусматривается в отношении увеличения общего объема федерального
бюджета в случае и пределах увеличения прогнозируемого объема
ненефтегазовых доходов, учтенного в прогнозе общего объема доходов
федерального бюджета на 2026 год, в связи с изменением Правительством
Российской Федерации прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации.
Законопроектом также предусматривается, что операции со средствами,
источниками которых являются доходы от деятельности федеральных унитарных
и казенных предприятий, осуществляются на казначейских счетах для
осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей
средств из бюджета и отражаются на соответствующих лицевых счетах для учета
операций получателя средств из бюджета, открытых указанным предприятиям в
Федеральном казначействе в порядке, установленном Федеральным
казначейством (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с
федеральными законами на иных лицевых счетах, открытых в Федеральном
казначействе, или только на счетах, открытых в кредитных организациях).
Данное положение направлено на повышение ликвидности единого
казначейского счета.
Кроме того, предлагается установить, что в случае отзыва главным
распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств
в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, срок оплаты
поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов
исполнения контракта, не должен превышать семь рабочих дней после дня
доведения до государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств,
утвержденных в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из резервного
фонда Правительства Российской Федерации, если документ о приемке
подписан в период со дня отзыва лимитов бюджетных обязательств до дня
доведения соответствующих лимитов. Данное положение направлено на
недопущение увеличения расходов федерального бюджета в связи с начислением
пеней и штрафов за нарушение сроков исполнения обязательств по
государственным контрактам.
Ряд положений, предусматриваемых Законопроектом, касается сферы
межбюджетных отношений.
Так, устанавливаются положения, регулирующие вопросы списания в 2026–
2030 годах двух третей задолженности субъектов Российской Федерации перед
Российской Федерацией по бюджетным кредитам по состоянию на 1 марта 2024
года, и целевого направления субъектом Российской Федерации
высвобождаемых в результате списания указанных двух третей задолженности
средств. При этом Законопроектом предусматривается новое положение,
согласно которому субъект Российской Федерации, уровень расчетной
бюджетной обеспеченности которого в 2024 году до выравнивания составлял от
0,65 до 0,85, вправе в дополнение к установленным направлениям использования
высвобождаемых средств направить высвобождаемые средства в виде расходов
инвестиционного характера на реализацию национальных проектов и в виде
расходов, связанных с проведением специальной военной операции.
Кроме того, предлагается предусмотреть в период 2026–2030 годов
возможность установления уровня софинансирования расходных обязательств
субъекта Российской Федерации, не превышающего 99 %, в отношении
субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых в целях
софинансирования расходных обязательств, предусматривающих индивидуально
определенные мероприятия или строительство объектов государственной
собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной
собственности), включенных в программу комплексного восстановления и
развития пострадавших территорий Белгородской, Брянской и Курской областей
(далее — Программа), а также предоставить право Правительству Российской
Федерации принимать решения по перераспределению (распределению) между
субъектами Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных
трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в
рамках реализации мероприятий Программы, без внесения изменений в
федеральный закон о федеральном бюджете.
Законопроект предусматривает возможность утверждения федеральным
законом о федеральном бюджете не распределенного между субъектами
Российской Федерации объема субсидий, субвенций и иных межбюджетных
трансфертов на 2026 год в размере не более 10 % и на 2027 и 2028 годы — не
более 15 % общего объема соответствующего межбюджетного трансферта,
которые могут быть распределены между субъектами Российской Федерации в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на те же цели
в процессе исполнения федерального бюджета без внесения изменений в
федеральный закон о федеральном бюджете.
Правительству Российской Федерации будет предоставлено право
принимать решения по перераспределению (распределению) между субъектами
Российской Федерации межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов
Российской Федерации, с внесением соответствующих изменений в соглашение
о предоставлении субсидии (иного межбюджетного трансферта), если такое
соглашение заключено.
Также предлагается предусмотреть возможность внесения изменений в
сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации в случае
увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда высшего
исполнительного органа субъекта Российской Федерации, в бюджете которого
расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за
исключением субвенций) в течение двух из трех последних лет не превышала
20 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта
Российской Федерации, за счет уменьшения бюджетных ассигнований в случае
прогнозируемого уменьшения объема публичных нормативных обязательств, при
условии их обеспечения в полном объеме.
Изменениями в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О
некоммерческих организациях» и Федеральный закон от 3 ноября 2006 года
№ 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предлагается до 1 января 2027 года
приостановить положения, установленные Федеральным законом от 24 июня
2025 года № 158-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и
предусматривающие, что финансовое обеспечение расходов на уплату налогов на
имущество бюджетных и автономных учреждений должно осуществляться путем
предоставления учреждениям субсидий на иные цели. Эти изменения
направлены на установление единообразного подхода в части сроков
применения указанных положений публично-правовыми образованиями, а также
в связи с необходимостью внесения изменений в подзаконные нормативные
правовые акты, регулирующие предоставление субсидий бюджетным и
автономным учреждениям. При этом предусматривается, что финансовое
обеспечение расходов на уплату налогов до 1 января 2027 года осуществляется в
порядке, действовавшем до вступления в силу указанного федерального закона.
Изменения в Федеральный закон от 3 ноября 2015 года № 301-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в связи с Федеральным законом „О федеральном бюджете на 2016 год“
направлены на сохранение возможности направления доходов от управления
средствами ФНБ на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета до
1 февраля 2029 года, за исключением капитализированных процентов по
договорам о размещении средств ФНБ на субординированных депозитах в
государственной корпорации развития „ВЭБ.РФ“ и кредитных организациях.
Также ряд изменений предлагается внести в Федеральный закон от
29 октября 2024 года № 367-ФЗ „О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации,
признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов
Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году“. Так, продлевается до 1
января 2029 года норма о приостановлении действия пункта 2 статьи 1794
Бюджетного кодекса Российской Федерации в части базового объема
Федерального дорожного фонда с продлением положения о применении
временного коэффициента 0,36 при его формировании на период с 1 января 2029
года по 1 января 2031 года.
При этом предлагается установить, что по 31 декабря 2025 года
включительно суммы административных штрафов, установленных Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях за
невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности,
если постановления о наложении таких штрафов вынесены по результатам
рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных
должностными лицами исполнительных органов субъектов Российской
Федерации, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации
по нормативу 100 %. Данное изменение обусловлено законодательным
продлением до конца 2025 года срока, в течение которого протоколы об
указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные
лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В сфере обязательного пенсионного и социального страхования
предлагается внести изменения в Федеральный закон от 3 октября 2018 года
№ 350-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий“, которые
направлены на продление переходного периода в части индексации страховых
пенсий с 1 января текущего года и установления стоимости одного пенсионного
коэффициента, размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по
старости и размера дополнительного повышения фиксированной выплаты к
страховой пенсии с 1 января 2026 года. Это позволит провести единую
индексацию страховых пенсий с 1 января 2026 года на 7,6 % вместо двух
индексаций (с 1 февраля 2026 года на 6,8 % и с 1 апреля 2026 года на 0,7 %).
В Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ „Об основах
обязательного социального страхования“ вносятся изменения, направленные на
установление единообразного подхода к осуществлению компенсации
выпадающих доходов бюджета Социального фонда России как по обязательному
пенсионному страхованию, так и по обязательному социальному страхованию на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Законопроект также предусматривает изменения в Федеральный закон от
13 июля 2024 года № 179-ФЗ „О ежегодной семейной выплате гражданам
Российской Федерации, имеющим двух и более детей“ в части уточнения
условий и порядка осуществления ежегодной семейной выплаты и ее размера в
целях совершенствования правового регулирования социальной поддержки
семей, имеющих детей.
Кроме того, Законопроектом предусматривается проведение в 2026 году
эксперимента по учету сведений о суммах поступивших денежных средств на
счета, вклады (депозиты), открытые в кредитных организациях. Целями
эксперимента являются разработка и внедрение алгоритма учета сведений о
суммах указанных средств при определении права граждан на ежемесячное
пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, а также оценка влияния
учета таких сведений на численность получателей данного пособия. При этом,
согласно Законопроекту, порядок проведения эксперимента, его этапы и
участники, в том числе субъекты Российской Федерации, в которых при
назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка
анализируются и (или) учитываются сведения о суммах поступивших денежных
средств на счета, вклады (депозиты), определяются Правительством Российской
Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Законопроекту,
реализация его положений не потребует дополнительных расходов федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета
Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по обороне и
безопасности, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству,
региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитет
Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному
строительству, являющиеся соисполнителями по данному Законопроекту,
поддерживают концепцию проекта федерального закона.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона „О приостановлении действия отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей
исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2026 году“.