Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1026189–8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации и о признании утратившими силу
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской
Федерации, комитет отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях совершенствований бюджетного
законодательства Российской Федерации и предусматривает внесение изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс).
Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям
Законопроектом предлагается предусмотреть право устанавливать случаи
осуществления казначейского обслуживания операций со средствами,
предоставляемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных
бюджетов) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям,
физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг.
В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О содействии
развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской
инфраструктуры и иному развитию территорий», предусматривающих
реализацию организацией по развитию туризма механизма вовлечения в
хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в федеральной
собственности, для целей содействия развитию туризма, Законопроектом
предлагается внесение изменений в Бюджетный кодекс, направленных на
определение порядка учета поступлений от агентской деятельности организации
по развитию туризма и исключение из перечня неналоговых доходов
федерального бюджета доходов от использования земельных участков и иных
объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности,
используемых организацией по развитию туризма.
Предусматривается уточнить положения Бюджетного кодекса о зачислении
сумм штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях за нарушение Правил дорожного движения,
правил эксплуатации транспортного средства и закрепить зачисление в бюджеты
субъектов Российской Федерации 100 % доходов от штрафов за нарушение
Правил дорожного движения по делам, рассмотренным судами и комиссиями по
делам несовершеннолетних на основании материалов, представленных органами
прокуратуры, исполнительными органами субъектов Российской Федерации в
рамках реализации региональных полномочий, а также рассмотренным
исполнительными органами субъектов Российской Федерации в рамках
реализации региональных полномочий.
В отношении налога на добычу полезных ископаемых предлагается
выделение калийных солей в отдельную категорию поступлений по данному
налогу, с распределением поступления доходов по указанной категории по
нормативу 83 % в федеральный бюджет и по нормативу 17 % в региональный
бюджет.
Кроме того, в условиях проектируемого существенного повышения ставок
налога на игорный бизнес с 2026 года доходы по налогу на игорный бизнес
предлагается зачислять в федеральный бюджет по нормативу 100 %, исключив
его из состава источников доходов региональных бюджетов. С учетом введения
налога на прибыль для организаций игорного бизнеса сокращения доходов
бюджетов субъектов Российской Федерации в результате указанных изменений
не предполагается.
Законопроектом предусматривается заключение соглашений о
государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве,
концессионных соглашений в государственной интегрированной
информационной системе управления общественными финансами «Электронный
бюджет» по типовым формам, утверждаемым Правительством Российской
Федерации. Данное изменение направлено на обеспечение возможности сбора и
анализа в системе «Электронный бюджет» информации об объектах соглашений,
расходных обязательствах в рамках указанных соглашений, реализации
концессионером, частным партнером обязательств по таким соглашениям.
Предлагается также наделить Минфин России полномочием по
утверждению типовых форм дополнительных соглашений к соглашениям о
предоставлении субсидий на государственное задание и субсидий на иные цели
федеральным бюджетным или автономным учреждениям, предусматривающих
внесение в них изменений или их расторжение.
Уточняются положения Бюджетного кодекса в части возможности
размещения на банковских депозитах собственных средств бюджета субъекта
Российской Федерации, не являющихся средствами бюджетных кредитов, а
также в части ограничения размещения средств бюджетных кредитов на
банковских депозитах, что направлено на обеспечение их целевого характера.
Предлагается закрепить правовые основания для установления Минфином
России порядка обращения взыскания задолженности по бюджетному кредиту на
пополнение остатка средств на едином счете бюджета и по казначейскому
инфраструктурному кредиту, в том числе расчета задолженности по ним,
включая штрафы и пени за нарушение установленного срока их возврата, в
целях исключения правовой неопределенности.
В целях адаптации параметров бюджетных правил к внешним рискам,
связанным с высокой волатильностью цен на нефть и ухудшением ценовой
конъюнктуры на экспортных рынках, предлагается корректировка размера
базовой цены на нефть, предусматривающая ее снижение с текущего значения,
составляющего 60 долларов США за один баррель на 1 доллар США, ежегодно с
2027 года до 55 долларов США за один баррель в 2030 году. При этом начиная с
2031 года предусматривается ежегодная индексация базовой цены на нефть (с
индексаций также базовой экспортной цены на газ природный) на 2 %
(действующей редакцией предусмотрена такая индексация начиная с 2027 года).
Уточняется определение реструктуризации долга иностранного государства,
иностранного юридического лица перед Российской Федерацией в части
понимаемых под реструктуризацией изменений условий исполнения платежных
обязательств, предусмотренных действующими договоренностями
(соглашениями).
Предусматриваются изменения, касающиеся размещения на едином
портале бюджетной системы Российской Федерации в сети «Интернет» не
позднее дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете в
Государственную Думу всех документов и материалов, вносимых в
Правительство Российской Федерации одновременно с указанным проектом
федерального закона в Государственную Думу, за исключением сведений,
отнесенных к государственной тайне либо носящих конфиденциальный характер.
В состав документов, вносимых в Государственную Думу одновременно с
проектом федерального закона о федеральном бюджете, Законопроектом
предусматривается включение сводного годового доклада о ходе реализации и об
оценке эффективности государственных программ Российской Федерации (далее
– сводный годовой доклад). Также предусматривается представление в
Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о
федеральном бюджете информации о предварительных итогах реализации
государственных программ Российской Федерации за текущий год.
При этом Законопроектом предлагается установить, что в Государственную
Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета
представляется предварительный сводный годовой доклад (в действующей
редакции — сводный годовой доклад).
По мнению комитета, указанные изменения нуждаются в дополнительном
обосновании и согласовании с иными нормами Бюджетного кодекса, с учетом, в
частности, положений статьи 2649 Бюджетного кодекса, согласно которым
годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в
Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой Российской
Федерации.
Изменения касаются также порядка подготовки к рассмотрению в первом
чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственной
Думой. Так, предусматривается, что при подготовке заключений на проект
федерального закона о федеральном бюджете профильные комитеты в том числе
рассматривают вопросы эффективности использования бюджетных ассигнований
и достижения целевых показателей, утвержденных в государственных программах
Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации предлагается дать право принимать
решения о распределении между субъектами Российской Федерации субсидий,
субвенций, иных межбюджетных трансфертов, источником финансового
обеспечения которых являются бюджетные ассигнования, увеличенные в
результате внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального
бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете
по указанным основаниям, с внесением соответствующих изменений в
соглашение о предоставлении субсидии (иного межбюджетного трансферта),
если такое соглашение заключено. Следует отметить, что проекты актов
Правительства Российской Федерации о распределении увеличенных бюджетных
ассигнований в соответствии с бюджетным законодательством Российской
Федерации подлежат рассмотрению трехсторонней комиссией по вопросам
межбюджетных отношений.
Законопроектом предлагается закрепить в Бюджетном кодексе на
постоянной основе возможность внесения изменений в сводную бюджетную
роспись федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного
фонда Российской Федерации) без внесения изменений в федеральный закон о
федеральном бюджете (федеральный закон о бюджете государственного
внебюджетного фонда Российской Федерации) в случае перераспределения
(увеличения) на основании решений, принимаемых в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, бюджетных ассигнований на цели,
связанные с финансовым обеспечением реализации национальных проектов.
Кроме того, закрепляется на постоянной основе возможность оперативного
перераспределения бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации для финансового обеспечения мероприятий,
осуществляемых в отдельных обстоятельствах, обусловленных возникновением
угроз безопасности Российской Федерации и (или) устойчивому
функционированию ее экономики, наступление которых определяется решением
(поручением) Президента Российской Федерации. При этом перечень таких
обстоятельств будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается также установление возможности
внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета
(бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) в
случае увеличения на основании решений, принимаемых в установленном
Правительством Российской Федерации порядке, бюджетных ассигнований на
субвенции в области оказания государственной социальной помощи в виде
набора социальных услуг, в целях реализации для граждан, в том числе
участников специальной военной операции, возможности перехода к получению
набора социальных услуг в течение финансового года.
Согласно Законопроекту, распределение субвенций бюджетам субъектов
Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период
устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете (о внесении в
него изменений), за исключением субвенций, источником финансового
обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда
Правительства Российской Федерации, бюджетные ассигнования, увеличенные в
результате внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального
бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете
по установленным Бюджетным кодексом основаниям, бюджетные ассигнования,
зарезервированные федеральным законом о федеральном бюджете.
Распределение указанных субвенций будет устанавливаться актами
Правительства Российской Федерации в процессе исполнения федерального
бюджета в текущем финансовом году, при этом уменьшение размера субвенции
бюджету субъекта Российской Федерации, установленного федеральным законом
о федеральном бюджете, не допускается.
Законопроектом предусматривается, что в случае передачи высшим
исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной
администрации), органом управления государственным внебюджетным фондом
отдельных функций, связанных с исполнением бюджета, эти функции
осуществляются Федеральным казначейством в порядке, установленном
Минфином России, и с учетом особенностей, установленных финансовым
органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования),
органом управления государственным внебюджетным фондом, без утверждения
ими порядков учета бюджетных и денежных обязательств, а также
санкционирования оплаты денежных обязательств получателей бюджетных
средств.
Также Бюджетный кодекс предлагается дополнить положениями, согласно
которым остаток средств на едином счете бюджета субъекта Российской
Федерации и средств от операций по управлению остатками средств на едином
счете бюджета субъекта Российской Федерации (остаток средств на едином счете
местного бюджета), сформированный на начало очередного финансового года,
должен превышать объем остатков средств, привлеченных на единый счет
бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), на начало
очередного финансового года.
Данные новации направлены на обеспечение гарантированного
исполнения требования о возврате привлеченных на единый счет бюджета
субъекта Российской Федерации (местного бюджета) средств на казначейские
счета, с которых они были ранее перечислены, а также на недопущение
практики привлечения субъектами Российской Федерации и муниципальными
образованиями коммерческих кредитов в случае недостаточности средств на
едином счете соответствующего бюджета. Вместе с тем в целях недопущения
негативного влияния данных новаций на сбалансированность региональных и
местных бюджетов в текущем периоде предлагается при рассмотрении
Законопроекта во втором чтении предусмотреть более поздний срок их
вступления в силу.
Согласно Законопроекту, поступления от государственной пошлины за
внесение сведений о товарах, подлежащих обязательной маркировке, в
государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров,
подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации,
направляются на финансовое обеспечение мер в сфере развития радио- и
микроэлектроники в соответствии с федеральным законом о федеральном
бюджете. При этом Законопроектом предусматривается возможность
установления Бюджетным кодексом случаев увязки расходов бюджета с
определенными доходами бюджета.
Перечень операций, доступных должнику при заблокированном лицевом
счете, предлагается расширить за счет включения в него операций со средствами,
источником которых являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое
назначение, с инициативными платежами, операциями по расходованию средств
на оплату мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов,
поскольку данные средства являются целевыми.
Законопроектом предусматривается возможность предоставления
кредитным организациям услуг операционного и платежного клирингового
центра на безвозмездной основе при организации приема кредитными
организациями к исполнению распоряжений о переводе денежных средств на
единый казначейский счет.
Субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям)
предусматривается предоставление права осуществлять операции с применением
казначейского обеспечения обязательств, что позволит обеспечить перечисление
средств по государственным (муниципальным) контрактам, договорам
(соглашениям) только при наличии фактической потребности и в соответствии с
условиями и целями их предоставления.
Законопроектом также предусматривается право Федерального
казначейства осуществлять перечисление остатка авансового платежа с лицевого
счета участника казначейского сопровождения, открытого поставщику
(исполнителю, подрядчику) по государственному контракту, контракту
(договору) на основании обращения заказчика по государственному контракту,
контракту (договору) в случае его расторжения. Данное изменение направлено на
сокращение сроков возврата остатков авансовых платежей и исключение
возможности неправомерного использования поставщиками (исполнителями,
подрядчиками) средств при расторжении таких контрактов, если поставщик
(исполнитель, подрядчик) не осуществил возврат остатка самостоятельно.
Положения Бюджетного кодекса о казначейском сопровождении
распространяются на гранты, источником финансового обеспечения которых
являются подлежащие казначейскому сопровождению субсидии и бюджетные
инвестиции, что позволит обеспечить контроль за их использованием.
Предусмотрен также ряд изменений редакционного и юридико-
технического характера.
Законопроектом предусмотрено вступление в силу его положений со дня
официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые
предлагается ввести в действие с 1 января 2026 года, с 1 января 2027 года, с 1
февраля 2027 года и с 1 января 2028 года.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации».
Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета
Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по
федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и
делам Севера и Комитет Совета Федерации по конституционному
законодательству и государственному строительству являющиеся
соисполнителями по Законопроекту, также поддерживают его концепцию.