Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 1026190–8 «О внесении изменений в части
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект),
внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации,
и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в рамках формирования параметров
федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов,
в том числе в целях исполнения отдельных поручений Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в целях реализации
отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой
и таможенно-тарифной политики Российской Федерации.
Законопроектом вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской
Федерации (далее – НК РФ) в части налогового администрирования, налога
на добавленную стоимость (далее – НДС), акцизов, налога на доходы
физических лиц (далее – НДФЛ), налога на прибыль организаций, водного
налога, государственной пошлины, налога на дополнительный доход от добычи
углеводородного сырья (далее – НДД), налога на добычу полезных ископаемых
(далее – НДПИ), специальных налоговых режимов, имущественных налогов,
туристического налога и страховых взносов.
Основные изменения состоят в следующем.
В части налогового администрирования Законопроектом предлагается
установить днем окончания срока уплаты налогов предшествующий рабочий
день, в случае, когда последний день срока уплаты налога приходится на день,
признаваемый нерабочим днем. Данная мера направлена на повышение
ликвидности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
и сокращение рисков кассовых разрывов из‑за растущих к концу месяца
расходов.
Документы в электронной форме, передаваемые через личный кабинет
налогоплательщика и подписанные усиленной неквалифицированной
электронной подписью, сформированной ФНС России, приравниваются
по юридической силе к документам на бумажном носителе, подписанным
собственноручной подписью налогоплательщика.
Законопроектом вносятся уточнения, направленные на совершенствование
института единого налогового счета, в том числе в части учета решений
налогового органа о досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки,
об отмене (полностью или частично) решений о предоставлении налогового
вычета полностью или частично.
Законопроектом также корректируются нормы, регламентирующие
институт изменения срока уплаты налоговых платежей. В частности, для лиц,
занятых сезонными видами деятельности, расширяется сфера применения
отсрочек и рассрочек по уплате налоговых платежей, которые будут
предоставляться не только тем лицам, чья деятельность останавливаются в силу
природных и климатических условий, но и тем, чьи масштабы деятельности
снижаются более чем на 50% в силу природных климатических условий, а также
падения спроса. Также увеличивается с 5 до 10 лет предельно возможный срок
инвестиционного налогового кредита, сокращается перечень обстоятельств,
препятствующих представлению отсрочки, рассрочки или инвестиционного
налогового кредита.
Законопроектом определяется порядок взыскания задолженности
с несовершеннолетних физических лиц. Взыскание будет производиться за счет
имущества законных представителей этих несовершеннолетних физических лиц.
Законопроектом предлагается наделить налоговые органы полномочиями
по аннулированию гарантий, представленных гарантами, в случае их
неиспользования. Также в рамках перехода к электронной банковской гарантии
Законопроектом исключается возможность представления банковской гарантии
на бумажном носителе при представлении отсрочки (рассрочки).
В рамках совершенствования института налогового мониторинга
Законопроектом предусматривается расширение «периметра» налогового
мониторинга за счет отмены обязательности соответствия кандидата в налоговый
мониторинг трем установленным критериям (объем выручки, величина активов,
размер уплаченных налогов) и оставление обязательности соответствия любому
из этих трех, а также за счет отмены данных критериев для кандидата-
правопреемника реорганизованного участника налогового мониторинга.
Предусматривается возможность осуществления должностным лицом налогового
органа осмотра территорий и помещений, проведения выемки документов
и предметов лица, в отношении которого проводится налоговый мониторинг,
при выявлении фактов совершения им нарушений законодательства. Также
увеличивается глубина проведения налогового мониторинга с нынешней даты
заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений вплоть
до даты принятия решения об утверждении бюджета на капитальные расходы,
принятия решения об осуществлении инвестиционного проекта. ФНС России
наделяется полномочиями по определению сроков получения доступа
к информационным системам наблюдаемых организаций, порядка проведения
проверки соответствия таких информационных систем предъявляемым к ним
требованиям. Перечень оснований досрочного прекращения налогового
мониторинга дополняется случаями систематического нарушения установленных
порядка и сроков доступа налогового органа к информационным системам
организации, несоответствия регламента информационного взаимодействия
организации, ее информационных систем и применяемой ею системы
внутреннего контроля установленным требованиям.
Законопроектом предусматривается регламентация порядка применения
цифрового рубля в рамках налоговых правоотношений.
В части НДС Законопроектом предусматривается повышение налоговой
ставки НДС с 20% до 22%, что в соответствии с финансово-экономическим
обоснованием к Законопроекту должно позволить дополнительно увеличить
поступления в федеральный бюджет в 2026 году на 1,2 трлн рублей.
Законопроектом предлагается снизить предельный размер доходов
для применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – УСН)
плательщиков с 60 млн до 10 млн рублей, при котором возникает обязанность
уплачивать НДС, за счет чего доходная часть федерального бюджета увеличится
еще на 200 млрд рублей. Вместе с тем комитет отмечает, что указанный порог
в размере 60 млн рублей и обязанность налогоплательщиков, применяющих
УСН, уплачивать НДС в размере 5% или 7% установлена с 1 января 2025 года
Федеральным законом от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ «О внесении изменений
в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон № 176-ФЗ). Таким образом, невозможно проанализировать
действующие менее года изменения в отношении поступлений, уплаченных
в части НДС в текущем году, для налогоплательщиков, применяющих УСН.
В финансово-экономическом обосновании к Законопроекту такие расчеты
не представлены. Комитет считает целесообразным сделать для таких
налогоплательщиков переходный период в целях проведения анализа
эффективности действия Федерального закона № 176-ФЗ, его влияния
на субъекты малого и среднего предпринимательства и создания условий
для адаптированного перехода налогоплательщиков на предлагаемые изменения.
Законопроектом также предлагается установить ставку НДС 0% при
реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих
драгоценные металлы, налогоплательщиками, осуществляющими добычу
драгоценных металлов, аффинажным организациям, имеющим право
осуществлять аффинаж драгоценных металлов, для аффинажа.
Помимо этого, Законопроектом предлагается исключить из НК РФ ряд
установленных льгот по НДС. В частности, исключаются льготы для
программного обеспечения и баз данных, льготы при осуществлении
обслуживания банками банковских карт и расчетов по ним. Предусмотренное
Законопроектом сокращение льгот по НДС, по мнению комитета, должно
положительно сказаться на поступлениях в доходную часть федерального
бюджета. В связи с этим комитет полагает целесообразным рассмотреть вопрос о
дальнейшей оптимизации льгот по НДС, включая сокращение их перечня, в том
числе льгот по ввозимым на территорию Российской Федерации товарам.
Вместе с тем предусмотренное Законопроектом исключение операций
по передаче исключительных прав на отечественное программное обеспечение
из перечня операций, освобождаемых от обложения НДС, по мнению комитета,
требует дополнительного обсуждения в целях оценки влияния данной меры
на IT-отрасль, а также на цены на отечественное программное обеспечение
и конкуренцию российский производителей с зарубежными компаниями.
В части акцизов Законопроектом предусматривается индексация ставок
акцизов на 2026–2027 годы на уровень инфляции в отношении отдельных видов
подакцизных товаров (увеличение на 6,5–7,5%), а также сверх уровня инфляции
в отношении следующих подакцизных товаров:
виноградного сусла, плодового сусла, плодовых сброженных материалов,
виноматериалов (кроме крепленого вина наливом) – увеличение на 85–90%;
вин (кроме крепленых (ликерных) вин), фруктовых вин, плодовой
алкогольной продукции – увеличение на 25%;
игристого вина, включая российское шампанское – увеличение на 23%;
сахаросодержащих напитков – увеличение на 10%.
Причем Законопроектом предусмотрено более умеренное повышение
ставок акцизов в отношении таких подакцизных товаров, как никотиновое сырье
(увеличение на 4,3%), автомобили легковые и мотоциклы (увеличение
на 1,0–1,5%), автомобильный бензин, дизельное топливо, прямогонный бензин
и моторные масла (увеличение на 1%). Исключение составили авиационный
керосин, бензол, параксилол, ортоксилол и подакцизный виноград, изменение
ставок акцизов на которые Законопроектом не предусмотрено.
Ставки акцизов на 2028 год предлагается установить с повышением на 4%
по отношению к уровню 2027 года (с учетом прогнозного уровня инфляции
в 2028 году).
В связи с указанным увеличением сумм акцизов на винодельческую
продукцию Законопроектом уточняются параметры налоговых вычетов сумм
акцизов в отношении винограда, использованного при их производстве, с целью
недопущения увеличения нагрузки на российских виноделов.
Предусматривается ограничение возможности применения вычета акциза
на виноматериалы при реализации готовой алкогольной продукции за пределами
Российской Федерации. Вычет будет применяться только в отношении
реализованной на территории Российской Федерации алкогольной продукции.
Также снижается с 3 до 2 размер повышающего коэффициента, применяемого
для определения суммы такого вычета при использовании российских
виноматериалов.
Законопроектом также предлагается отменить обязанность по уплате
авансового платежа акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции
производителями такой продукции.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием индексация
ставок акцизов на нефтепродукты и автомобили позволит привлечь
дополнительно 4,9 млрд рублей в 2026 году и 5,6 млрд рублей в 2027 году.
При этом повышение ставок акцизов на «вредные товары» (то есть табачную,
алкогольную, спиртосодержащую продукцию и сахаросодержащие напитки)
позволит привлечь дополнительно 65,7 млрд рублей в 2026 году, 72,6 млрд
рублей в 2027 году и 75,4 млрд рублей в 2028 году.
Вместе с тем необходимо отметить, что в сопроводительных материалах
к Законопроекту отсутствует обоснование причин дифференцированного подхода
к повышению ставок акцизов на товары, относимые к указанной категории
«вредных товаров», причем шаги повышения кратно отличаются. К тому же
в пояснительной записке заявлено повышение ставок акцизов на этиловый
спирт, винодельческую и алкогольную продукцию, спиртосодержащую
продукцию, табачную и никотинсодержащую продукцию, сахаросодержащие
напитки сверх уровня инфляции. Однако положениями Законопроекта только
на отдельные виды винодельческой продукции и сахаросодержащие напитки
предусмотрено повышение ставок акцизов сверх уровня инфляции, ставки
акцизов на остальные «вредные товары» индексируются на 6,5–7,5%,
а на никотиновое сырье – лишь на 4,3%. По мнению комитета, необходимо
повысить уровень индексации ставок акцизов на все «вредные товары»
и на никотиновое сырье до уровня не ниже уровня индексации ставок акциза
на сахаросодержащие напитки, то есть не ниже 10%. Данная мера позволит
дополнительно увеличить доходы федерального бюджета.
В целях исчисления сумм вычетов по акцизам на авиационный керосин
и на нефтяное сырье в 2028 году Законопроектом устанавливаются условные
значения оптовых цен реализации на территории Российской Федерации
авиационного керосина (ЦКЕРвр) – 72 800 рублей за 1 тонну, автомобильного
бензина АИ-92 класса 5 (ЦАБвр) – 66 100 рублей за 1 тонну, дизельного топлива
класса 5 (ЦДТвр) – 62 600 рублей за 1 тонну.
Кроме того, корректируется максимальный диапазон отклонения средних
оптовых цен на автомобильный бензин и дизельное топливо от условных
значений оптовых цен, при превышении которого обнуляется коэффициент
КДЕМП, учитываемый при определении размера «обратного акциза». Новые
правила предполагается распространить на правоотношения, возникшие с 1
сентября 2025 года. Вместе с тем необходимо отметить,
что положения статьи 13 Законопроекта, регламентирующие порядок вступления
в силу данных изменений, не согласованы между собой и не позволяют
однозначно определить дату вступления их в силу. Так, согласно части 3 статьи
13 Законопроекта пункт 21 статьи 2 Законопроекта, предусматривающий
указанные изменения норм пункта 27 статьи 200 НК РФ, вступает в силу
«по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего
Федерального закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового (расчетного)
периода по соответствующему налогу (страховым взносам)», а согласно части 18
статьи 13 Законопроекта «положения абзацев сорок третьего и сорок четвертого
пункта 27 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции
настоящего Федерального закона) вступают в силу со дня его официального
опубликования».
Также уточняется, что представление в налоговые органы договора
поручительства в целях возмещения акциза в заявительном (ускоренном)
порядке не заменяет требование о представлении банковской гарантии.
В части НДФЛ Законопроектом уточняется, что расходы в виде стоимости
приобретения производных финансовых инструментов при их реализации
признаются по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО)
по соответствующему брокерскому счету.
Также уточняются особенности определения налоговой базы, исчисления
и уплаты НДФЛ по доходам в виде выигрышей, полученных от участия
в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе.
Налоговая база по таким доходам будет определяться налоговым агентом
независимо от суммы выигрыша (действует – только по доходам, равным
или превышающим 15 тыс. рублей).
Перечень расходов, связанных со служебной командировкой работника,
оплачиваемых работодателем и освобождаемых от обложения НДФЛ
и страховыми взносами, дополняется расходами на оформление полиса
добровольного медицинского страхования, требуемого для въезда на территории
иностранных государств и пребывания на таких территориях в период служебной
командировки.
Перечень освобождаемых от обложения НДФЛ доходов дополняется
доходами в виде возмещения стоимости утраченного имущества, но не более его
рыночной стоимости, либо расходов, которые произведены или должны быть
произведены налогоплательщиком на восстановление имущества, выплаченными
лицом, по вине которого утрачено или требует восстановления имущество,
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями
представительных органов местного самоуправления.
Законопроектом уточняется порядок освобождения от обложения НДФЛ
доходов от продажи имущества. Так, вводится указание, что для применения
данной льготы продаваемое имущество должно находиться в собственности
налогоплательщика непрерывно в течение минимального предельного срока
владения. Действующая редакция НК РФ не содержит такой оговорки,
что допускает возможность его прерывания.
Льгота, установленная для семей с детьми в отношении дохода от продажи
жилого помещения при улучшении жилищных условий, распространяется
на семьи с детьми, признанными судом недееспособными, вне зависимости
от их возраста, а также на семьи, в которых второй ребенок родился после
продажи жилья, но до 30 апреля года, следующего за годом продажи.
При этом уточняется, что налогоплательщику, его супругу (супруге), его детям
(в том числе усыновленным), не достигшим возраста 18 лет, его родителям
на дату государственной регистрации перехода права собственности
от налогоплательщика к покупателю на проданное жилье не должно
принадлежать в совокупности более 50% в праве собственности на иное жилье,
не только по площади, но и по кадастровой стоимости превышающее
приобретенное жилье.
Законопроектом устанавливаются единые условия для освобождения
от обложения НДФЛ доходов от реализации находящихся в собственности
налогоплательщика более 5 лет долей участия в уставных капиталах российских
организаций и акций российских организаций.
В целях совершенствования условий применения стандартного налогового
вычета на детей и налогового администрирования Законопроектом предлагается
уточнить, что при определении дохода налогоплательщика, исчисленного
нарастающим итогом с начала налогового периода, учитываются только доходы,
относящиеся к основной налоговой базе.
Устанавливается порядок определения расходов на приобретение доли
участия в уставном капитале общества в случае, если доля участия приобретена
налогоплательщиком в результате реорганизации другой организации.
Законопроектом предлагается установить повышенную ставку НДФЛ в
размере 30% в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов
в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по
которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя,
счете депо иностранного уполномоченного держателя или счете депо
депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была
представлена налоговому агенту.
Кроме того, предлагается для налогоплательщиков, имеющих статус
иностранных агентов, ввести ограничения на использование налоговых
преференций по НДФЛ, в частности, в отношении доходов
от продажи имущества, ценных бумаг, доходов в денежной и натуральной
формах, получаемых от физических лиц в порядке наследования или дарения,
а также установить для них повышенную ставку НДФЛ в размере 30%.
В части налога на прибыль организаций Законопроектом уточняется
порядок определения выручки при передаче товаров, выполнении работ или
оказании услуг в счет погашения денежных обязательств, возникших
вне договорных отношений, согласно которому выручка признается в размере
погашаемого обязательства, с учетом установления возможности
ее корректировки для целей трансфертного ценообразования.
Предусматривается уточнение порядка учета не подлежащих
налогообложению денежных средств и имущества, безвозмездно полученных
организациями при возложении на них обязанности принять имущество
в собственность, включая случаи, когда такая обязанность установлена не только
законодательством Российской Федерации, но и законодательством субъектов
Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации.
Порядок признания в составе доходов денежных средств, полученных по таким
основаниям, будет аналогичен порядку признания субсидий, установленному
пунктом 41 статьи 271 НК РФ.
Законопроектом устанавливаются особенности налогообложения
организаций, имеющих статус иностранного агента, и организаций, в уставном
капитале которых участвуют лица, обладающие таким статусом в совокупном
размере не менее 10%, предусматривающие отмену применения ими льготных
налоговых ставок налога на прибыль, а также обязанность учитывать в составе
доходов безвозмездно полученное имущество и имущественные права.
Уточняется порядок учета внереализационных расходов при безвозмездной
передаче имущества некоммерческим организациям в части отнесения к ним
расходов в качестве пожертвования. Уточняется перечень видов амортизируемого
имущества в части исключения из него имущества, созданного за счет
бюджетных средств целевого финансирования.
Законопроектом также уточняются правила применения повышающего
коэффициента 2 к расходам на приобретение прав использования программного
обеспечения, баз данных и программно-аппаратных комплексов
по лицензионным и сублицензионным договорам в рамках одной цепочки
лицензиатов, что исключает многократное применение коэффициента.
Расширяется определение сомнительного долга в части включения
в его состав штрафов, пеней и иных санкций, признанных по решению суда
по договорам, по которым задолженность, возникшая в связи с реализацией
товаров, выполнением работ, оказанием услуг, признана сомнительной.
Также устанавливается возможность учета в составе безнадежных долгов,
приобретенных по номиналу налогоплательщиком (новым гарантирующим
поставщиком электрической энергии), прав требования к предыдущему
гарантирующему поставщику электрической энергии при признании таких
обязательств безнадежными. Кроме того, при учете безнадежных долгов в составе
расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, включаются расходы
профессиональных коллекторских организаций по приобретению прав
требования по кредитам, если обязательства по ним признаны безнадежными.
Из перечня доходов и расходов, не учитываемых при налогообложении
прибыли организаций, исключаются доходы и расходы, связанные
с деятельностью организаторов азартных игр в букмекерских конторах
и тотализаторах. Это обеспечит исчисление налога на прибыль таких
организаций в общеустановленном порядке. Одновременно предусматривается
учет в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов сумм
выигрышей, выплачиваемых участникам азартных игр, а также сумм,
перечисляемых общероссийским спортивным федерациям и профессиональным
спортивным лигам организаторами азартных игр в букмекерских конторах
на основании соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании
деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Уточняется порядок признания доходов и расходов при передаче
имущества в качестве имущественного взноса государственным корпорациям,
включая взносы, внесенные Центральным банком Российской Федерации, а
также продлевается до 31 декабря 2030 года 50-процентное ограничение на учет
убытков прошлых лет при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Предусматривается исключение организаций-участников проекта
«Сколково» из числа организаций, претендующих на применение льготных
налоговых ставок по налогу на прибыль для российских организаций,
осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Законопроектом уточняется порядок определения даты начала применения
резидентами преференциальных налоговых режимов пониженных ставок
по налогу на прибыль организаций. Отсрочка применения данной льготы
ставится в зависимость от получения первой прибыли от деятельности,
осуществляемой при исполнении соглашения (действует – «от получения
прибыли»).
Предлагается включить в перечень доходов личного фонда также доходы,
полученные от доверительного управления имуществом, составляющим паевой
инвестиционный фонд.
В части применения инвестиционных налоговых вычетов по налогу на
прибыль организаций Законопроектом уточняется норма НК РФ, направленная
на сохранение возможности применения «регионального» налогового вычета
организациями-субъектами естественных монополий, осуществляющими
транспортировку нефти и нефтепродуктов по системе магистральных
трубопроводов, и их дочерними обществами. Также предусматривается
уменьшение размера предельной федеральной части налога на прибыль с 5% до
2% (3% в 2025–2030 годах) при применении такого налогового вычета. Кроме
того, уточняется порядок применения федерального инвестиционного
налогового вычета по налогу на прибыль организаций в случае, когда
первоначальная стоимость основных средств сформирована за счет субсидий, а
также увеличивается с 2% до 5% предел уменьшения федеральной части налога
на прибыль при применении данного налогового вычета.
Законопроектом уточняется порядок подачи декларации по налогу
на прибыль организаций в части исключения обязанности ее подачи по месту
нахождения каждого обособленного подразделения. Также уточняется условие
освобождения от налогообложения доходов иностранных организаций в части
включения в него процентных доходов, выплачиваемых российской
организацией иностранным лицам по долговым обязательствам, связанным
с выпуском иностранными организациями обращающихся облигаций
(еврооблигаций), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 19 марта 2024 года № 198 «О дополнительных временных мерах
экономического характера, связанных с исполнением обязательств по некоторым
ценным бумагам».
Кроме того, уточняется порядок формирования и утверждения учетной
политики для целей налогообложения в части ее утверждения руководителем
без соответствующего приказа. Вместе с тем для обеспечения единого подхода
к формированию учетной политики целесообразно внести аналогичные
изменения в пункт 12 статьи 167 НК РФ, регулирующий порядок утверждения
учетной политики для целей налогообложения НДС.
В части международного налогообложения Законопроект предусматривает
введение особого порядка налогообложения прибыли организаций, являющихся
участниками международных групп компаний, с минимальным уровнем
налогообложения не ниже 15%, что соответствует принятым правилам
в большинстве стран-членов Организации экономического сотрудничества
и развития о глобальном минимальном налогообложении и направлено
на предотвращение перемещения прибыли в юрисдикции с пониженным
уровнем налогообложения. При этом сумма налога на прибыль организаций
распределяется в пропорции 5% – в федеральный бюджет и 10% – в бюджеты
субъектов Российской Федерации.
Кроме того, уточняется положение пункта 2 статьи 309 НК РФ в части
исключения возможности его ошибочного расширительного толкования
и недопущения применения освобождения от налогообложения у источника
доходов иностранных организаций, не создающих постоянного
представительства в Российской Федерации.
В части водного налога Законопроектом уточняется порядок расчета
ставки водного налога с применением установленного с 2026 года повышающего
коэффициента, а также порядок ежегодной индексации ставки на коэффициент-
дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.
В части государственной пошлины в связи с отменой маркировки
акцизными марками алкогольной продукции, ввозимой в Российскую
Федерацию, Законопроектом исключаются нормы НК РФ, касающиеся
взимания государственной пошлины за выдачу акцизных марок.
Законопроектом также уточняются сроки уплаты государственной
пошлины ответчиками по судебным делам. Так, для бюджетных, казенных
и автономных учреждений такой срок по общему правилу составит 3 месяца.
Причем если судебный акт подлежит немедленному исполнению либо
установлена отсрочка или рассрочка его исполнения, госпошлина должна быть
уплачена в срок, в который подлежит исполнению судебный акт, независимо
от статуса плательщика. В остальных случаях срок уплаты составляет 10 дней
со дня вступления в законную силу решения суда (такой срок предусмотрен
сейчас вне зависимости от статуса плательщика и срока исполнения судебного
акта).
Кроме того, Законопроектом предлагается установить взимание
государственной пошлины за внесение сведений об обороте товаров,
подлежащих обязательной маркировке, в государственную информационную
систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной
маркировке средствами идентификации. Государственная пошлина будет
уплачиваться после подачи заявления на получение средств идентификации
товаров, но до внесения таких сведений в указанную систему.
При этом предусматривается, что размеры данного вида государственной
пошлины будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Однако
данное положение Законопроекта противоречит нормам статьи 57 Конституции
Российской Федерации и статьи 17 НК РФ, согласно которым при установлении
сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к
конкретным сборам, в том числе ставки таких сборов. Соответственно, размер
государственной пошлины должен быть определен в НК РФ.
Помимо этого, введение того или иного сбора должно иметь
экономическое обоснование, которое также не приводится в сопроводительных
к Законопроекту материалах, в том числе отсутствует обоснование
необходимости введения данного вида государственной пошлины и оценка
финансово-экономических последствий, в частности, для производителей
товаров, подлежащих обязательной маркировке, для которых это может повлечь
дополнительную финансовую нагрузку. Это, в свою очередь, противоречит
основным принципам, закрепленным в статье 3 НК РФ. По мнению комитета,
вопрос о введении данного вида государственной пошлины требует
дополнительной проработки и обоснования.
В связи с этим положения Законопроекта о введении нового вида
государственной пошлины не поддерживаются.
В части налога на игорный бизнес Законопроектом предлагается сделать
данный налог федеральным, ввести фиксированные ставки за игровые столы и
игровые автоматы (250 тыс. рублей и 15 тыс. рублей соответственно), а в
отношении предпринимательской деятельности по организации и проведению
азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах установить налоговую
ставку в размере 5% от дохода, полученного от осуществления соответствующего
вида деятельности в части принятия ставок, интерактивных ставок. Кроме этого,
доходы от игорного бизнеса предлагается обложить налогом на прибыль, что в
соответствии с финансово-экономическим обоснованием позволит увеличить
поступления в федеральный бюджет на 74,2 млрд рублей в 2026 году.
Вместе с тем необходимо отметить, что перевод налога на федеральный
уровень и зачисление доходов от него в полном объеме в федеральный бюджет
может привести к сокращению поступлений в доходы бюджетов субъектов
Российской Федерации.
В части НДД предусматривается расширение состава доходов,
учитываемых при исчислении НДД, за счет включения фактических расходов,
связанных с производством и реализацией, в случаях уменьшения сумм налогов,
сборов, страховых взносов, а также стоимости приобретенных товаров, работ,
услуг и имущественных прав, учтенных в составе фактических расходов
в предыдущих налоговых периодах, с одновременным установлением порядка
их восстановления путем увеличения налоговой базы текущего налогового
периода по НДД.
В части НДПИ Законопроектом предусматриваются уточнение порядка
расчета цены на нефть сорта «Юралс», применяемой при расчете ставки НДПИ,
в части учета средних арифметических котировок цен на нефть по направлениям
поставок в российские порты, приведение понятия цены российской нефти
к единой формулировке, установленной НК РФ, а также введение определения
понятия «газ», используемого для целей расчета НДПИ при добыче газа.
Также уточняется порядок определения цены нефти при реализации в
рамках соглашений о разделе продукции. Устанавливается, что цена сделки
принимается не ниже среднего за отчетный период уровня цен нефти сорта
«Юралс», рассчитанного в соответствии с пунктом 3 статьи 342 НК РФ.
Законопроект устанавливает на 2028 год значения показателей цен на
моторное топливо, используемых при расчете коэффициента, характеризующего
надбавку демпфирующего механизма в рамках «обратного акциза» на нефтяное
сырье, влияющего на размер ставки НДПИ при добыче нефти, при этом такие
показатели определяются исходя из значений за 2027 год с индексацией на 5%.
Кроме того, увеличивается размер налогового вычета по НДПИ при добыче
нефти на участках недр, расположенных на территории Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры, лицензии на пользование которыми выданы
до 1 января 2018 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого
из которых составляют 1 млрд тонн и более по состоянию на указанную дату.
На период с 1 января 2026 года по 31 декабря 2030 года величина такого
налогового вычета ежегодно увеличивается до 10 млрд рублей. При этом общая
сумма вычета за указанный период составит 50 млрд рублей.
Законопроектом предлагается с 1 января 2026 года по 31 декабря 2030 года
установить возможность применения налогового вычета по НДПИ при добыче
железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов) на участках
недр, расположенных полностью или частично в границах муниципального
округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области.
Размер налогового вычета будет зависит от объема фактических расходов
на объекты основных средств, используемые при добыче и переработке руды,
но не более 50% указанных расходов, при условии, что такие объекты введены
в эксплуатацию после 1 января 2025 года и в отношении них не применялся
региональный или федеральный инвестиционный налоговый вычет либо
налоговый вычет участника соглашения о защите и поощрении
капиталовложений. Общая сумма налогового вычета за весь период его
применения не может превышать 10 млрд рублей.
Следует отметить, что согласно финансово-экономическому обоснованию
к Законопроекту введение налогового вычета по НДПИ при добыче железной
руды (за исключением окисленных железистых кварцитов) на участках недр,
расположенных полностью или частично на отдельной территории Мурманской
области, приведет к уменьшению поступлений в федеральный бюджет
в 2026 году на сумму 1,5 млрд рублей, в 2027–2028 годах – на 1,7 млрд рублей
ежегодно.
Учитывая, что в соответствии со статьями 50 и 56 Бюджетного кодекса
Российской Федерации норматив распределения доходов от НДПИ на железные
руды (за исключением окисленных железистых кварцитов) составляет 83% –
в федеральный бюджет и 17% – в бюджеты субъектов Российской Федерации,
предоставление указанного вычета также приведет к снижению поступлений
в бюджет Мурманской области. При этом оценка возможных потерь
регионального бюджета, а также влияние снижения расходов, учитываемых при
налогообложении прибыли организации, и, соответственно, возможного
увеличения поступлений по налогу на прибыль организаций в финансово-
экономическом обосновании к Законопроекту не представлены.
Следует также отметить, что в финансовом-экономическом обосновании
к Законопроекту не отражены потери федерального бюджета в связи
с увеличением в период 2026–2030 годов налогового вычета по НДПИ при
добыче нефти на участках недр, расположенных на территории Ханты-
Мансийского автономного округа – Югры, а также отсутствует в пояснительной
записке к Законопроекту обоснование необходимости увеличения данного
налогового вычета.
В части специальных налоговых режимов Законопроектом уточняется,
что в рамках единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН) или УСН
принадлежащие налогоплательщику основные средства и нематериальные
активы подлежат учету не по остаточной стоимости, как это предусмотрено
сейчас, а по балансовой. В целях снижения нагрузки на налогоплательщиков
уточняются переходные положения в части учета в составе расходов налога
на прибыль организаций стоимости товаров, приобретенных и оплаченных
не ранее чем за 3 года, предшествующих году перехода с ЕСХН или УСН,
но реализованных после перехода на общую систему налогообложения.
В целях исключения двоякого толкования норм НК РФ Законопроектом
уточняется, что адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные
формы адвокатских образований, вправе применять УСН в отношении иных
видов деятельности, не связанных с адвокатской деятельностью.
Перечень расходов, учитываемых по УСН, дополняется расходами
на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое
перевооружение нематериальных активов.
Законопроектом предусматривается ограничение права субъектов
Российской Федерации по установлению пониженных налоговых ставок
по УСН. Так, регионы смогут устанавливать пониженные ставки
не в зависимости от категорий налогоплательщиков, как это предусмотрено
действующей редакцией НК РФ, а только для тех налогоплательщиков, которые
осуществляют определяемые Правительством Российской Федерации отдельные
виды экономической деятельности и отвечают критериям, установленным
Правительством Российской Федерации. Вместе с тем сопроводительные
материалы к Законопроекту не содержат какого‑либо обоснования такого
ограничения.
Помимо этого, требование о соответствии установленным Правительством
Российской Федерации критериям вводится Законопроектом и в отношении
«нулевой» ставки УСН, которая может быть установлена законами субъектов
Российской Федерации в отношении впервые зарегистрированных
налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность
в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере
бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного
проживания. Причем Законопроектом исключается предельный двухлетний срок
на применение «нулевой» ставки УСН.
Предлагается снизить предельное значение величины суммы доходов в
целях применения патентной системы налогообложения (далее – ПСН) с 60 млн
до 10 млн рублей. Данная мера в соответствии с финансово-экономическим
обоснование позволит привлечь дополнительные поступления в федеральный
бюджет в размере 1,3 млрд рублей в 2026 году, 3,0 млрд рублей в 2027 году и 3,3
млрд рублей в 2028 году.
Кроме того, Законопроектом вводится запрет на применение ПСН в
отношении розничной торговли, осуществляемой через любые объекты
стационарной торговой сети, и деятельности по оказанию автотранспортных
услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом. В связи с этим
корректируются закрепленный в НК РФ «базовый» перечень видов
предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться
ПСН, понятия «розничная торговля» (в части видов товаров, торговля которыми
не относится к данному виду деятельности в целях применения ПСН)
и «транспортные средства» (в части исключения из него автотранспортных
средств, предназначенных для перевозки по дорогам грузов), а также
исключаются понятия «стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы»,
«магазин», «павильон», «площадь торгового зала», «площадь зала обслуживания
посетителей», «стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов»,
«киоск» и «палатка». Как следует из пояснительной записки к Законопроекту,
указанные ограничения обусловлены необходимостью обеспечения равных
конкурентных условий для плательщиков, применяющих как ПСН, так и УСН.
Помимо этого, предусматривается возможность получения нового патента
по ПСН в случае уменьшения количества используемых в предпринимательской
деятельности объектов (физических показателей), указанных в выданном
патенте, с перерасчетом суммы налога.
Законопроектом предусматривается включение Евразийского банка
развития в перечень кредитных организаций, осуществляющих информационный
обмен с налоговыми органами в рамках проведения эксперимента
по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный
доход».
В части имущественных налогов Законопроектом предусматривается
освобождение от транспортного налога ветеранов боевых действий (действующей
редакцией НК РФ льгота распространена только на федеральную территорию
«Сириус», Законопроектом распространяется на всю территорию Российской
Федерации) и участников специальной военной операции и членов их семей.
Льгота будет предоставляться в отношении одного транспортного средства
по выбору налогоплательщика, кроме дорогостоящих, водных (за исключением
моторных лодок) и воздушных транспортных средств.
В целях синхронизации норм НК РФ и Указа Президента Российской
Федерации от 23 января 2024 года № 63 «О мерах социальной поддержки
многодетных семей» Законопроектом расширяется круг лиц, на которые
распространяются льготы по транспортному налогу, земельному налогу и налогу
на имущество физических лиц, установленные НК РФ для лиц, имеющих трех
и более несовершеннолетних детей. Данными льготами смогут воспользоваться
лица, имеющие не только несовершеннолетних детей, но и детей в возрасте
до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме
обучения. Однако Законопроектом сохраняется распространение льготы
по транспортному налогу только на федеральную территорию «Сириус».
Вместе с тем, по мнению комитета, целесообразно рассмотреть вопрос
о распространении ее действия на всю территорию Российской Федерации,
несмотря на то, что субъекты Российской Федерации наделены полномочиями
самостоятельно вводить ее на своей территории.
Уточняется порядок освобождения от налогообложения транспортных
средств, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей
и используемых при сельскохозяйственных работах для производства
сельскохозяйственной продукции. Вместо исключения данных транспортных
средств из состава объектов налогообложения вводится освобождение самих
сельскохозяйственных товаропроизводителей от налогообложения в отношении
таких транспортных средств.
Увеличивается частота представления в налоговые органы сведений
о транспортных средствах, находившихся в розыске в связи с угоном
(хищением), а также отдельных сведений о земельных участках. Информация
будет представляться ежеквартально, а не ежегодно, как это предусмотрено
сейчас.
Также вводится обязанность органов социальной защиты представлять
в налоговые органы сведения о переданных в собственность физическим лицам
легковых автомобилях, специально оборудованных для использования
инвалидами, – ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который
представляются указанные сведения, а также по запросу налогового органа
в течение 5 дней со дня получения соответствующего запроса.
Законопроектом предусматривается отмена обязанности организаций
по исчислению транспортного налога, земельного налога и налога на имущество
организаций, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости, и возложение
ее на налоговые органы. При этом для налогоплательщиков-организаций срок
уплаты указанных налогов смещается с 1 февраля на 1 марта года, следующего
за истекшим налоговым периодом, а авансовых платежей – с 28-го числа
первого на 28-е число второго месяца, следующего за истекшим отчетным
периодом.
Законопроектом дается определение понятию «объект бытового
обслуживания», под которым предлагается понимать здание (строение,
сооружение, помещение), которое используется для оказания бытовых услуг
физическим лицам или организациям по перечню кодов видов деятельности
в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической
деятельности или кодов услуг в соответствии с Общероссийским
классификатором продукции по видам экономической деятельности,
относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством Российской
Федерации. Как следует из пояснительной записки, это позволит исключить
сложившуюся в настоящее время неоднозначную правоприменительную
практику в определении объектов бытового обслуживания.
Также Законопроектом уточняется срок формирования перечня торгово-
офисной недвижимости, доведения его до региональных налоговых органов
и опубликования на официальных Интернет-сайтах – не позднее 15 февраля
текущего налогового периода по налогу на имущество организаций,
а не 1-го числа очередного, как это предусмотрено действующей редакцией
НК РФ.
Законопроектом предусматривается освобождение организаций от уплаты
налога на имущество в отношении имущества, предоставленного в безвозмездное
пользование для размещения участков исправительных центров уголовно-
исполнительной системы.
Законопроектом предусматривается, что налоговая база в отношении
земельных участков, принадлежащих нескольким налогоплательщикам на праве
пожизненного наследуемого владения, определяется для каждого из таких
налогоплательщиков в равных долях. Вместе с тем данное положение
Законопроекта не учитывает, что на практике налогоплательщикам на праве
пожизненного наследуемого владения могут принадлежать разные доли одного
и того же земельного участка. Таким образом, реализация данного положения
Законопроекта создаст неравные условия налогообложения. По мнению
комитета, налогообложение должно быть пропорционально размеру
принадлежащей налогоплательщику доли, независимо от того, на праве
собственности или на ином праве она ему принадлежит. В противном случае,
это нарушает принцип равенства налогообложения.
По налогу на имущество физических лиц Законопроектом определяются
особенности определения налоговой базы в отношении объекта незавершенного
строительства, находящегося в общей собственности, в случае, если его
проектируемым назначением является многоквартирный дом. При этом
налоговая ставка в отношении таких объектов составит 0,5%.
Законопроектом также уточняется перечень лиц, относящихся к категории
участников специальной военной операции.
В части туристического налога Законопроектом предлагается освободить
от налогообложения услуги по временному проживанию в составе услуг
по санаторно-курортному лечению, оплата которых осуществляется за счет
средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Также уточняется
порядок исчисления налога в отношении услуг по временному проживанию
в составе услуг по санаторно-курортному лечению на основании путевок.
В части страховых взносов Законопроектом в отношении вознаграждений
руководителей организаций с 1 января 2026 года вводится минимальный размер
базы для исчисления страховых взносов в размере одного минимального размера
оплаты труда (далее – МРОТ). Страховые взносы будут исчисляться исходя
из величины не менее МРОТ, даже если сама выплата составила менее МРОТ.
Согласно финансово-экономическому обоснованию дополнительные
поступления ожидаются в размере 122,0 млрд рублей в 2026 году, 137,4 млрд
рублей в 2027 году, 147,9 млрд рублей в 2028 году.
Предусматривается освобождение от обложения страховыми взносами
выплат работнику, проходящему военную службу по контракту, заключенному
для участия в специальной военной операции, независимо от срока действия
такого контракта (в настоящее время – на период действия контракта).
Также предлагается освободить индивидуальных предпринимателей,
адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой,
от обязанности исчислять и уплачивать страховые взносы за периоды
прохождения военной службы по контрактам, заключенным для участия
в специальной военной операции, независимо от срока их действия (в настоящее
время – на период действия контракта).
В части пониженных тарифов страховых взносов Законопроектом
предусматривается следующее:
- для организаций, занятых в радиоэлектронной промышленности
и включенных в перечень таких организаций, с 1 января 2026 года
восстанавливается тариф в размере 0% с сумм свыше единой предельной
величины базы для исчисления страховых взносов (действует – 7,6% с сумм
как в пределах, так и свыше такой базы);
- для российских организаций, осуществляющих деятельность в области
информационных технологий (далее – ИТ-организации), с 1 января 2026 года
повышается тариф с 7,6% до 15% с сумм в пределах единой предельной
величины базы для исчисления страховых взносов (действует – 7,6% с сумм
как в пределах, так и свыше такой базы). При этом из перечня плательщиков,
применяющих пониженные тарифы, установленные для ИТ-организаций,
исключаются организации с долей участия Российской Федерации более 50%
и организации, имеющие статус участника проекта «Сколково». Ожидается,
что данная мера позволит привлечь дополнительно 123,2 млрд рублей
в 2026 году, 133,2 млрд рублей в 2027 году, 143,3 млрд рублей в 2028 году;
- для централизованных религиозных организаций и религиозных
организаций, входящих в структуру централизованных религиозных организаций,
продлевается на 10 лет (по 2036 год) срок применения пониженных тарифов
в размере 7,6% с сумм в пределах единой предельной величины базы
для исчисления страховых взносов и 0% – свыше такой базы;
- для социально ориентированных некоммерческих организаций
и благотворительных организаций, применяющих упрощенную систему
налогообложения, на период 2027–2036 годов тарифы устанавливаются в размере
15% с сумм в пределах единой предельной величины базы для исчисления
страховых взносов и 7,6% – свыше такой базы (действует – до 2026 года тариф
установлен в размере 7,6% с сумм в пределах базы и 0% – свыше нее);
- для субъектов малого и среднего предпринимательства применение
пониженного тарифа ставится в зависимость от основного вида экономической
деятельности (по перечню, утверждаемому Правительством Российской
Федерации) и доли (не менее 70%) дохода от его осуществления (действует –
вне зависимости от вида деятельности). Предполагается, что данная мера
позволит привлечь дополнительно 486,7 млрд рублей в 2026 году, 526,1 млрд
рублей в 2027 году, 566,0 млрд рублей в 2028 году.
С 1 января 2026 года Законопроектом предлагается ввести обязанность
индивидуальных предпринимателей, применяющих Автоматизированную
упрощенную систему налогообложения и осуществляющих одновременно иную
профессиональную деятельность (не производящих выплаты и иные
вознаграждения физическим лицам), уплачивать страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0% суммы дохода от такой
иной профессиональной деятельности, превышающего 300 тыс. рублей.
Также Законопроектом предусматривается, что база для исчисления
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет определяться
индивидуальными предпринимателями, применяющими ЕСХН или УСН
с объектом налогообложения «доходы минус расходы», исходя из доходов,
уменьшенных на сумму расходов, учитываемых по соответствующему
специальному налоговому режиму.
Таким образом, Законопроект требует доработки с учетом указанных
замечаний, которые, по мнению комитета, могут быть учтены при его подготовке
к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета
Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации
по конституционному законодательству и государственному строительству,
Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета
Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию,
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживают
Законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам поддерживает принятие в первом чтении проекта
федерального закона № 1026190–8 «О внесении изменений в части первую
и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации».