Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1015385–8 «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан»

Рассмотрев проект федерального закона «О гарантиях социальной защиты
отдельных категорий граждан» (далее – проект федерального закона), внесенный
в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации, комитет
по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Проектом федерального закона предусматривается установление гарантий
социальной защиты в связи с принятием в Российскую Федерацию
и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта – Луганской
Народной Республики в отношении следующих категорий граждан Российской
Федерации:
судей в отставке, постоянно проживавших на территории Луганской
Народной Республики на 30 сентября 2022 года или выехавших в период
с 27 апреля 2014 года по 29 сентября 2022 года в Российскую Федерацию,
получавших на 30 сентября 2022 года ежемесячное пожизненное содержание либо
имевших право на его получение, или ушедшим в отставку в период с 1 октября
2022 года по 21 сентября 2023 года, которые имеют право на назначение
ежемесячного пожизненного содержания либо которым оно назначено
в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики;
лиц, замещавших на 30 сентября 2022 года должности судей судов,
действовавших на территории Луганской Народной Республики, постоянно
проживавших на указанную дату на территории Луганской Народной Республики
и назначенными либо не назначенными на должности судей при формировании
первоначальных составов федеральных судов, создаваемых на территории
Луганской Народной Республики.
В соответствии с проектом федерального закона для указанных категорий
граждан Российской Федерации определяется порядок исчисления выслуги лет
для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет, исчисления стажа работы
при назначении ежемесячного пожизненного содержания и выходного пособия.
Так, судьям в отставке, имеющим право на получение ежемесячного
пожизненного содержания на 30 сентября 2022 года, в стаж работы для назначения
ежемесячного пожизненного денежного содержания включаются периоды работы
на должностях судов Союза ССР, Украины, Луганской Народной Республики, а
также других должностях в соответствии с действовавшим на территории
Луганской Народной Республики до 30 сентября 2022 года законодательством.
Проектом федерального закона закрепляется, что размер ежемесячного
пожизненного содержания устанавливается в соответствии с законодательством,
действовавшим на территории Луганской Народной Республики до 30 сентября
2022 года. При этом общий размер ежемесячного пожизненного денежного
содержания не может быть ниже размера ежемесячного пожизненного денежного
содержания, а также иных гарантий, установленных в денежной форме
и выплачиваемых этим лицам по состоянию на день вступления в силу
рассматриваемого проекта федерального закона.
Аналогичные условия, дополнительно включая периоды работы
на должностях судов, действовавших на территории Луганской Народной
Республики до 21 сентября 2023 года, предусмотрены проектом федерального
закона также для исчисления стажа работы для назначения ежемесячного
пожизненного денежного содержания лицам, замещающим должности судей
на 30 сентября 2022 года, назначенным либо не назначенным на должности судей
при формировании первоначальных составов федеральных судов, создаваемых
на территории Луганской Народной Республики.
Проектом федерального закона предусматривается предоставление судьям в
отставке, имевшим право на 30 сентября 2022 года на назначение ежемесячного
пожизненного денежного содержания, а также лицам, замещавшим на 30 сентября
2022 года должности судей судов, действовавших на территории Луганской
Народной Республики, и не назначенных на должности судей первоначальных
составов судов Российской Федерации, создаваемых на территории Луганской
Народной Республики, право по их выбору на назначение пенсии на общих
основаниях или на ежемесячное пожизненное содержание в соответствии
с нормами пункта 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года
№ 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Кроме того, размеры ежемесячного пожизненного содержания, согласно
проекту федерального закона, индексируются в размерах и сроки, которые
предусмотрены для индексации размеров должностных окладов судей в
Российской Федерации.
Выплаты, предусмотренные проектом федерального закона, будут
осуществляться со дня его вступления в силу. При этом требования и ограничения
для пребывающих в отставке судей, установленные Законом Российской
Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской
Федерации», распространяются на все перечисленные в проекте федерального
закона категории лиц (за исключением действующий судей), также со дня его
вступления в силу.
Положения законопроекта вступают в силу со дня его официального
опубликования.
Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие проекта
федерального закона потребует дополнительных ассигнований федерального
бюджета. В частности, на выплату выходного пособия – 451 627 370,88 рублей
единовременно, а также на выплату ежемесячного пожизненного содержания,
ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50%
ежемесячного пожизненного содержания – 105 285 345,34 рублей. в год. Вместе с
тем комитет обращает внимание, что реализация проектируемых норм может
потребовать дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации уже в 2025 году, в связи с чем при доработке
законопроекта необходимо уточнить конкретные источники их финансирования.
Также комитет считает целесообразным предусмотреть закрепление
обозначенных социальных гарантий не только для Луганской Народной
Республики, но и для Донецкой Народной Республики, Запорожской и
Херсонской областей в рамках одного проекта федерального закона.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий
граждан».