Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 967290–8 «О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменения в статью 3
Закона Российской Федерации „Об организации страхового дела
в Российской Федерации“ (далее — законопроект), внесенный на рассмотрение
Государственной Думы сенаторами Российской Федерации Е.В. Афанасьевой,
В.Е. Деньгиным, депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким,
С.Д. Леоновым, Б.А. Чернышовым и другими, комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается предусмотреть в Законе Российской Федерации
от 27 ноября 1992 года № 4015-I „Об организации страхового дела
в Российской Федерации“ запрет на отказ в заключении договора страхования
исключительно на основании определенного пола, расы, цвета кожи,
национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного,
социального и должностного положения, возраста, наличия инвалидности, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также по иным основаниям, установленным нормативным актом
Банка России.
Следует учитывать, что в случае заключения публичных договоров
страхования применяется статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации,
уже предусматривающая положения антидискриминационного характера, а также
статья 15.341 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, которой установлена ответственность за необоснованный отказ
от заключения публичного договора страхования либо навязывание
дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования.
В случае заключения иных договоров страхования не усматривается
необходимость придания таким сделкам публичного характера.
В частности, необходимо обратить внимание на то, что Федеральным
законом от 13 июня 2023 года № 209-ФЗ „О признании утратившим силу абзаца
второго пункта 1 статьи 927 части второй Гражданского кодекса Российской
Федерации“ из Гражданского кодекса Российской Федерации исключено
положение о том, что договор личного страхования является публичным договором.
Соответствующие изменения были обусловлены тем, что договор личного
страхования строго индивидуализирован. В частности, определение объекта
страхования, степени страхового риска, условий договора личного страхования,
например, о размере страховой премии, зависят от личных характеристик
застрахованного лица (возраста, здоровья и так далее), которые не могут быть
типизированы. Обязательность заключения страховщиком договора нивелируется
из‑за выработанных оборотом правил о возрастных ограничениях (для договоров
на „дожитие“), ограничениях по состоянию здоровья и тому подобное.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству
и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по социальной
политике не поддерживают концепцию законопроекта.
Учитывая вышеизложенное, комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона „О внесении изменения в статью 3 Закона
Российской Федерации „Об организации страхового дела в Российской Федерации“.