Отзывы на ПФЗ

Отзыв по проекту законодательной инициативы № 8–767 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», подготовленному Государственным Советом Республики Татарстан

Рассмотрев проект законодательной инициативы N° 8–767
»О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации» (далее — Проект), подготовленный Государственным Советом
Республики Татарстан, Комитет Совета Федерации по бюджету и
финансовым рынкам отмечает следующее.
Проектом предлагается внести изменения в главу 26 «Налог на добычу
полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации
(далее — Кодекс), направленные на установление особого порядка
налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ)
в отношении неметаллического сырья, используемого преимущественно в
строительной индустрии, в части общераспространенных полезных
ископаемых, добываемых на участках недр местного значения (далее —
неметаллическое сырье).
Предлагается установить специфическую налоговую ставку по НДПИ
в размере 34 рубля за 1 м3 при добыче неметаллического сырья с ежегодной
индексацией на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий
календарный год. Одновременно предусматривается возможность изменения
указанной налоговой ставки законами субъектов Российской Федерации в
зависимости от вида полезного ископаемого, условий его добычи и
сложившихся цен реализации, в пределах до десятикратного увеличения или
уменьшения. Также Проектом предлагается исключить пункт 13 статьи 343
Кодекса, предусматривающий ограничение расчета максимальной суммы
НДПИ на щебень, рассчитываемой как произведение количества добытого
полезного ископаемого в тоннах и фиксированной величины 16,5 рублей.
Согласно пояснительной записке к Проекту реализация предлагаемых
положений позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты субъектов
Российской Федерации за счет сближения налоговой базы по НДПИ с
рыночной стоимостью добытого полезного ископаемого.
Следует отметить, что предлагаемое предоставление субъектам
Российской Федерации права изменять ставку НДПИ, который согласно
статье 13 Кодекса относится к федеральным налогам, не соответствует
положениям пункта 1 статьи 53 Кодекса, согласно которому налоговые ставки
по федеральным налогам устанавливаются Кодексом. При этом статьей 12
Кодекса закреплены полномочия законодательных органов субъектов
Российской Федерации по установлению налогов и сборов, которые
не предусматривают возможности изменения ставок федеральных налогов.
Также отмечаем, что установленное пунктом 13 статьи 343 Кодекса
ограничение максимальной суммы НДПИ на щебень позволяет сдерживать
рост налоговой нагрузки на организации, осуществляющие добычу
строительного камня разного фракционного состава (щебня). Отмена данного
ограничения и установление нового механизма налоговой ставки по НДПИ в
отношении неметаллического сырья может привести к росту налоговой
нагрузки на предприятия, добывающие общераспространенные полезные
ископаемые, используемые в строительной отрасли, в том числе щебня, что
может повлиять на себестоимость строительных материалов, увеличить
затраты на жилищное строительство и, как следствие, спровоцировать
увеличение цен на жилье и инфраструктуру в субъектах Российской
Федерации.
Кроме того, установление специфической налоговой ставки по НДПИ
на неметаллическое сырье с возможностью ее изменения субъектами
Российской Федерации в десятикратном размере может привести к
значительной неоднородности налоговой нагрузки между регионами и создать
неравные условия для участников строительного рынка, что затруднит
реализацию межрегиональных проектов и усложнит налоговое
администрирование. Также следует учитывать, что практика установления
значений налоговых ставок по имущественным налогам показывает
вероятность стремления регионов к повышению налоговых ставок до
предельных значений, что усиливает риски увеличения совокупной налоговой
нагрузки в строительной отрасли.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Проекту его
принятие не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и
не приведет к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации. Вместе с тем в финансово-экономическом обосновании
не представлена оценка предполагаемого роста доходов региональных
бюджетов, а также отсутствует информация о влиянии предлагаемых
изменений на смежные отрасли экономики и конечные потребительские
цены на строительные материалы.
Необходимо учитывать, что НДПИ в отношении
общераспространенных полезных ископаемых полностью зачисляется в
бюджеты субъектов Российской Федерации, поэтому предлагаемые
изменения могут повлиять на уровень расчетной бюджетной обеспеченности
отдельных регионов в случае принятия ими региональных законов о
снижении ставки НДПИ при добыче неметаллического сырья, и, как
следствие, на объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности,
предоставляемых из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, предлагаемая законодательная инициатива
требует дополнительной проработки с целью минимизации потенциальных
негативных последствий для строительной отрасли и экономики субъектов
Российской Федерации, а также дополнительного финансово-
экономического обоснования в части влияния на доходы бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации и отраслевую фискальную
нагрузку.
В связи с этим комитет не поддерживает проект законодательной
инициативы № 8–767 «О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации».