Рассмотрев проект законодательной инициативы № 8–746 «О поэтапном
погашении обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в
отношении семей, имеющих детей, и о внесении изменений в статью 1
Федерального закона „О мерах государственной поддержки семей, имеющих
детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам
(займам) и о внесении изменений в статью 132 Федерального закона „Об актах
гражданского состояния“ (далее — проект законодательной инициативы),
подготовленный Законодательным Собранием Оренбургской области, комитет
отмечает следующее.
Проектом законодательной инициативы предусматривается, что право на
меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации —
мать или отец, у которых в период с 1 января 2026 года по 31 декабря 2030 года
родились первый, второй, третий ребенок или последующие дети и которые
являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).
Также проектом законодательной инициативы предлагается установить, что
меры государственной поддержки могут быть реализованы в отношении только
одного ипотечного жилищного кредита путем полного или частичного
погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу)
гражданина в размере его задолженности в следующем порядке:
- в размере 500 тысяч рублей при рождении первого ребенка;:
- в размере 600 тысяч рублей при рождении второго ребенка;
- в размере 700 тысяч рублей при рождении третьего ребенка.
Комитет обращает внимание на то, что аналогичный проект федерального
закона № 70720–8 „О поэтапном погашении обязательств по ипотечным
жилищным кредитам (займам) в отношении семей, имеющих детей и о
внесении изменений в Федеральный закон „О мерах государственной
поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по
ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 132
Федерального закона „Об актах гражданского состояния“ получил
отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации и был отклонен
Государственной Думой 15 декабря 2022 года.
Кроме того, на рассмотрении Государственной Думы в настоящее время
находится аналогичный проект федерального закона № 875499–8 „О поэтапном
погашении обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в
отношении семей, имеющих детей“.
Также следует отметить, что предлагаемые к реализации меры
государственной поддержки являются расходными обязательствами Российской
Федерации. Согласно данным финансово-экономического обоснования к
проекту законодательной инициативы прогнозируемый объем расходов
федерального бюджета составит в 2027 году 675 млрд рублей, в 2028 году — 684
млрд рублей. При этом финансово-экономическое обоснование к проекту
законодательной инициативы в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса
Российской Федерации не содержит указания на источники финансирования
новых расходных обязательств.
С учетом изложенного комитет не поддерживает концепцию проекта
законодательной инициативы „О поэтапном погашении обязательств по
ипотечным жилищным кредитам (займам) в отношении семей, имеющих детей,
и о внесении изменений в статью 1 Федерального закона „О мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения
обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении
изменений в статью 132 Федерального закона „Об актах гражданского
состояния“.
Вместе с тем Комитет отмечает, что настоящий отзыв не может
препятствовать реализации Законодательным Собранием Оренбургской области
права законодательной инициативы и принятию решения о внесении
указанного проекта в Государственную Думу.