Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 916097–8 «О внесении изменений в статьи 2, 28, 48, 59, 79, 98 и 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений
в статьи 2, 28, 48, 59, 79, 98 и 99 Федерального закона „Об образовании
в Российской Федерации“ (далее — законопроект), инициированный
депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, О.Н. Смолиным,
И.И. Мельниковым, А.А. Алёхиным и другими, комитет по вопросам своего
ведения отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства
о социальной защите инвалидов (детей-инвалидов) и лиц с ограниченными
возможностями здоровья в сфере образования.
Законопроектом предлагается уточнить терминологию и
на законодательном уровне включить инвалидов (детей-инвалидов)
в категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее
- ОВЗ, обучающиеся (лица) с ОВЗ).
Кроме этого, предлагается установить обязанность образовательных
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным
общеобразовательным программам, в том числе адаптированным, определять
условия организации обучения и воспитания инвалидов (детей-инвалидов)
и иных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не только
в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации и абилитации, но
и на основании рекомендаций соответствующих психолого-медико-
педагогических комиссий, создаваемых при центрах психолого-
педагогической, медицинской и социальной помощи.
Также законопроектом предусматривается дополнение перечня
специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ,
инвалидами (детьми-инвалидами) услугами тьютора, сурдопереводчика
и тифлосурдопереводчика.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием
к законопроекту реализация проектируемых норм потребует дополнительных
расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том
числе на финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением
обучающимся инвалидам (детям-инвалидам) и иным обучающимся лицам
с ОВЗ бесплатного двухразового питания.
Вместе с тем комитет отмечает, что в соответствии с пунктом 4 части 6
статьи 28 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ на
образовательные организации в Российской Федерации уже возложена
обязанность создавать специальные условия для получения образования
обучающимися с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии
с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для
инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
В этой связи предлагаемые законопроектом меры социальной поддержки
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере
образования нуждаются в гармонизации с нормами действующего
законодательства, а также в их дополнительной проработке, обосновании
и согласовании с Правительством Российской Федерации.
Кроме этого, реализация проектируемых норм может потребовать
дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации уже в 2025 году, при этом соответствующие расчёты
не представлены, их источник и порядок финансирования не установлен, что
противоречит требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской
Федерации.
На основании изложенного комитет не поддерживает концепцию
проекта федерального закона „О внесении изменений в статьи 2, 28, 48, 59,
79, 98 и 99 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“.