Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации“ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее
- законопроект), инициированный депутатами Государственной Думы
В.В. Абрамченко, С.А. Тарбаевым, Н.В. Школкиной, Н.В. Костенко и другими,
комитет по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской
Федерации в целях совершенствования законодательства в сфере туристской
деятельности в Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон
»Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также
в Земельный и в Лесной кодексы Российской Федерации, предусматривающие
уточнение терминологии, в том числе в части введения на законодательном уровне
понятия «туристской тропы» как туристского ресурса, предназначенного для
пешего, велосипедного, лыжного, конного (верхом) или иного немеханического
способа передвижения, расположенного на землях, земельных участках,
поверхностях искусственных сооружений и водных объектах, обустроенного
системой навигации и ориентирования, на отдельных частях или по всей
протяжённости которого могут размещаться элементы благоустройства,
некапитальные строения и сооружения, а также «оператора туристской тропы»,
представляющего собой юридическое лицо, включая федеральные и региональные
органы государственной власти и местного самоуправления, или индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих деятельность по созданию и (или)
управлению туристской тропой. Кроме этого, проектируется дополнение
полномочий органов государственной власти Российской Федерации в сфере
туризма новыми полномочиями, связанными с созданием и управлением
(функционированием) федеральных туристских троп, в том числе в части
утверждения их паспортов, требований к их операторам, порядка определения
оператора федеральной туристской тропы, порядка создания (ведения) Единого
реестра туристских троп, а также — создания и управления такими тропами, в том
числе с возможностью привлечения иных операторов по ним.
Также предлагается дополнить перечень полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию
благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации
новыми полномочиями, связанными с созданием и управлением
(функционированием) региональных туристских троп, в том числе в части
утверждения паспортов таких туристских троп, а также создания и управления
ими, включая возможное привлечение иных операторов по ним.
Кроме этого, планируется предоставить органам местного самоуправления
право по утверждению паспортов муниципальных туристских троп, а также — по
созданию и управлению ими, в том числе с возможностью привлечения иных
операторов по таким тропам.
Также законопроектом предлагается установить правовые основы создания
и функционирования (ведения, формирования) Национальной системы
туристских троп в Российской Федерации, в состав которой предлагается
включить федеральные, региональные и муниципальные туристские тропы,
а также туристские тропы на особо охраняемых природных территориях, сведения
о которых внесены в Единый реестр туристских троп, а также — Единого реестра
туристских троп, проектируемого в виде государственного информационного
ресурса, содержащего сведения о туристских тропах, входящих в Национальную
систему туристских троп.
Кроме этого, проектируются отдельные особенности использования земель
(земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной
собственности, в том числе в виде установления правового режима
их ограниченного пользования (сервитут, публичный сервитут), а также — лесов
для осуществления туристской и туристско-рекреационной деятельности,
связанной с созданием и функционированием туристских троп.
Законопроектом предусматривается вступление в силу его положений
с 1 марта 2026 года.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием
к законопроекту реализация проектируемых норм не потребует дополнительных
расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании изложенного комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации“ и в отдельные
законодательные акты Российской Федерации».