Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 847127–8 «О внесении изменения в часть первую
Налогового кодекса Российской Федерации» (о возврате средств, формирующих
положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика), внесенный
в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым,
В.К. Гартунгом, О.А. Ниловым и другими, и отмечает следующее.
Рассматриваемый проект федерального закона (далее — законопроект)
предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации
(далее — Кодекс), направленных на регулирование вопросов выплаты денежных
средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета,
наследникам налогоплательщика.
В соответствии с положениями статьи 1112 Гражданского кодекса
Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие
наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе
имущественные права и обязанности. Поэтому, как указывают авторы
законопроекта, имущественное обязательство налогового органа по возврату
излишне уплаченного налога, сборов и страховых взносов, формирующих
положительное сальдо единого налогового счета, также входит в состав наследства
и наследники умершего лица вправе получить в порядке наследования
причитающееся наследодателю имущество, в том числе и в виде суммы излишне
уплаченных денежных средств.
Однако согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской
Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном
или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым
отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не
предусмотрено законодательством. А так как действующим законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах возврат суммы излишне уплаченных
платежей, регулируемых Кодексом, наследникам умершего физического лица не
предусмотрен, удовлетворение такого требования возможно только в судебном
порядке. Эта позиция подтверждается письмом Министерства финансов
Российской Федерации от 15 января 2021 года № 03–02–11/1552. В связи с
изложенным законопроектом вносятся соответствующие изменения в Кодекс.
Принятие законопроекта, по мнению комитета, будет способствовать
совершенствованию механизмов оказания государственных и нотариальных услуг
в части обеспечения защиты прав и законных интересов наследников.
У комитета имеются следующие замечания по законопроекту.
Название законопроекта следует изложить в новой редакции: «О внесении
изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», так как
изменения вносятся в две статьи Кодекса.
Законопроектом устанавливается обязанность налоговых органов по
запросу нотариуса предоставлять информацию о сумме средств, формирующих
положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика на
определенную дату в целях включения указанной суммы в состав наследственной
массы. Полагаем, что соответствующее право нотариуса должно быть также
отражено в статье 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Законопроектом предлагается дополнить Кодекс новой статьей 791,
устанавливающей порядок выплаты денежных средств, формирующих
положительное сальдо, наследникам налогоплательщика. Так, законопроектом
предусматривается, что наследник умершего налогоплательщика на основании
свидетельства о праве на наследство вправе обратиться в налоговый орган по месту
учета такого лица с заявлением о выплате денежных средств, составлявших
положительное сальдо единого налогового счета на дату смерти умершего, с
указанием реквизитов счета для зачисления денежных средств, которое должно
быть исполнено в соответствии с порядком, установленным статьей 79 Кодекса,
либо предоставлен мотивированный отказ. При этом установлено, что порядок
действий налогового органа при осуществлении возврата аналогичен порядку,
предусмотренному статьей 79 Кодекса с необходимыми для достижения цели
корректировками.
Полагаем, что новая статья 791 Налогового кодекса требует доработки,
поскольку такая правовая конструкция норм не дает понимания
последовательности действий указанных лиц при исполнении, либо при отказе в
исполнении заявления о выплате денежных средств, составлявших положительное
сальдо единого налогового счета, и, соответственно, может повлечь трудности в
правоприменительной практике.
Как следует из материалов к законопроекту, реализация проектируемого
федерального закона не повлечет дополнительных расходов федерального
бюджета. Вместе с тем, на наш взгляд, может потребоваться доработка
информационных систем налоговых органов и единой информационной системы
нотариата, поэтому финансово-экономическому обоснование следует уточнить.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и
государственному строительству поддерживает законопроект.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона № 847127–8 «О внесении изменения в часть первую
Налогового кодекса Российской Федерации».