Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 872440–8 «О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 872440–8 «О внесении изменений в статью 224
части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу сенаторами Российской
Федерации Е.В. Афанасьевой, В.Е. Деньгиным и депутатами Государственной
Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, А.Н. Диденко и другими, и сообщает
следующее.
Законопроект разработан в целях увеличения доходов бюджетной системы
Российской Федерации для решения масштабных общенациональных задач
в социальной и экономической сферах.
Для достижения указанных целей Законопроектом предлагается установить
ставку по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере 30%
в отношении доходов от осуществления иностранными гражданами трудовой
деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного
в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года
№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации».
В соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса Российской
Федерации такие доходы подлежат налогообложению по прогрессивной шкале
ставок НДФЛ, аналогичной шкале ставок, применяемой в отношении доходов
налоговых резидентов Российской Федерации.
По мнению комитета, предлагаемая Законопроектом мера не в полной мере
согласуется с нормами частей 1 и 2 статьи 19 и статьи 57 Конституции Российской
Федерации и основными началами законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах, закрепленными в пунктах 1 и 2 статьи 3 Налогового кодекса
Российской Федерации, в соответствии с которыми законодательство о налогах и
сборах основывается на признании всеобщности
и равенства налогообложения, налоги и сборы не могут иметь
дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных,
расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев,
не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов,
налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства
физических лиц или места происхождения капитала.
Предлагаемое Законопроектом изменение также не учитывает положения
международных договоров об избежании двойного налогообложения,
заключенных Российской Федерацией с другими государствами, и договоров
Евразийского экономического союза, которые касаются обязательств
договаривающихся сторон не применять дискриминационные положения
в отношении налогообложения доходов.
Таким образом, не понятно, в отношении какого круга лиц будет действовать
предлагаемая Законопроектом норма и о каких дополнительных поступлениях в
федеральный бюджет идет речь. При этом в сопроводительных материалах к
Законопроекту отсутствует аналитическая и статистическая информация,
позволяющая оценить финансово-экономические последствия
его реализации.
Помимо этого, Законопроектом предлагается ввести вместо единой ставки
НДФЛ в размере 15% прогрессивную шкалу ставок в отношении получаемых
физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской
Федерации, доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках,
находящихся на территории Российской Федерации, а также по вкладам (остаткам
на счетах) в Центральном банке Российской Федерации. Вместе с тем в
сопроводительных материалах к Законопроекту отсутствует какое‑либо
обоснование данной меры.
Комитет Совета Федерации по международным делам и Комитет Совета
Федерации по социальной политике не поддерживают Законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам не поддерживает проект федерального закона № 872440–8
«О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации».