Рассмотрев проект федерального закона «О поэтапном погашении
обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в отношении семей,
имеющих детей» (далее – проект федерального закона), внесенный депутатами
Государственной Думы С.М.Мироновым, О.А.Ниловым, Я.В.Лантратовой и
другими, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона направлен на расширение мер
государственной поддержки семей с детьми в части погашения обязательств по
ипотечным кредитам (займам).
Проект федерального закона предусматривает, что право на меры
государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации – мать или
отец, у которых в период с 1 января 2024 года родились первый, второй или
третий ребенок и которые являются заемщиками по ипотечному кредиту (займу).
Проектом федерального закона предлагается установить, что меры
государственной поддержки могут быть реализованы в отношении только одного
ипотечного жилищного кредита путем полного или частичного погашения
обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере
его задолженности в следующем порядке:
- в размере 500 тысяч рублей при рождении первого ребенка;
- в размере 600 тысяч рублей при рождении второго ребенка;
- в размере 700 тысяч рублей при рождении третьего ребенка.
Таким образом, проект федерального закона предусматривает
максимальный размер мер государственной поддержки в сумме 1,8 млн рублей
на одну семью.
Также предлагается установить, что погашение обязательств будет
осуществляться по кредитным договорам (договорам займа), заключенным до 1
января 2030 года.
В настоящее время основания для реализации мер государственной
поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения
обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) установлены нормами
Федерального закона № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным
кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 132 Федерального закона
»Об актах гражданского состояния» (далее – Федеральный закон № 157-ФЗ),
согласно которому право на меры государственной поддержки имеет гражданин
Российской Федерации — мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года
по 31 декабря 2030 года родились третий ребенок или последующие дети и
которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу). При
этом меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении
только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей
после реализации мер государственной поддержки) путем полного или
частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу)
гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей.
Таким образом, предлагаемый проектом федерального закона порядок
предоставления мер государственной поддержки семьям, имеющим детей,
регулируя те же отношения, что и Федеральный закон № 157-ФЗ, устанавливает
иной порядок и условия реализации соответствующих прав граждан, при этом
названный Федеральный закон не признается утратившим силу, что может
повлечь противоречия в правоприменительной практике.
Кроме того, аналогичный проект федерального закона № 70720–8
»О поэтапном погашении обязательств по ипотечным жилищным кредитам
(займам) в отношении семей, имеющих детей и о внесении изменений в
Федеральный закон «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей,
в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и
о внесении изменений в статью 132 Федерального закона „Об актах гражданского
состояния“ получил отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации
и был отклонен Государственной Думой 15 декабря 2022 года.
Следует отметить, что предлагаемые к реализации меры государственной
поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно расчетам Министерства финансов Российской Федерации по
состоянию на апрель 2023 года для реализации проекта федерального закона
потребуется финансовое обеспечение в совокупном размере 541,5 млрд. рублей в
год. При этом финансово-экономическое обоснование к проекту федерального
закона в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации не
содержит указания на источники финансирования новых расходных
обязательств.
Комитет информирует о том, что Комитет Совета Федерации по
экономической политике, Комитет Совета Федерации по социальной политике,
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной
политике, местному самоуправлению и делам Севера, являющиеся
соисполнителями при рассмотрении проекта федерального закона, не
поддерживают его концепцию.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона „О поэтапном погашении обязательств по ипотечным
жилищным кредитам (займам) в отношении семей, имеющих детей“.