Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон „О привлечении инвестиций с использованием
инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации“ (далее – законопроект),
внесенный на рассмотрение Государственной Думы депутатами Государственной
Думы А.Г.Аксаковым, О.В.Савченко, В.Б.Сениным, В.С.Макаровым,
И.Н.Бабичем, А.А.Гетта, а также сенаторами Российской Федерации
Н.А.Журавлевым, М.М.Ульбашевым, А.А.Салпагаровым, М.Г.Сидухиной,
В.М.Джабаровым, комитет отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование механизмов привлечения
финансирования от инвестора бизнесом, включая субъектов малого и среднего
предпринимательства, путем размещения ценных бумаг на инвестиционной
платформе и повышения привлекательности краудфандинговых платформ для
инвесторов.
Для целей оптимизации регулирования законопроектом предусматривается,
что если инвестирование осуществляется путем предоставления займа более чем
одним инвестором, то такой заем предоставляется на основании одного договора
инвестирования со множественностью лиц на стороне кредитора.
Также предусматривается возможность финансировать инвестиционный
проект с момента сбора минимально необходимой суммы инвестиций, не
дожидаясь, когда соберется максимальная сумма. Одновременно в целях
предотвращения риска инвестиций в недофинансированные проекты
законопроектом предусмотрено ограничение на предельное значение разницы
между минимальной и максимальной суммой, содержащейся в инвестиционном
предложении, на уровне 25%.
Законопроектом уточняется момент, с которого договор инвестирования
считается заключенным: не с момента зачисления денежных средств на
расчетный счет лицу, привлекающему инвестиции, а с момента передачи ему
безналичных денежных средств с номинального счета оператора инвестиционной
платформы.
В целях предотвращения конфликта интересов установлен прямой запрет
для оператора инвестиционной платформы быть одновременно инвестором и
лицом, привлекающим инвестиции на своей платформе.
В целях обеспечения защиты прав сторон договора инвестирования
предусматривается запрет одностороннего отказа оператора инвестиционной
платформы и (или) лица, привлекающего инвестиции, от исполнения договора
услуг, если у инвестора имеются действующие договоры инвестирования и (или)
у инвестора имеется принятое им инвестиционное предложение, по которому не
использовано право на отказ в течение 5 дней после его принятия.
Аналогичный запрет отказа от исполнения договора установлен для
оператора инвестиционной платформы, если у лица, привлекающего
инвестиции, имеются действующие договоры инвестирования и (или)
действующие инвестиционные предложения.
Законопроектом дополняется перечень допустимых операций по
номинальному счету оператора инвестиционной платформы операцией по
перечислению в бюджетную систему налогов при выполнении оператором
функций налогового агента физического лица (инвестора). Также
Законопроектом для Оператора предусматривается возможность вести учет
денежных средств на номинальном счете не только инвесторов, но и своих
денежных средств, как одного из возможных бенефициаров номинального счета.
Для удовлетворения возрастающего спроса на финансирование, в том числе
от субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривается
увеличение годового лимита инвестиций для физических лиц с 600 тысяч до
1 миллиона рублей. Лимит будет действовать на каждой платформе отдельно, при
этом в указанную сумму не входят средства, полученные инвестором по
завершённым договорам.
Кроме того, законопроектом Банк России наделяется полномочием по
установлению требования к размеру собственных средств (капитала) оператора
инвестиционной платформы, его составу и структуре активов, принимаемых к
расчету собственных средств, а также порядок его расчета.
Дополнительно Банк России наделяется полномочиями по установлению
требований к объему, порядку, форме и срокам раскрытия информации, а также
законопроектом устанавливаются требования к раскрываемой оператором
инвестиционной платформы информации.
Комитет информирует о том, что Комитет Совета Федерации по
экономической политике, являющийся соисполнителем при рассмотрении
законопроекта, поддерживает его концепцию.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает проект федерального закона
»О внесении изменений в Федеральный закон «О привлечении инвестиций с
использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации».