Рассмотрев проект законодательной инициативы № 8–735
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации» (далее — Проект), подготовленный Законодательным
Собранием Санкт-Петербурга, комитет отмечает следующее.
В соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса
Российской Федерации (далее — НК РФ) для многодетных семей (имеющих
трех и более несовершеннолетних детей) установлены льготы по земельному
налогу (в части уменьшения налоговой базы на величину кадастровой
стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося
в их собственности) и налогу на имущество физических лиц (в части
уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 5 кв. м
общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 кв. м
общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого
несовершеннолетнего ребенка).
Проектом предлагается расширить перечень лиц, имеющих право
на указанные льготы, предусмотрев предоставление льгот семьям, имеющим
трех и более детей, до достижения старшим ребенком возраста 18 лет
или возраста 23 лет при условии его обучения в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.
Как следует из пояснительной записки к Проекту данная мера
направлена на приведение норм НК РФ в соответствие с положениями
Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 года № 63
«О мерах социальной поддержки многодетных семей», в соответствии
с пунктом 2 которого предоставление многодетным семьям мер социальной
поддержки осуществляется до достижения старшим ребенком возраста
18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.
Комитет концептуально поддерживает необходимость
совершенствования механизмов поддержки многодетных семей.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии
со статьями 15, 387 и 399 НК РФ и статьями 61–616 Бюджетного кодекса
Российской Федерации земельный налог и налог на имущество физических
лиц относятся к местным налогам, устанавливаются НК РФ
и нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований (законами городов федерального значения
Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводятся в действие
и прекращают действовать в соответствии с НК РФ и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований
(законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга
и Севастополя), обязательны к уплате на территориях этих муниципальных
образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга
и Севастополя) и подлежат зачислению в местные бюджеты (бюджеты
городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
При этом статьями 12, 387 и 399 НК РФ предусмотрено,
что нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований (законами городов федерального значения
Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также предусматриваться
налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Таким образом, действующая редакция НК РФ наделяет указанные
представительные органы муниципальных образований и законодательные
органы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга
и Севастополя достаточными полномочиями по решению вопроса
о предоставлении дополнительных мер поддержки указанной категории
налогоплательщиков.
Кроме того, необходимо учитывать, что расширение перечня
получателей налоговых льгот по земельному налогу и налогу
на имущество физических лиц может привести к сокращению поступлений
по ним в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской
Федерации. Однако в сопроводительных к Проекту материалах отсутствует
статистическая. и аналитическая информация, позволяющая оценить
финансово-экономические последствия предлагаемой Проектом меры.
Следует также отметить, что представителями субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления неоднократно обращалось
внимание на необходимость предоставления компенсации выпадающих
доходов в случае императивного введения на федеральном уровне льгот по
региональным и местным налогам. Вместе с тем в сопроводительных
к Проекту материалах не указаны источники компенсации возможных
бюджетных потерь.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает проект
законодательной инициативы № 8–735 «О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской
Федерации законопроекты, предусматривающие введение или отмену
налогов, освобождение от их уплаты, об изменении финансовых
обязательств государства могут быть внесены только при наличии
заключения Правительства Российской Федерации. Соответственно,
в случае принятия решения о внесении подготовленного законопроекта
в Государственную Думу потребуется получение заключения Правительства
Российской Федерации.