Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 728330–8 «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменения в статью 10
Федерального закона „О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера“ (далее – Законопроект),
внесенный в Государственную Думу Законодательным Собранием Оренбургской
области, комитет по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Законопроектом предполагается внесение изменений в Федеральный закон
от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ „О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ (далее –
Федеральный закон № 68-ФЗ), предусматривающих, что Правительство
Российской Федерации определяет порядок оказания единовременной
материальной помощи и финансовой помощи гражданам Российской Федерации,
иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим в собственности
объекты капитального строительства, находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации,
в случае нарушения условий их жизнедеятельности либо повреждения или утраты
ими имущества в результате чрезвычайной ситуации, а также порядок выплаты
единовременных пособий при реализации мероприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Действующей редакцией подпункта „м“ статьи 10 Федерального закона
№ 68-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации определяет
порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи
гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без
гражданства, проживающим в жилых помещениях, находящихся в зоне
чрезвычайной ситуации, в случае нарушения условий их жизнедеятельности либо
утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации, а также порядок
выплаты единовременных пособий при реализации мероприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Комитет отмечает, что согласно действующему законодательству в целях
организации возмещения причиненного вследствие чрезвычайной ситуации
ущерба жилым домам, квартирам, иным видам жилых помещений, определенных
Жилищным кодексом Российской Федерации (в том числе расположенным на
садовых земельных участках), органы государственной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии со статьей 111 Федерального закона № 68-
ФЗ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации
возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов
Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием
механизма добровольного страхования.
Согласно материалам к Законопроекту в результате весеннего паводка на
территории Оренбургской области в апреле 2024 года были повреждены или
полностью уничтожены объекты капитального строительства в границах
территорий некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения
садоводства и огородничества. Особенно остро сложилась ситуация с жилыми и
садовыми домами, расположенными в границах садоводческих некоммерческих
товариществ, большая часть которых используется гражданами для проживания и
является единственным для них жильем. При этом отсутствие правового
регулирования правоотношений по возмещению ущерба садоводам, причиненного
их имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, приводит к невозможности его
возмещения.
По мнению комитета, в положениях Законопроекта не вполне корректно
определены объекты имущества граждан, пострадавших от чрезвычайной
ситуации. Так, согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской
Федерации под объектом капитального строительства понимается здание,
строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за
исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений
земельного участка (замощение, покрытие и другие). Таким образом, к объектам
капитального строительства могут относиться не только жилые, но и нежилые
строения и сооружения.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Законопроекту его
принятие потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета,
размер которых будет зависеть от установленных Правительством Российской
Федерации размера и порядка осуществления мер государственной поддержки.
Вместе с тем в материалах к Законопроекту отсутствуют сведения об оценке
объема соответствующих расходов, в том числе расходов на возмещение ущерба за
поврежденные нежилые строения (магазины, промышленные объекты),
источники финансирования которых не определены, что не соответствует
требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона „О внесении изменения в статью 10 Федерального закона „О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера“.