Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон „Об исполнительном производстве“ (далее – Законопроект),
внесенный в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации
В.В. Якушевым, А.А. Клишасом, Н.С. Кувшиновой, Н.В. Федоровым, а также
депутатом Государственной Думы Д.В. Бессарабовым, комитет по вопросам своего
ведения отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях защиты от взыскания по исполнительным
документам компенсаций, выплачиваемых лицам, принимающим или
принимавшим участие в специальной военной операции, которые приобрели
инвалидность в связи с полученными ранениями.
В соответствии с Законопроектом предполагается дополнить перечень видов
доходов, на которые не может быть обращено взыскание в рамках осуществления
исполнительного производства в отношении гражданина — должника, включив в
них:
- компенсацию за самостоятельно приобретенные до 1 января 2025 года
инвалидами технические средства реабилитации (изделия) либо приобретенные
ветеранами протезы (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедические изделия;
- компенсацию расходов на оплату проезда к месту нахождения организации,
в которую выдано направление на получение либо изготовление технического
средства реабилитации (изделия), протезов (кроме зубных протезов) и протезно-
ортопедических изделий, и обратно, в случае осуществления этих расходов за счет
инвалида (ветерана);
- ежегодную денежную компенсацию инвалидам расходов на содержание и
ветеринарное обслуживание собак-проводников;
- расходов на оплату проезда инвалида и сопровождающего его лица для
получения собаки-проводника к месту нахождения организации, в которую
выдано направление, и обратно, в том числе по провозу собаки-проводника, в
случае осуществления этих расходов за счет инвалида.
Кроме того, Законопроектом предлагается закрепить обязанность лиц,
производящих выплаты гражданину, указывать в расчетных документах
соответствующий код вида дохода, а также взысканную по исполнительному
документу сумму (в случае поступления им такого документа).
Так, предлагается установить, что лица, выплачивающие гражданину
заработную плату и (или) иные доходы, обязаны указывать в расчетных документах
как код вида дохода, так и сумму взысканной по исполнительному документу
задолженности. При этом уточняется, что банк или иная кредитная организация,
осуществляющие обслуживание счетов должника, обеспечивает соблюдение
требований Федерального закона „Об исполнительном производстве“,
определяющих порядок исчисления размера удержания из заработной платы и
иных доходов должника и виды доходов, на которые не может быть обращено
взыскание, на основании сведений о коде вида дохода и взысканной по
исполнительному документу сумме, которые указываются данными лицами в
расчетных документах. Это обусловлено необходимостью формирования в
правоприменительной практике единообразного подхода к тому, какие сведения
из расчетного документа являются единственно возможным источником
информации для осуществления расчета суммы, подлежащей удержанию с
должника при исполнении требований исполнительного документа.
За неисполнение указанной обязанности Законопроектом предлагается
установить административную ответственность, предусмотрев соответствующие
положения в проекте федерального закона № 221761–7 „О внесении изменений в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“ в рамках
его подготовки к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие
Законопроекта не повлечет необходимости выделения дополнительных
бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „Об
исполнительном производстве“.