Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в статью
2133 Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“ (далее – проект
федерального закона), внесенный депутатами Государственной Думы
А.О.Ткачевым, Д.А.Певцовым, О.Ю.Леоновым, К.А.Горячевой, комитет в части
вопросов своего ведения отмечает следующее.
Проект федерального закона подготовлен в целях уточнения оснований для
возбуждения дел о банкротстве физических лиц банками-кредиторами по
обязательствам заемщика, обеспеченным ипотекой.
Действующим законодательством предусмотрена возможность
инициировать процедуру банкротства физического лица гражданином,
конкурсным кредитором и уполномоченным органом при условии, что
требования к гражданину составляют не менее чем 500 тысяч рублей и указанные
требования не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть
исполнены.
Проектом федерального закона предлагается исключить для кредитора,
требования которого обеспечены залогом недвижимого имущества должника,
возможность подать заявление в арбитражный суд о признании гражданина
банкротом. Кроме того, для требований, обеспеченных залогом, проектом
федерального закона предлагается убрать условие неисполнения должником
обязательств в течение 3 месяцев с даты, когда обязательства должны быть
исполнены.
Необходимость принятия изменений, предлагаемых проектом
федерального закона, авторами объясняется негативной тенденцией к резкому
росту просроченной ипотечной задолженности на рынке ипотечного
кредитования, которая по их мнению может привести к массовым банкротствам.
Комитет отмечает, что согласно данным Банка России (информационный
бюллетень „Сведения о рынке ипотечного жилищного кредитования в России“
№ 12 (56) за декабрь 2024 года) общий размер задолженности физических лиц по
ипотечным жилищным кредитам за период 2022–2024 годов вырос на 43% и на
1 января 2025 года составил 20,1 трлн рублей. При этом объем просроченной
задолженности по ипотечным жилищным кредитам за этот же период увеличился
на 15% и на 1 января 2025 года составил 0,48% от общего размера задолженности.
Таким образом, при значительном росте объемов ипотечного кредитования за
последние 3 года, темпы роста просроченной задолженности заемщиков
существенно отстают и находятся на приемлемом уровне.
Также отметим, что процедура банкротства занимает значительное время и
ее инициализация может быть оправдана банком с точки зрения затрат и усилий
только при крупной задолженности физического лица. Вопросы возврата
проблемной задолженности банки, как правило, решают путем переговоров с
заемщиком, предлагая различные варианты реструктуризации долга, чтобы
облегчить его погашение для заемщика (изменение графика платежей, снижение
процентной ставки и т. д.), а также путем исполнительного производства.
С учетом изложенного комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона „О внесении изменений в статью 2133 Федерального закона
“О несостоятельности (банкротстве)».