Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 105
и 112 Федерального закона „Об исполнительном производстве“ (далее –
Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, комитет по
вопросам своего ведения отмечает следующее.
Законопроект разработан с целью освобождения должника – органа
государственной власти (государственного органа), органа местного
самоуправления, государственного (муниципального) казенного учреждения от
уплаты исполнительского сбора и подготовлен во взаимосвязи с проектом
федерального закона № 897311–8 „О внесении изменений в статьи 17.15 и 23.68
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“,
которым предлагается установить полномочие судебного пристава — исполнителя
по привлечению должностных лиц должников — бюджетополучателей к
административной ответственности за неисполнение требований
неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок,
установленный законодательством об исполнительном производстве.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон „Об
исполнительном производстве“ изменения, в соответствии с которыми
исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное
производство возбуждено по исполнительным документам, содержащим
требования неимущественного характера, в отношении должника – органа
государственной власти (государственного органа), органа местного
самоуправления, государственного (муниципального) казенного учреждения.
При этом Законопроектом предусматривается, что исполнительский сбор,
взысканный в федеральный бюджет с должника до дня вступления в силу
соответствующего федерального закона, возврату не подлежит.
Согласно пояснительной записке к Законопроекту, процедура исполнения
таких требований исполнительных документов неимущественного характера как
снос или демонтаж строений, предоставление жилья, устранение нарушений
законодательства занимает продолжительное время по объективным причинам.
Взыскание исполнительского сбора с должников – бюджетополучателей при
неисполнении ими требований исполнительного документа неимущественного
характера в срок (в том числе в срок, равный пяти дням) представляется для них
дополнительным финансовым бременем.
Изменения, предлагаемые Законопроектом, позволят исключить риски
возникновения задолженности по исполнительскому сбору.
Комитет отмечает, что в настоящее время за злостное неисполнение
вступившего в законную силу решения суда или иного судебного акта статьей 315
Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная
ответственность.
По мнению комитета, реализация положений Законопроекта не окажет
существенного влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона „О внесении изменений в статьи 105 и 112 Федерального
закона „Об исполнительном производстве“.