Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 909036–8 «О внесении изменения в Закон
Российской Федерации „О налоговых органах Российской Федерации“ (в части
уточнения полномочий федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов), внесенный
в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, и отмечает
следующее.
Рассматриваемый проект федерального закона (далее — законопроект)
направлен на уточнение полномочий федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в
части проведения анализа (оценки) финансово-хозяйственной деятельности
юридических лиц и предоставления его результатов в виде выписки. С марта 2023
года данный механизм апробируется Федеральной налоговой службой в рамках
эксперимента через „Сервис оценки юридических лиц“, который обеспечивает
автоматизированный анализ данных и формирование соответствующей выписки.
Результаты работы сервиса оценки юридических лиц используются
предприятиями в рамках преддоговорных проверок контрагентов и при
проведении закупочных процедур.
Законопроект вносит изменения в Закон Российской Федерации
от 21 марта 1991 года № 943-I „О налоговых органах“, дополняя его новой статьей,
согласно которой Федеральная налоговая служба наделяется полномочиями:
1) проведения анализа (оценки) сведений о финансово-хозяйственной
деятельности юридического лица, а также иных сведений о юридическим лице,
имеющихся у налогового органа (далее – анализ);
2) формирования результатов такого анализа в виде выписки для
представления юридическому лицу и в случаях, предусмотренных федеральным
законом, иному лицу по его запросу.
Результатом анализа будет вывод о соответствии либо несоответствии
показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых деклараций
(расчетов) и иных сведений о юридическом лице критериям, содержащимся в
методиках проведения анализа.
Также законопроектом предлагается установить порядок предоставления
выписки с результатами проведенного анализа, включая процедуру подачи
заявления о корректировке результатов анализа и передачу информации третьим
лицам в предусмотренных федеральным законом случаях. Методики проведения
анализа, порядок направления запроса о проведении анализа и предоставления
результатов анализа, формы (форматы) запроса о проведении анализа и выписки
с результатами анализа утверждаются Федеральной налоговой службой.
Вступление в силу предлагаемых изменений планируется по истечении 180
дней после дня официального опубликования проектируемого федерального
закона.
Комитет положительно оценивает концепцию законопроекта, так как в
текущей практике налогового контроля (со стороны государства) и налогового
менеджмента (со стороны налогоплательщиков) анализ сведений о самом
налогоплательщике, его контрагентах является чрезвычайно важным элементом
как в процессе выявления схем получения необоснованной налоговой выгоды, так
и в процессе формирования доказательной базы законности действий
налогоплательщиков.
Вместе с тем у комитета имеются следующие замечания по законопроекту.
1. Законопроект предусматривает проведение анализа также в отношении
»иных сведений о юридическим лице, имеющихся у налогового органа», под
которыми подразумеваются главным образом сведения из государственных
реестров и ресурсов Федеральной налоговой службы. Вместе с тем комитет
считает, что целесообразно уточнить данную норму и конкретизировать перечень
сведений, которые могут быть предметом анализа.
2. Вызывает опасение возможность раскрытия результатов анализа «в
случаях, предусмотренных федеральным законом», иному лицу по его запросу. В
законопроекте отсутствует отсылка на конкретный федеральный закон, о котором
идет речь, так как в настоящее время такого закона не существует, но он может
появиться в будущем (Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О
закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» или иной
закон). В связи с этим следует указать сферы законодательства Российской
Федерации, где могут появиться отсылки к Закону Российской Федерации от 21
марта 1991 года № 943-I «О налоговых органах», а также определить порядок
использования иными лицами результатов анализа.
3. Законопроектом предусмотрен 5-дневный срок для направления
заявления о несогласии с результатами анализа, по итогам рассмотрения которого
налоговый орган осуществляет корректировку или отказывает в ней с
обоснованием причин отказа. Представляется, что указанный 5-дневный срок
может быть недостаточным для формирования юридическим лицом обоснованной
и аргументированной позиции о несогласии с результатами проведенной оценки.
4. Целесообразно распространить нормы законопроекта и на
индивидуальных предпринимателей, которые активно вовлекаются как в схемы
дробления бизнеса, так и могут выступать в качестве «технических» контрагентов.
При этом размеры бизнеса у некоторых индивидуальных предпринимателей могут
быть значительно больше, чем у многих юридических лиц.
5. Следует уточнить статус выписки с результатами проведенного анализа в
том случае, если добросовестные налогоплательщики используют ее при выборе
контрагента, в целях защиты их интересов, если в дальнейшем контрагент
окажется недобросовестным при налоговой проверке.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его
реализация не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем с учетом
расширения полномочий налоговых органов и дальнейшего развития механизма
анализа могут возникнуть дополнительные расходы, финансируемые за счет
средств, выделяемых Федеральной налоговой службе из федерального бюджета.
Реализация проектируемого федерального закона потребует принятия
приказа ФНС России «Об утверждении методики проведения анализа (оценки)
финансово-хозяйственного состояния и деятельности юридических лиц»,
примерный срок подготовки приказа — шесть месяцев со дня принятия
федерального закона.
Комитет Совета Федерации по экономической политике поддерживает
законопроект.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что предлагаемый
механизм анализа будет способствовать повышению качества принятия решений,
анализа и прогнозирования экономических показателей как государственными
органами, так и самими экономическими субъектами, комитет поддерживает
концепцию проекта федерального закона № 909036–8 «О внесении изменения в
Закон Российской Федерации „О налоговых органах Российской Федерации“ с
учетом указанных замечаний.