Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 914321–8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»

Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее – Законопроект), внесенный
в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, комитет
отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование и актуализацию положений
бюджетного законодательства Российской Федерации.
Так, Законопроектом предлагается изменить установленный Бюджетным
кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) предельный срок
внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу
проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый
период, предусмотрев его перенос с 15 сентября на 1 октября с целью
обеспечения учета актуальных макроэкономических показателей в проекте
федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Бюджетный кодекс предлагается дополнить положением о возможности
внесения изменений в классификацию доходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации в случаях установления в течение финансового года
федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства
Российской Федерации новых источников бюджетных доходов либо изменения
существующих, что позволит своевременно обеспечить обособленный учет
соответствующих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В статье 56 Бюджетного кодекса Законопроектом предлагается заменить
установленные перечни видов государственной пошлины, зачисляемых в
бюджеты субъектов Российской Федерации, нормами, определяющими
принципы зачисления государственной пошлины в бюджеты субъектов
Российской Федерации в зависимости от совершения государственными
органами субъектов Российской Федерации юридически значимых действий.
Кроме того, в целях приведения Бюджетного кодекса в соответствие с
Налоговым кодексом Российской Федерации перечень доходов бюджетов
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, установленный
статьей 146 Бюджетного кодекса, дополняется соответствующими видами
страховых взносов.
Предлагается установить в статье 132 Бюджетного кодекса требование о
распределении не позднее августа текущего года объемов межбюджетных
трансфертов на очередной финансовый год и плановый период, предоставляемых
бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию национальных
проектов, во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации
по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам от 28 декабря 2024 года
№ Пр-2803.
В статье 1684 Бюджетного кодекса предлагается установить меры
ответственности субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
за нарушение порядка и сроков подписания соглашения о мерах по
восстановлению платежеспособности и за невыполнение обязательств,
предусмотренных указанными соглашениями. Правительству Российской
Федерации и высшим исполнительным органам субъектов Российской
Федерации предоставляется право продления соглашений о мерах по
восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации
(муниципального образования) на 5 лет в случае неснижения просроченной
задолженности.
Поддерживая необходимость мотивации публично-правовых образований к
соблюдению требований бюджетного законодательства Российской Федерации и
соглашений о мерах по восстановлению платежеспособности, комитет отмечает
необходимость продолжения проработки дополнительных мер поддержки таких
субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) с учетом
тщательного анализа причин снижения платежеспособности.
Бюджетный кодекс предлагается дополнить новой главой
»Информационное обеспечение бюджетного процесса», положениями которой
устанавливаются основы организации информационного обеспечения
бюджетного процесса, а также принципы использования, функционирования и
взаимодействия информационных систем в сфере управления государственными
(муниципальными) финансами, в том числе государственной интегрированной
информационной системы управления общественными финансами
»Электронный бюджет», в целях реализации бюджетных полномочий органов
государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
полномочий и функций получателей средств бюджетов бюджетной системы, всех
участников бюджетного процесса и казначейского сопровождения в соответствии
с бюджетным законодательством Российской Федерации.
По мнению комитета, данные изменения будут способствовать
оптимизации процесса подготовки бюджета и бюджетного процесса в целом за
счет упрощения правил расчетов бюджетных расходов и их согласований, а также
сокращения сроков подготовки бюджета.
При этом комитет отмечает необходимость своевременной подготовки и
утверждения Правительством Российской Федерации нормативных правовых
актов для полноценного и непрерывного информационного обеспечения
бюджетного процесса.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 24213–1
»Казначейский мониторинг», в соответствии с которой проведение казначейского
мониторинга Федеральным казначейством будет осуществляться в отношении
всех участников системы казначейских платежей, а не только в отношении
участников казначейского сопровождения.
Установлен состав информации в отношении участника системы
казначейских платежей или юридического лица, индивидуального
предпринимателя, физического лица — производителя товаров, работ, услуг,
получающих денежные средства от участника системы казначейских платежей,
на основании которой в рамках проводимого мониторинга будут приниматься
Федеральным казначейством решения для отказа в открытии (приостановления
открытия) лицевых счетов, запрета (отказа) осуществления операций на лицевых
счетах.
Законопроектом предлагается ввести в действие нормы для участников
системы казначейских платежей:
- получающих средства из федерального бюджета — с 1 сентября 2026 года;
- получающих средства из бюджетов субъектов Российской Федерации
(местных бюджетов), бюджета государственного внебюджетного фонда
Российской Федерации (территориального государственного внебюджетного
фонда), лицевые счета которым открываются в Федеральном казначействе, -
с 1 июля 2027 года;
- получающих средства из бюджетов субъектов Российской Федерации
(местных бюджетов), бюджета государственного внебюджетного фонда
Российской Федерации (территориального государственного внебюджетного
фонда), лицевые счета которым открываются в финансовых органах субъектов
Российской Федерации (муниципальных образований), органах управления
государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, — с 1 июля
2028 года.
Статью 24223 Бюджетного кодекса, устанавливающую основы
казначейского сопровождения, предлагается дополнить требованием о ведении
участниками казначейского сопровождения раздельного учета результатов
финансово-хозяйственной деятельности, а также положениями, закрепляющими
обязанность государственного заказчика, получателя бюджетных средств,
получателя субсидий или бюджетных инвестиций, исполнителя по
государственному контракту, получателя средств по договору (соглашению)
обеспечить включение положений о казначейском сопровождении в
государственные (муниципальные) контракты, договоры (соглашения),
контракты (договоры), соответственно. Полномочием на проведение проверки
ведения участниками казначейского сопровождения такого раздельного учета
результатов финансово-хозяйственной деятельности предлагается наделить
Федеральное казначейство.
Также предлагается уточнить отдельные положения о регулировании
исполнения судебных актов, в частности, предусматривающих обращение
взыскания на средства участников казначейского сопровождения, с целью
обеспечения их исполнения органами, осуществляющими открытие и ведение
лицевых счетов участников казначейского сопровождения, для недопущения
образования задолженности перед взыскателями.
Законопроектом предлагается установить возможность возврата излишне
уплаченного (взысканного) платежа в бюджет в случае отмены или изменения
судебного акта, акта органа или должностного лица, на основании которого был
выдан исполнительный документ, отмены или признания недействительным
исполнительного документа по истечении трех лет со дня уплаты (взыскания)
такого платежа путем подачи заявления о возврате средств в течение трех лет со
дня отмены или изменения соответствующего судебного акта или акта, отмены
или признания недействительным исполнительного документа.
Кроме того, актуализируются положения статьи 2421 Бюджетного кодекса
в части исключения возможности перечисления денежных средств, взысканных
на основании судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, на банковские счета взыскателей,
открытых в иностранных кредитных организациях. Указанная мера направлена
на гармонизацию бюджетного законодательства с положениями законодательства
об исполнительном производстве, в соответствии с которыми денежные средства,
подлежащие взысканию на основании исполнительных документов, могут быть
перечислены исключительно на банковский счет взыскателя, открытый в
российской кредитной организации, либо его казначейский счет.
Законопроектом предлагается распространить положение пункта 51 статьи
156 Бюджетного кодекса в части оказания услуг на безвозмездной основе (без
уплаты комиссии за оказание депозитарных услуг) на услуги, оказываемые
центральным депозитарием Минфину России при управлении финансовыми
активами, в которые размещены средства Фонда национального благосостояния.
Также Законопроектом предусматривается уточнение в статье 179
Бюджетного кодекса срока приведения государственных программ субъектов
Российской Федерации в соответствие с законом о бюджете до 1 февраля
текущего финансового года, что позволит сформировать необходимую отчетность
по параметрам государственных программ Российской Федерации, реализуемых
субъектами Российской Федерации, в части фактических данных за январь
текущего финансового года.
Следует отметить, что во исполнение поручения Правительства Российской
Федерации от 30 августа 2022 года № ММ-П6-14588 субъектами Российской
Федерации в третьем квартале 2023 года обеспечивалась доработка региональных
порядков разработки и реализации региональных программ с учетом подходов и
принципов, предусмотренных на федеральном уровне, в том числе в части
перевода региональных программ в электронный вид, что позволит устранить
риски несвоевременной корректировки региональных программ в целях их
приведения в соответствие с законом о региональном бюджете в
информационной системе.
Законопроектом предлагается закрепить в Бюджетном кодексе на
постоянной основе положение о возможности предоставления субсидий и
бюджетных инвестиций иностранным юридическим лицам, в том числе
офшорным компаниям, а также российским юридическим лицам, в уставном
(складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в
совокупности превышает 25 процентов, на основании отдельных решений
Правительства Российской Федерации и (или) порядка, определенного
Правительством Российской Федерации.
Также Законопроектом предусматривается право получателей средств
федерального бюджета открывать счета в Банке России и кредитных
организациях в соответствии с разрешением Минфина России, выданным им в
порядке и по форме, которые установлены Минфином России, для
осуществления расходов в сфере национальной безопасности, национальной
обороны, правоохранительной деятельности, что направлено на оперативное
осуществление ими операций.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация
Законопроекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета на
доработку информационных систем Федерального казначейства. Объем и
источники финансового обеспечения указанной доработки будут определены в
рамках формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на
соответствующий финансовый год и плановый период.
При этом прогнозируется долгосрочный положительный бюджетный
эффект в случае перехода к оказанию небанковской кредитной организацией
акционерным обществом «Национальный расчетный депозитарий» (центральный
депозитарий) депозитарных услуг Минфину России при управлении
финансовыми активами, в которые размещены средства Фонда национального
благосостояния, на безвозмездной основе. По оценке Правительства Российской
Федерации, бюджетный эффект от реализации указанной меры,
предусмотренной Законопроектом, может составить уже в 2025–2027 годах
порядка 1,4 млрд рублей.
Комитеты Совета Федерации по экономической политике, по социальной
политике, по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера, по конституционному законодательству и
государственному строительству, по науке, образованию и культуре и по обороне
и безопасности, являющиеся соисполнителем по Законопроекту, поддерживают
его концепцию.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации».