Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в статью 13
Федерального закона „О саморегулируемых организациях“ (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной
Думы Л.Э.Слуцким, С.Д.Леоновым, А.Н.Диденко и другими, сенаторами
Российской Федерации Е.В.Афанасьевой и В.Е.Деньгиным, комитет по вопросам
своего ведения отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон „О
саморегулируемых организациях“ изменения, предусматривающие, что
размещение средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций в
целях их сохранения, прироста и инвестирования таких средств не допускается в
валюте иностранных государств, совершающих в отношении Российской
Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные
действия.
В связи с вышеуказанным, комитет отмечает, что перечень иностранных
государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации,
российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия,
утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022
года № 430-р во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 марта
2022 года № 95 „О временном порядке исполнения обязательств перед
некоторыми иностранными кредиторами“. Список валют недружественных стран
установлен решением Совета директоров Банка России от 21 марта 2023 года „Об
обязательных резервных требованиях и коэффициентах по операциям с участием
кредитной организации – центрального контрагента“.
Комитет отмечает, что указанные перечень иностранных государств и
территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских
юридических лиц и физических лиц недружественные действия, и список валют
недружественных стран в условиях постоянно меняющейся международной
обстановки и международной политики подвержены изменениям. Вместе с тем
комитет отмечает наличие временного промежутка между включением
(исключением) соответствующих стран и валют в соответствующие список и
перечень и совершением в отношении Российской Федерации, российских
юридических и физических лиц недружественных (дружественных) действий.
Так, по мнению комитета в представленном Законопроекте не вполне
проработана вероятность возникновения ситуации, когда средства
компенсационного фонда саморегулируемой организации размещены в
иностранной валюте государства, которое на день такого размещения не было
признано иностранным государством, совершающим в отношении Российской
Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные
действия, и валюта которого не внесена в список валют недружественных стран,
однако впоследствии указанное иностранное государство и его национальная
валюта были включены в указанные перечень и список. Также возможна
реализация и обратной ситуации.
Кроме того, в материалах к Законопроекту не приведены сведения об
объемах средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций, в том
числе, размещаемых в целях их сохранения, прироста и инвестирования,
свидетельствующие о том, что недопущение использования валюты
недружественных иностранных государств в этих целях могло бы значимо
способствовать декларируемым Законопроектом целям по защите России от
влияния их валюты.
Согласно финансово-экономическому обоснованию, принятие
Законопроекта не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации, связанных с реализацией его положений.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона „О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „О
саморегулируемых организациях“.