Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 850897–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)“ и Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“ (далее –
проект федерального закона), внесенный депутатами Государственной Думы
С.М.Мироновым, А.М.Бабаковым, О.А.Ниловым, С.В.Кабышевым,
Я.В.Лантратовой, Н.В.Новичковым, М.Г.Делягиными и другими, комитет
отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается возложить на Банк России во
взаимодействии с Правительством Российской Федерации осуществление
следующих функций:
- по разработке и реализации мер по предупреждению мошеннических
действий в сфере заемных средств, включая преступления, совершаемые с
использованием информационно-телекоммуникационных технологий;
- по установлению обязательных требований к кредитным организациям,
направленных на выявление, пресечение и предотвращение мошеннических
схем, а также утверждению критериев оценки частоты и масштаба совершения
таких действий для формирования рейтинга кредитных организаций.
Также проектом федерального закона предлагается установить обязанность
кредитных организаций разрабатывать и внедрять меры, направленные на
предотвращение мошенничества в сфере заемных средств, включая
преступления, совершаемые с использованием информационно-
телекоммуникационных технологий, а также информирование клиентов о
возможных рисках мошенничества и внедрение механизмов выявления и
пресечения подозрительных операций.
Комитет считает необходимым отметить, что в настоящее время в целях
создания механизма противодействия мошенническим схемам в финансовой
сфере уже принят ряд законодательных актов Российской Федерации.
В частности, Федеральным законом № 9-ФЗ „О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации“ на кредитные
организации и микрофинансовые организации возложены обязанности по
разработке и реализации мероприятий по противодействию заключению
договоров потребительского кредита (займа) без согласия клиента или с согласия
клиента, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием
(далее — без добровольного согласия). Кредитная организация до предоставления
заемных денежных средств, а микрофинансовая организация при принятии
решения о предоставлении потребительского займа обязаны проверять сведения
о получателе денежных средств в базе данных о случаях и попытках
осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента.
Кроме того, предусмотрен „период охлаждения“ при передаче денежных средств
заемщику по договору потребительского кредита (займа).
Также Федеральным законом № 41-ФЗ „О создании государственной
информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с
использованием информационных и коммуникационных технологий, и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“
создана государственная информационная система противодействия
правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и
телекоммуникационных технологий, установлены мероприятия по
противодействию выдаче наличных денежных средств без добровольного
согласия клиента. Так, кредитная организация, предоставившая клиенту
платежную карту, до выдачи наличных денежных средств с банковских счетов
клиента с использованием банкоматов обязана осуществить проверку на наличие
признаков выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия
клиента посредством банкоматов.
Также в целях защиты заемщиков были внесены изменения в части
обязанностей микрофинансовых организаций о проведении идентификации или
аутентификации заемщика.
Таким образом, предложенное проектом федерального закона правовое
регулирование не учитывает нормы действующего законодательства Российской
Федерации.
Обращаем внимание на то, что согласно статье 7 Федерального закона
»О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» проект
федерального закона подлежит направлению на заключение в Банк России,
которое в сопроводительных материалах к проекту федерального закона
отсутствует.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
»О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный
закон «О банках и банковской деятельности».