Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 878698–8 «О внесении изменения в статью 33338
части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу депутатом Государственной
Думы С.В. Авксентьевой и Государственным Собранием – Курултаем Республики
Башкортостан, и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается освободить от уплаты государственной
пошлины на 50% физических лиц, признаваемых близкими родственниками
в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (далее – СК РФ),
за нотариальное удостоверение договоров дарения недвижимого имущества.
Федеральным законом от 13 декабря 2024 года № 459-ФЗ «О внесении
изменения в статью 574 части второй Гражданского кодекса Российской
Федерации» с 13 января 2025 года введено обязательное нотариальное
удостоверение договоров дарения недвижимого имущества между физическими
лицами.
Как следует из пояснительной записки, средняя стоимость нотариального
удостоверения договора дарения недвижимости составляет для граждан
25–30 тыс. рублей, что для многих граждан, особенно пенсионеров и иных
социально незащищенных категорий граждан, является весьма обременительным.
Причем близкие родственники освобождены от уплаты налога на доходы
физических лиц в отношении доходов, полученные в порядке дарения, включая
объекты недвижимого имущества.
Необходимо отметить, что круг близких родственников в СК РФ определен
в статье 14 «Обстоятельства, препятствующие заключению брака», согласно
которой не допускается заключение брака, в частности, между близкими
родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии
(родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными
и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
При этом в СК РФ также используется понятие «члены семьи».
Так, например, согласно статье 2 СК РФ семейное законодательство регулирует
личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи:
супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях
и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими
родственниками и иными лицами.
Таким образом, супруги, а также усыновители и усыновленные являются
членами семьи, однако не рассматриваются семейным законодательством
в качестве близких родственников. Вместе с тем представляется очевидным,
что, хотя данные лица и не состоят в кровном родстве между собой, но близость
их отношений внутри семьи в качестве ее членов, очевидно, является
не меньшей, чем между кровными родственниками, в связи с чем представляется
логичным предоставить предлагаемую законопроектом льготу не только близким
родственникам, но и членам семьи, то есть супругам, усыновителям
и усыновленным, которые таким же образом, как и близкие родственники,
могут совершать сделки по дарению недвижимого имущества между собой.
При этом согласно абзацу второму пункта 181 статьи 217 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее – НК РФ) доходы, полученные в порядке дарения,
освобождаются от налогообложения не только в случае, если даритель
и одаряемый относятся к категории близких родственников в соответствии
с СК РФ, как это отмечается в пояснительной записке к Законопроекту,
но также и в случае, если они являются членами семьи.
В связи с этим, по мнению комитета, целесообразно распространить
предлагаемую Законопроектом льготу также и на членов семьи.
Кроме того, в настоящее время в соответствии с действующей редакцией
Основ законодательства Российской Федерации о нотариате за удостоверение
договора дарения уплачивается единый нотариальный тариф, включающий
федеральный тариф в размере государственной пошлины и региональный тариф,
размер которого устанавливается нотариальной палатой.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 33324 НК РФ размер государственной
пошлины (федерального тарифа) за удостоверение договора дарения составляет
0,5% от стоимости отчуждаемой доли жилого дома
и земельного участка, но не более 20 тыс. рублей.
Таким образом, в случае принятия Законопроекта максимальный размер
государственной пошлины составит 10 тыс. рублей. Соответственно, средняя
стоимость нотариального удостоверения договора дарения недвижимости –
15–20 тыс. рублей, что также остается обременительным.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть вопрос
о полном освобождении членов семьи и близких родственников от уплаты
указанного вида государственной пошлины.
Концептуальных замечаний правового характера по Законопроекту
не имеется. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству
и государственному строительству поддерживает Законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам поддерживает проект федерального закона № 878698–8 «О
внесении изменения в статью 33338 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации».