Отзывы на ПФЗ

Отзыв по проекту законодательной инициативы № 8–730 «О внесении изменений в статьи ЗЗЗ.36 и ЗЗЗ.37 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», подготовленному Законодательным Собранием Вологодской области

Рассмотрев проект законодательной инициативы № 8–730
«О внесении изменений в статьи ЗЗЗ36 и ЗЗЗ37 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации» (далее — Проект), подготовленный
Законодательным Собранием Вологодской области, комитет отмечает
следующее.
Проектом предлагается освободить специализированные
некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную
на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах (региональных операторов) от уплаты
государственной пошлины за подачу исковых заявлений и за выдачу
судебных приказов.
Как следует из пояснительной записки к Проекту, Федеральным
законом от 8 августа 2024 года № 259-ФЗ «О внесении изменений в части
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
значительно увеличены размеры в том числе указанных видов
государственной пошлины. В связи с этим освобождение региональных
операторов от уплаты государственной пошлины позволит сократить
расходы для них, а также снизить финансовое бремя для граждан в виде
судебных расходов в случае добровольного либо принудительного
исполнения судебного акта.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с нормами
действующего законодательства Российской Федерации уплата
государственной пошлины является обязательным условием совершения
со стороны государства юридически значимых действий в отношении
заявителя. Государственная пошлина является источником покрытия
судебных расходов, помимо издержек, связанных с рассмотрением дела.
Действующее законодательство Российской Федерации
предусматривает в ряде случаев обязательное соблюдение досудебного
порядка урегулирования споров, в рамках которого стороны могут
урегулировать возникшую ситуацию без обращения в суд. Кроме того,
в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской
Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд
присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные
расходы, в том числе суммы уплаченной государственной пошлины.
В случае если ответчиком не исполняется добровольно судебный акт,
он может быть исполнен в порядке принудительного взыскания
задолженности, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября
2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», за счет имущества
должника, в том числе за счет денежных средств на счетах в банках.
Причем судебный приказ является одновременно исполнительным
документом и приводится в исполнение в порядке, установленном
для исполнения судебных постановлений.
Также, по мнению комитета, проблема образования задолженности
и соответственно ее взыскания является многоаспектной. В связи с этим
требуется детальный анализ всех аспектов указанной проблематики, а также
мониторинг и анализ практики взыскания задолженности по уплате взносов
на капитальный ремонт в условиях повышения размеров «судебной»
государственной пошлины.
При принятии решения о введении предложенного Проектом
механизма необходим анализ финансово-экономических и регулирующих
последствий его реализации. Вместе с тем в сопроводительных к Проекту
материалах отсутствует аналитическая и статистическая информация,
позволяющая оценить предлагаемые меры.
Учитывая изложенное, комитет считает, что проект законодательной
инициативы № 8–730 «О внесении изменений в статьи ЗЗЗ36 и ЗЗЗ37 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации» не может быть
поддержан в представленной редакции и требует дополнительного
обоснования.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской
Федерации законопроекты, предусматривающие введение или отмену
налогов, освобождение от их уплаты, об изменении финансовых
обязательств государства могут быть внесены только при наличии
заключения Правительства Российской Федерации. Соответственно,
в случае принятия решения о внесении подготовленного законопроекта
в Государственную Думу потребуется получение заключения Правительства
Российской Федерации.