Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений
в статьи 1711 и 1713 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее -
законопроект), внесенный на рассмотрение Государственной Думы сенаторами
Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, С.Н. Рябухиным
и другими, депутатами Государственной Думы М.А. Топилиным, Н.В. Школкиной,
А.Ю. Кирьяновым, В.В. Ивановым, комитет в части вопросов своего ведения
отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях предупреждения совершения
преступлений, ответственность за которые установлена частями пятой и шестой
статьи 1711 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ),
статьей 1713 УК РФ.
Частью пятой статьи 1711 УК РФ установлена ответственность
за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или продажу
немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке
акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также
немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными
(акцизными) марками, совершенные в крупном размере, которым признается
стоимость таких продукции и изделий, превышающая сто тысяч рублей.
В свою очередь, частью шестой статьи 1711 УК РФ установлена
ответственность за совершение вышеуказанного деяния группой лиц
по предварительному сговору, организованной группой или в особо крупном
размере, которым признается стоимость немаркированной алкогольной
продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая
один миллион рублей.
Законопроектом предлагается примерно в два раза увеличить размеры
штрафов за совершение данных преступлений (например, за нарушение
части пятой статьи 1711 УК РФ предлагается повысить максимальную планку
штрафа с пятисот тысяч до одного миллиона рублей). Следует отметить, что такая
ответственность не изменялась с момента ее установления Федеральным законом
от 21 декабря 2013 года № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной
и административной ответственности за нарушения в сфере производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Одновременно с этим законопроектом предусматривается изменение
квалифицирующих признаков крупного размера путем уменьшения его размера
со ста тысяч до пятидесяти тысяч рублей и особо крупного размера путем
уменьшения его размера с одного миллиона до пятисот тысяч рублей.
Аналогичные изменения предлагается внести в примечание к статье 1713 УК РФ,
устанавливающей ответственность за незаконные производство и (или) оборот
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачной
продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.
Необходимо принять во внимание, что ключевыми трендами последних лет
в сфере производства контрафактной продукции стали децентрализация,
сокращение хранимых запасов, уменьшение объемов перевозок или поставка
под заказ. Нелегальное производство стало преимущественно кустарным
и локализуется в зоне гаражно-складских помещений. Основная цель преступного
сообщества – сокращение финансовых потерь в случае ликвидации складов
правоохранительными органами и уклонение от уголовной ответственности.
Для достижения действующего в настоящее время крупного размера в сто тысяч
рублей и, соответственно, привлечения к уголовной ответственности
по статьям 1711 и 1713 УК РФ, требуется изъятие около тысячи бутылок
нелегального алкоголя, причем каждая из них может являться причиной массовых
отравлений граждан.
Кроме того, одна такая партия алкоголя наносит вред бюджетам бюджетной
системы Российской Федерации в размере примерно 180 тысяч рублей
в связи с неуплатой акциза и налога на добавленную стоимость.
По мнению комитета, снижение порогов крупного и особо крупного
размеров по рассматриваемым статьям УК РФ позволит создать невыгодные
условия хранения и перевозки партий контрафактной продукции.
Учитывая вышеизложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона № 846510–8 «О внесении изменений в статьи 1711 и 1713
Уголовного кодекса Российской Федерации».