Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменения в статью
26 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)“ в части увеличения прибыли, направляемой Банком России в
федеральный бюджет» (далее – проект федерального закона), внесенный
депутатами Государственной Думы С.М.Мироновым, А.М.Бабаковым,
О.А.Ниловым, С.В.Кабышевым, Я.В.Лантратовой, Н.В.Новичковым,
М.Г.Делягиными и другими, комитет отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается увеличить долю прибыли
Банка России, отчисляемую в федеральный бюджет до 80%.
В соответствии с действующими нормами законодательства Банк России
перечисляет в федеральный бюджет 75% фактически полученной им по итогам
года прибыли. Оставшаяся в распоряжении Банка России прибыль по решению
Совета директоров Банка России направляется на покрытие убытков,
образовавшихся по итогам деятельности Банка России в прошлых периодах, а
также в резервный и социальный фонды Банка России.
Отметим, что Банк России является уникальным юридическим лицом,
уставный капитал и имущество которого являются федеральной собственностью,
при этом Банк России наделен имущественной и финансовой
самостоятельностью, самостоятельно обеспечивает свои расходы.
На протяжении периода с 2017 по 2022 год деятельность Банка России была
убыточной и общая величина непокрытого убытка по состоянию на 01.01.2025
составила 1 845 млрд рублей. Банк России в этот период не имел возможности
формировать резервы и фонды различного назначения.
В 2023–2024 годах Банк России получил прибыль на общую сумму 340 млрд
рублей, из нее 255 млрд рублей подлежит перечислению в федеральный бюджет.
В распоряжении Банка России осталось 85 млрд рублей, из которых 42,5 млрд
рублей (50%) были направлены на покрытие убытков предшествующих лет, 39
млрд рублей (46%) – в резервный фонд Банка России, 3,4 млрд рублей (4%)– в
социальный фонд Банка России.
Также обращаем внимание на то, что согласно статьи 7 Федерального
закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» проект
федерального закона подлежит направлению на заключение в Банк России,
которое в сопроводительных материалах к проекту федерального закона
отсутствует.
Учитывая необходимость покрытия отрицательных финансовых
результатов деятельности Банка России за период 2017–2022 год, а также
незначительные объемы прибыли, остающиеся в распоряжении Банка России
после ее перечисления в федеральный бюджет, комитет не поддерживает
концепцию проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 26
Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)“ в части увеличения прибыли, направляемой Банком России в
федеральный бюджет».