Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и Федеральный
закон „Об общих принципах организации публичной власти в субъектах
Российской Федерации“ (далее – Законопроект), внесенный в Государственную
Думу сенаторами Российской Федерации А.В. Двойных, Т.А. Сахаровой,
И.Ю. Святенко, И.Б. Тресковым, а также депутатами Государственной Думы
Д.Н. Кобылкиным, А.Б. Коганом, Ж.А. Рябцевой и другими, комитет
по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Законопроект разработан с целью предоставления субъектам Российской
Федерации права устанавливать порядок обращения с отходами строительства,
сноса, технического перевооружения, благоустройства.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный
закон „Об отходах производства и потребления“, направленных на регулирование
вопросов обращения с отходами строительства, реконструкции, капитального
ремонта, сноса объектов капитального строительства, благоустройства территорий
(далее – отходы строительства).
Так, понятийный аппарат предлагается дополнить определениями отходов
строительства, мобильных установок для обработки (или) утилизации и (или)
обезвреживания отходов.
Максимальная утилизация отходов строительства отнесена Законопроектом
к приоритетным направлениям государственной политики в области обращения с
отходами.
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами
предлагается отнести утверждение правил оснащения транспортных средств,
используемых для транспортировки отходов строительства, аппаратурой
спутниковой навигации.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с
отходами предлагается отнести регулирование и организацию обращения с
отходами строительства, за исключением случаев обращения с отходами
строительства, образующимися в результате деятельности для обеспечения
обороны и безопасности государства.
Законопроектом предлагается установить требования к местам (площадкам)
накопления отходов строительства, в частности, требования к использованию
земельных участков, на которых осуществляется строительство, реконструкция,
капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, благоустройство
территории, или смежных с ним участков, в целях обработки, утилизации,
обезвреживания отходов строительства, а также требования к сведениям о составе
таких отходов.
Также Законопроектом предлагается установить особенности обращения с
отходами строительства, в том числе определить компетенцию органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области нормативно-
правового регулирования в сфере обращения с отходами строительства, а также
требования к содержанию указанных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации, в том числе в случае, если в субъекте Российской
Федерации действует региональная информационная система в области
обращения с отходами производства и потребления (далее – региональная
информационная система).
Предлагается закрепить требования в области обращения с отходами
строительства при осуществлении процессов строительства, реконструкции,
благоустройства, при архитектурно-строительном проектировании, а также при
транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении
отходов строительства, существенные условия договоров в области обращения с
отходами строительства.
Также Законопроектом предлагается определить перечень сведений,
направляемых уполномоченному исполнительному органу субъекта Российской
Федерации лицами, являющимися правообладателями объектов обработки,
утилизации, обезвреживания, захоронения отходов строительства,
осуществляющими транспортирование отходов строительства, а также установить
обязанности лиц, в деятельности которых образуются отходы строительства, лиц,
осуществляющих обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение,
транспортирование таких отходов, порядок размещения указанных сведений в
региональной информационной системе, а при ее отсутствии – в порядке,
определяемом субъектами Российской Федерации.
В случае непредставления названных сведений предусматривается
приостановление деятельности указанных лиц в области обращения с отходами
строительства, при неоднократном нарушении – прекращение такой
деятельности.
Также предлагается установить требования к региональным
информационным системам, в том числе к порядку их создания, и правила
информационного их взаимодействия с федеральными информационными
системами.
Законопроектом предусматривается внесение корреспондирующих
изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации публичной
власти в субъектах Российской Федерации“ в части определения полномочий
органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
в области обращения с отходами строительства.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Законопроекту
создание предусмотренных Законопроектом региональных информационных
систем является правом субъектов Российской Федерации.
В случае установления нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации требований к обращению отходами из числа
предусмотренных Законопроектом, эффективный контроль за соблюдением
которых должен осуществляться с использованием региональной
информационной системы, осуществление полномочия по утверждению правил
обращения с отходами строительства, а также осуществлению контроля за их
соблюдением, в том числе с использованием региональной информационной
системы, потребует дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской
Федерации.
Вместе с тем реализация указанного полномочия также является правом
субъектов Российской Федерации. При этом состав утверждаемых правилами
обращения с отходами строительства, требований к обращению с такими отходами
определяется субъектами Российской Федерации в том числе с учетом
возможности увеличения штатной численности государственных гражданских
служащих субъектов Российской Федерации и работников государственных
учреждений субъектов Российской Федерации в указанных целях.
Таким образом, обязательных дополнительных расходов бюджетов субъектов
Российской Федерации на реализацию положений Законопроекта не
предполагается.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах
производства и потребления“ и Федеральный закон „Об общих принципах
организации публичной власти в субъектах Российской Федерации“.