Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 831061–8 «О внесении изменений в статью 4 части
первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в части расширения
полномочий Правительства Российской Федерации), внесенный в
Государственную Думу депутатом Государственной Думы С.А.Наумовым (далее –
законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в статьи 4 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее – Кодекс) изменение, предусматривающее
предоставление Правительству Российской Федерации на постоянной основе
полномочия по изданию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов,
в частности, приостановление, отмену или перенос на более поздний срок
мероприятий налогового контроля, продление установленных Налоговым
кодексом сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), сроков
представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов),
бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений), при
введении в Российской Федерации или отдельных ее местностях чрезвычайного
положения, военного положения, режима повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации, а также правового режима контртеррористической
операции.
По концепции законопроекта у комитета имеются следующие замечания.
Действующей редакцией Кодекса установлены полномочия Правительства
Российской Федерации по изданию таких нормативных правовых актов в сфере
налогов и сборов на период 2022–2028 годов. Указанные полномочия носят
временный характер, что объясняется непредвиденными ситуациями,
возникшими с 2020 года (в частности, распространение новой коронавирусной
инфекции, присоединение новых субъектов Российской Федерации), которые
требовали оказания мер поддержки отдельным категориям лиц.
Согласно пояснительной записке к законопроекту практика показала
востребованность установленных временных полномочий Правительства
Российской Федерации, но для придания им постоянного характера необходима
убедительная аргументация, подкрепленная конкретными данными
правоприменительной практики. Вместе с тем пояснительная записка не содержит
достаточных сведений, подтверждающих неэффективность и недостаточность
действующего правового регулирования в налоговой сфере, достоверных данных
правоприменительной практики (статистических или иных данных), указывающих
на проблемы правоприменения. Поэтому достаточного обоснования
необходимости внесения в Кодекс предлагаемого изменения не усматривается.
Кроме того, следует учитывать нормы действующего законодательства
Российской Федерации. Военное положение регулируется Федеральным
конституционным законом от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном
положении», предусматривающим что в период действия военного положения
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг)
для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных
формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные
с введением временных ограничений на осуществление экономической и
финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров,
услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и
распространение информации, временно изменены форма собственности
организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой
деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного
и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное
положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено. При
этом указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации могут быть приняты как в период действия военного
положения, так и до его введения.
Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 года
№ 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение на всей
территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится
указом Президента Российской Федерации. Срок действия чрезвычайного
положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может
превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, — 60 суток.
Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В связи с этим полагаем, что законопроектом не учитывается действующее
правовое регулирование в случае введения в Российской Федерации или
отдельных ее местностях чрезвычайного положения, военного положения, режима
повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, правового режима
контртеррористической операции.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета
Федерации по конституционному законодательству и государственному
строительству не поддерживают концепцию законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету и
финансовым рынкам не поддерживает концепцию проекта федерального закона
№ 831061–8 «О внесении изменений в статью 4 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации».